Ситуации речевого общения на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В качестве цели обучения иностранному языку выдвинуто обучение общению. Ситуация является формой функционирования общения, единицей общения.

Коммуникативное обучение предполагает, что процесс обучения строится как модель процесса общения. В коммуникативном обучении ситуации используются не на завершающей стадии усвоения материала, они не приложение к обучению, а его сущностная основа на всех стадиях освоения материалом.

Ситуация должна стать единицей организации и основой управления процессом обучения иноязычному общению.

Ситуация – сложный феномен и требует широкого и глубокого подхода к его исследованию. Важное значение приобретает нахождение критериев, с помощью которых можно методически верно смоделировать ситуацию речевого общения.

Как известно, успех в обучении иностранным языкам определяется правильной организацией учебного процесса. Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке – задача учителя. И поэтому одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная и неоднозначно решаемая.

В общении реализуются различные формы деятельности (учебно-познавательная, общественно-политическая, трудовая, спортивная, художественная, бытовая). Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения.

Опыт работы в школе показывает, что высказывания учащихся в ходе беседы, когда обсуждается какой-либо вопрос, приобретают естественный характер, если совместная деятельность организована в рамках группового общения, чаще всего представленная монологической и диалогической речью учащихся.

Рассмотрим основные функции учебно-речевой ситуации в учебном процессе. На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Часто бывает и так, что созданная учителем на уроке ситуация может стать ситуация молчания или формального участия (боязнь получит плохую отметку). Психологи установили, что в подростковом возрасте интересные для ребят разговоры – это, во-первых, такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей; во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках.

Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекать внимание ребят к тому, о чем говорится: “Is it really so?”, “Do you agree?”, “You don’t say so!”, “How so?” и другие.

Общение на уроках в основном осуществляется преимущественно в таких организационных формах: учитель- ученик, учитель- класс, иногда ученик - ученики. Мы часто общаемся с членами семьи, с соседями по дому, с одноклассниками, с приятелями и нужно перестать воспринимать речевое общение, как метод обучения устной речи.

Необходимо научить учащихся тому, чтобы они могли успешно корректировать высказывания друг друга (исправлять, задавать уточняющие вопросы). Это на перовом этапе. На следующем этапе коммуникативные действия можно реализовать с помощью реплик – согласия или несогласия:

Right you are; I think the same; As for me I think…; I am afraid you are mistaken; I like it

Реплик, дополняющих говорящего:

More than that; besides; to make the things worse…;

Фраз, уточняющего характера:

As for me, I think…; I suppose…; I believe…

Обобщающих суждений:

On the whole; in general; summing up all you’ve just said; let’s come to a conclusion; so what is the result?

Эмоциональных реакций:

That is rather strange (awful, nice); Brilliant; So many; Great; Well done

Иронических реплик типа:

So there you are! Why should you?

Реплик, выражающих просьбу:

May I…? Can you…? Will you…? Please, don’t do it

Реплик, дающих отрицательную оценку:

I find it bad; I find it not very good

Реплик удивления:

Is it? Do you? Are you? Really? How so? You don’t say so.

Анализ группового общения позволяет заключить, что свободная беседа учащихся не всегда имеет четко поставленную цель. Дискуссия сама по себе трудна и требует проявления многих качеств участников дискуссии. В ролевой игре все эти качества обнажены. В ролевой игре все эти качества обнажены. В ролевой игре предлагаются достаточно точные и легко доступные учащимися ориентиры для группового речевого взаимодействия.

На начальном этапе обучения ученикам трудно думать о технологии проведения групповой дискуссии. Игра же позволяет сделать этот процесс более естественным и интересным.

Неформальные отношения в группе, которые устанавливаются при ролевой организации учебного взаимодействия, также способствуют этому. Ролевая дискуссия в легкой и непринужденной форме позволит учащимся снять коммуникативные барьеры в общении, увеличить объем их речевой практики, поможет каждому спланировать своё высказывание, а всех вместе – объединит сюжетом, организационными формами, правилами и т.п., заложит основы технологии группового дискутирования.

В результате анализа , что наибольшие возможности в воплощении речевых ситуаций открываются в игровой деятельности детей. На младшей ступени обучения учащимся нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект. Уже в 5 классе можно предлагать простые ситуации:

“Вы встретились с туристом из Великобритании. Давайте познакомимся с ним поближе” Диалог “Знакомство”

При изучении темы “Внешность”: “ К нам в класс пришел сотрудник милиции. Разыскивается преступник. Дается описание внешности преступника” Учащиеся пытаются догадаться о ком идет речь.

Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания, инсценирования. Например, в 5 классе при изучении темы “Семья” учащиеся приносят фотографии членов своей семьи. Можно предложить следующие задания:

- Наташа, покажи нам фотографии членов твоей семьи и расскажи о них. Класс должен быть готов задать вопросы.

