- Название “Помогите Кузе”
- Задачи игры: создание условий для развития коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности: социального воображения, социальной перцепции, готовности к сотрудничеству, взаимопониманию; сплочение коллектива
- Игра направлена на решение следующих задач развития:
- усвоение норм общения, социально приемлемого поведения;
- усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций;
- формирование чувства коммуникативной компетентности;
- развитие способности дружить, испытывать длительные эмоциональные привязанности.
- Предполагаемый психологический результат: сплочение группы, улучшение социально-психологического климата
- Описание сюжетной канвы: движение внутри компьютерной игры, оказание коллективной помощи герою
- Время на игру и обсуждение: от 40 минут до 1 часа
- Участники:
- возраст участников: 8-10 лет
- размер группы: 8-10 человек – оптимально; до15 - максимально
- сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих: 1 педагог-психолог
- возможно участие классного руководителя в качестве наблюдателя или участника
- Возможно продолжение игры в деятельности психолога: проведение игры на новом уровне (более сложные задания на этапах игры)
- Подробный сценарий игры
- Форма обсуждения игры
- ПРИМЕЧАНИЕ: В зависимости от уровня развития группы ведущий может увеличить или уменьшить число возможностей продолжать игру после ошибки.
№ этапа |
Время на проведение |
Содержание этапа |
Задачи этапа |
Необходимые материалы, оборудование |
1. |
5 мин. |
Знакомство – игра “Снежный ком”. Первый участник называет свое имя и имя любимого сказочного героя, второй повторяет то, что сказал первый, представляется сам и называет имя своего героя, третий повторяет произнесенное первыми двумя участниками и добавляет свое и т.д. |
Настрой на предстоящую совместную деятельность и на внимательное отношение друг к другу |
|
2. |
5 мин. |
Трансляция сюжета участникам игры Виртуальный человечек Кузя рассказывает ребятам о том, что злая волшебница Сцилла похитила его жену Кузелину и детей. Чтобы спасти семью, Кузя должен пройти много разных испытаний. А это возможно только, если ребята помогут любимому герою. На прохождение всех испытаний отводится ограниченное время, так как Сцилла собирается переправить Кузину семью в параллельный мир. Этап считается пройденным, если дети преодолели его сообща, выполнив все условия. Если группа допускает ошибку, она возвращается на начало этапа. После совершения 5 ошибок, “game over”, и группа начинает игру с первого испытания. |
Введение участников в игровое пространство, знакомство с правилами игры. |
Телевизор, видеомагнитофон, фрагмент м/фильма или заставки компьютерной игры, игрушка Кузя. Возможно использование Power Point презентации “Помогите Кузе” |
3. |
3 мин. |
“Кузя на болоте” Кузя и его помощники (дети) встречают на пути труднопроходимое болото. При помощи двух дощечек, перекидывая их с “кочки” на “кочку” (обручи), дети должны преодолеть болото и не увязнуть в трясине. Стоять можно только на дощечках или “кочках”. |
Создание ситуаций, способствующих формированию навыков совместной деятельности |
Обручи – 5 шт., Дощечки 1х0,2 м – 2 шт. |
4. |
3 мин. |
“Кузя в дремучем лесу” Кузя и дети попадают в густой дремучий лес, в котором темно как ночью. Для того, чтобы пройти по этому лесу, дети должны встать в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи впередистоящим. Такой “гусеницей” дети идут по заданному маршруту с препятствиями. |
Создание ситуаций, способствующих формированию безусловного доверия |
Стулья, кегли, веревки |
5. |
3 мин. |
“Кузя и дикая река” Участникам игры предстоит проделать часть путешествия по дикой реке. У них есть плот (кусок ткани), на котором размещается вся группа. С каждым поворотом бурной реки плот теряет по одному бревну (ткань складывается пополам). Задача играющих – удержаться всем на плоту. |
Создание ситуаций, способствующих формированию терпимости внимания друг к другу, чувства единения с группой |
Кусок ткани или бумаги 2х2 м |
6. |
5 мин. |
“Кузя и лабиринт” Из столов, стульев и веревок сооружается лабиринт. Каждый участок лабиринта предстоит преодолевать по-разному: где-то пройти, где-то проползти, где-то перелезть. Выполнение задачи осложняется тем, что все участники связаны одной веревкой (расстояние между участниками 0,5-1 м) |
Создание ситуаций, способствующих формированию навыков взаимодействия, взаимопонимания, социальной перцепции |
Веревка 10-15м, стулья, веревки 1,5-2 м |
7. |
5 мин. |
“Через пропасть” |
Создание ситуаций, способствующих формированию безусловного доверия, терпимости, внимания к каждому члену группы |
Мел или веревка, чтобы отметить границу |
8. |
5 мин. |
“Загадки Сциллы” Преодолев препятствия, дети находят убежище Сциллы. Но чтобы освободить семью Кузи, им надо найти ответы на три загадки Сциллы 1. Расшифровать анаграммы и исключить лишнее слово ШКОЛУЗА УТИРОБАН
КЕНЗАЙНА 2. Найти 15 различий на двух картинках (каждый называет по одному) 3. Подобрать ключ к замочной скважине (по форме замочной скважины и бороздок на ключе) |
Создание ситуаций, способствующих формированию навыка коллективной мысле-деятельности, развития внимания и мышления |
Карточки с анаграммами, картинки с различиями в мелких деталях, рисунок замочной скважины и 7 ключей с различными вариантами бороздок |
9. |
2 мин. |
“Освобождение Кузелины и детей” Сцилла отдает детям волшебный ключ (мячик), но открыть дверь им можно только после того, как мяч побывает в руках у всех участников игры. Мяч можно только перекатывать из ладошек в ладошки, ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху или ронять на пол |
Создание ситуаций, способствующих формированию групповой сплоченности |
Мячик диаметром 8-10 см |
10. |
3 мин. |
Завершение игры Кузя встречается с семьей, благодарит участников игры за помощь и возвращается в свой виртуальный мир |
Выведение участников игры из игрового сюжета |
Телевизор, видеомагнитофон, фрагмент м/фильма |
Игра обсуждается в кругу. Дети отвечают на вопросы психолога:
- Что вы чувствовали, выполняя задание
на этапе…
- Когда было сложно выполнять задания?
- Что (или кто) помогало преодолевать препятствия?
- Чему научила игра?