Цели и задачи урока:
- Закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой
- Учить различать буквы И - У, смешиваемые при письме.
- Развивать зрительную память, слухомоторные координации, произвольную деятельность.
1. Организационный момент.
Назвать: со звуком «У» - прилагательные, со звуком «И» - существительные, со звуками «И» и «У» - глаголы.
2. Развитие произвольного внимания и кинестетического анализа
- Продолжите ряд букв в таком же порядке.
Помните: При произнесении звука «И» – губы растягиваются в стороны – и буква И пишется движением руки в сторону;
При произнесении звука «У» – губы вытянуты – и буква У вытянута.
И И У И И
У И У И
У У И И
- Отгадать, какую букву надо написать в слове, если губы вытянуты вперед «трубочкой»? А если губы «в улыбке»?
Ученики повторяют слова, заменяя звуки «У», «И» воспроизведением соответствующей артикуляции:
Улитка – туфли – институт – будильник
3. Развитие слухомоторных координаций.
Когда я постучу 2 раза, вы произнесете слог «ТУ» 1 раз, а когда я постучу 1 раз – скажете слог «МИ» 2 раза.
А теперь наоборот. Я буду говорить, а вы стучать.
4. Развитие языкового анализа и синтеза.
Замени звуки «У» на «И» или «И» на «У» в словах:
ЛУПА ЛИК ПИСК
5. Развитие слухоречевой памяти
Запомнить предложение, записать его по памяти, заменяя букву У знаком ,
букву И - знаком :
В школьном саду ученики посадили дубки.
Сегодня у нас не будет урока чтения.
6. Упражнения с элементами кодирования
(Развитие зрительно-моторных координаций).
- Прочитайте текст, заменяя буквы И, У соответствующими движениями руки.
Курица-математик.
Ты, наверное, не знаешь, что курица умеет считать. Но только до четырех. Пока курица-наседка сидит на гнезде и высиживает цыплят, из-под нее можно утащить сколько угодно яиц. Но число оставшихся яиц не должно быть меньше четырех. Пока остается два или три яйца, курица беспокоится и кудахчет. Если положить недостающие до четырех яйца, курица сразу успокаивается.
- В первом предложении обведите слова с буквой У. (Приложение 1)
В третьем - слова с букой И.
Напишите в воздухе слова с буквами У и И. С буквами И и И. (из текста)
- «Расшифруйте» предложения:
Дед шка подарл Мше дочк , а бабшка – кнг.
- Прочитайте, выберите нужную букву и составьте предложения.
Мальч/у/и/к, домой, школы, /у /и/з, возвращался.
С/у/и/льный, вдр/и/у/г, снег, повал/у/и/л.
Заст/у/и/г, в, школьника, б/и/у/ран, поле.
/И/У/вяз, продрог, в, он, /у/и, с/и/у/гробе.
Сосед, проезжал, М/у/и/ша, м/у/и/мо.
Мальч/у/и/ка, он, в, /и/у/видел, с/и/у/гробе.
Вытащ/у/и/л, /у/и, домой, М/у/и/ша, с/и/у/гроба, подвез, /у/и/з, его.
- Прочитайте слова справа налево, запишите их правильно, если 1 == У , 2 == И.
АН2Б1Д | Е2НЕВЛ2Д1 | 2ЛФ1Т | 2Х1М |
Н2ШВ1К | 2КР1НШ | 2К2Б1К | 2К2ЛБ1Б |
- Пословицы «перепутались»:
Труд кормит, умей и поправиться.
Умел ошибиться, а лень портит.
Проговорите пословицы правильно, соединяя произнесение звука «У» с движением руки сверху вниз , а произнесение звука «И» с движением руки слева направо .
Запишите в тетрадях.
7. Итог
Назовите дни недели, который будет после пятницы, перед вторником, между понедельником и средой. В каких названиях нужно написать букву И, букву У?
Литература:
- И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших дошкольников».
- С.В. Коноваленко «Психологическая профилактика и коррекция нарушений чтения, письма, счета».
- А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова «Обучаем читать и писать без ошибок»