Тема “My Flat”. Даю описание дома Снежной королевы или других сказочных персонажей. Ученики делают зарисовки, затем рассказывают что у них получилось. Дается картинка, где женщина занимается домашними делами, затем дается речевая задача: “Это твоя мама. Познакомь меня с ней и расскажи немного о вашей квартире”. Так при изучении темы “Досуг” можно предложить следующие ситуации: “Нина очень любит готовить. Это её хобби. Вы были у нее на дне рождения, и вам очень понравился её торт. Попросите Нину рассказать рецепт приготовления торта”

“Вика очень любит музыку. Послушайте её рассказ о своем увлечении и задайте ей вопросы” Некоторым учащимся в индивидуальном порядке можно предложить программу телевидения. “Посоветуйте, что можно посмотреть по телевизору”. Следует приучать школьников не замыкаться в рамках изученной темы, а расширять свои высказывания, связывать их с ранее изученными темами. Не следует навязывать содержание высказываний. Например, при изучении темы “Путешествие” повторяются темы “Мой город”, “Мое село”. Предлагаются ситуации: “Ваши планы на выходные”, “Ваши планы на ближайшие каникулы”, “Ты сидишь в вагоне поезда. Опиши, что ты видишь из окна”, “Помоги маме упаковать вещи для путешествия”

Речевые ситуации рассматриваются как модель жизненных ситуаций, в которых учащиеся определенного возраста много и охотно говорят то, что требует от них соответствующая возрасту программа обучения иностранному языку. В некоторых ситуациях люди общаются почти автоматически. Обучающие и воспитывающие возможности ролевого общения могут быть реализованы в полной мере при условии правильного распределения ролей.

В процессе обучения от ученика не требуется, чтобы он выступал в роли учителя, космонавта и т.п. Но эти роли привлекают учащихся. Исполняя определенную роль, учащиеся высказываются от имени своего персонажа, оценивая события и факты с его позиции. Возможность оценивать события и факты с различных позиций расширяет социальный опыт учащихся, учит общению. Часто на уроках ученики выступают в роли учителя, и им это очень нравится. В своей работе я стараюсь применять такие приемы обучения, которые помогают повысить эффективность урока.

Речевая ситуация должна (по возможности) быть адекватной реальной ситуации общения; предельно ясной учащимся; воспитывать у них внимательное отношение к одноклассникам, чувство коллективизма, инициативности; должна стимулировать мотивацию учения; вызывать у школьников интерес к заданию, желание хорошо его выполнить. Предлагая ситуации общения, необходимо учитывать языковую подготовку учащихся. Так, работая над темой “Покупки” предлагается ситуация: “Вы пришли в магазин и делаете покупки в одном из его отделов” другой ученик делает покупки в другом отделе. Затем учащиеся меняются ролями. Более слабым учащимся можно предложить просто наполнить сумку продуктами.

Можно использовать также ситуации, заключающие в себе идею оказания помощи кому-либо. Например: “Help your mother in her work” (to prepare soup, to clean the room) Ситуация в библиотеке: “You are a librarian. Try to help pupils to find books, which they need”

Речевые ситуации способствуют также закреплению лексических единиц, грамматических структур. Нельзя забывать и о том, что в общении участвуют не абстрактные субъекты, исполняющие какие-то роли и осуществляющие совместную деятельность, а живые люди, личности со всеми присущими им свойствами. Включение ученика в иноязычную деятельность общения – не только важная практическая задача, её решение является важным вкладом в формирование личности учащегося. Как уже отмечалось, ситуация – единица общения, “русло” общения. Проявляя активность, ученик формируется как активная личность. Что значит проявлять активность? Это значит не быть равнодушным, простым наблюдателем.

Применение ситуативных картинок помогает активизировать речевую деятельность учащихся. По картинкам можно поговорить, выбирая из накопленного в памяти материала то, что требуется для беседы в данной ситуации. Ученики сами становятся действующими лицами. Каковы рекомендации к такому виду работы: рассмотреть картинку, с тем, чтобы представить себе ситуацию, в которой будет протекать беседа; постараться вспомнить отдельные реплики, которые можно использовать в беседе в данной ситуации. Учащиеся сам определяют структуру диалога для данной конкретной ситуации. Главное условие общения – не бояться ошибок, не бояться плохой оценки.

Таким образом, практика показывает, что речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность учащихся, повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск. Учителю предоставлена возможность варьировать ситуации от класса к классу, для разных учащихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.

Список использованной литературы:

  1. Вайсбурд М. Л., Ариян М. А. Ситуативная роль как методическое понятие – Иностранные языки в школе – 1984 - №5
  2. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации – иностранные языки в школе -1995 - №4
  3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.; Знание 1979
  4. Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке – Иностранные языки в школе – 1987 - №3
  5. Пассов В. И. Основные вопросы обучения иноязычной речи – Воронеж, 1976
  6. Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку – Иностранные языки в школе – 1984 -№6