Интегрированный урок-сказка на тему "Табличные случаи умножения и деления", 3-й класс. УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

Закреплять у учащихся знания табличного умножения и деления.

Задачи:

  1. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи и изученный геометрический материал.
  2. Организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, в ходе которой будут совершенствоваться вычислительные навыки, развиваться мышление, внимание, речь учащихся.

  3. Продолжить работу с учащимися по воспитанию и развитию у них познавательных интересов, умению коллективно и индивидуально выполнять задания.

Оборудование: Рабочая тетрадь учащихся на печатной основе, наглядные пособия, диск с заданиями, компьютер, экран, мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. ОНУ

Учитель:

- Сегодня на уроке мы будем закреплять знания таблицы умножения и деления, продолжим совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

- Поднимите руку, кто из вас любит сказки? Хотите побывать в одной из них?

Тогда, соберем внимание, умения, знания, сядем удобнее - сказка начинается.

(Звучит музыка)

Василиса:

Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка.
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька журчала,
Чтобы весь честной народ
На неё дивится, мог.

II. Устный счет

Учитель:

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И был у него единственный сын. Хотите знать, как его звали?

Для этого нужно найти значение выражений, а потом с помощью ответов узнать имя царевича.

(На экране и соответственно в тетрадях детей)

«Найди значение выражений»

1) 5*9= 2) 28:7=
3) 18:6= 4) 9*8=
5) 9*4= 6) 6*8=
7) 35:7= 8) 9:3=

Дети выполняют вычисления в тетрадях. Проверяем ответы, зачитывая выражения разными способами.

«Расположи ответы по порядку и прочитай имя царевича».

(числа и соответствующие им буквы даны на экране и в рабочей тетради ученика)

- Самостоятельная работа учащихся

Проверяем ответы:

45, 4, 3, 72, 36, 48, 5, 3.
И   в   а   н   у   ш   к   а

Имя царевича «Иванушка»

Иванушка: - А вот и я. Здравствуйте ребята!

Однажды я приехал вместе с послами в соседнее царство и увидел там принцессу. Она мне очень понравилась. Когда я спросил царя, как её зовут, то вместо ответа он протянул мне этот лист бумаги.

Помогите мне отгадать этот ребус.

Попробуем прочитать имя принцессы

Самостоятельная работа учащихся

Проверяем:

► Василёк оса
►Убрать  «ёк»
► Убрать  «о»
►Вставить «и»
►Соединить части слов «Васил» «иса»

(ребус предлагается  на экране и в рабочей тетради ученика)

III. Составление верных равенств

Иванушка:

- Однажды пришла страшная весть. Налетел на царство Змей Горыныч, выжег поля и деревни. А самое страшное – это то, что унёс он Василису в свой замок.

Вот я и решил спасти принцессу. Пойду собираться в дорогу.

Учитель:

- Путь царевича нелёгкий, за тридевять земель.

Знаете ли вы, сколько это тридевять?

(ответ) На Руси считали по 9, значит тридевять – это три раза по 9. Посчитайте сколько это? (27)

- Находить значение выражений мы умеем. А теперь попробуем сами составить верные равенства. Перед вами на экране и в тетради числа.

Используя эти числа и знаки * и: составьте верные равенства со значением 27.

Числа: 3, 9, 1, 0.

Проверим ответы и узнаем, что царевич взял в дорогу.

9*3*1=27 3*1*9=27  9*3:1=27  
3*9=27 3*3*3=27 9:3*9=27 и т.д.

Коллективная работа. Запись на доске и в тетради.

►Правильная ли это запись?

3*9*0=27 (нет)

Учитель:- Молодцы. Сейчас мы учились составлять выражения. Эти знания пригодятся нам при решении задач. Так что путь нам не страшен.

IV. Арифметический диктант

Учитель:

- А вот и первое препятствие. (Звучит музыка) Перед царевичем топкое болото.

Перейти можно только по кочкам, выполнив задания. (На кочках числа 1,2,4,8,16)

Задания (проговаривает учитель):

1 строка:

- Выбери и запиши наименьшее натуральное число.
- Выбери и запиши наибольшее натуральное число.
- Найди произведение этих чисел.
- Найди частное этих чисел.
- Уменьши значение частного в 2 раза.
- Увеличь это число в 9 раз.

2 строка:

- Прочитай числа расположенные на кочках и запиши их в порядке увеличения.

Проверим ответы.

1 строка 1, 16, 16, 16, 8,72

2 строка 1, 2, 4, 8,16

► Молодцы. Помогли Иванушке пройти топкое болото.

Учитель

Идёт Иванушка дальше, и попал в дремучий лес. А, чтобы не заблудиться волшебные слова повторяет

V. Физминутка:

Иванушка:

Здравствуй, лес - дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

VI. Повторение изученного материала.

Учитель: (Звучит музыка)

- Вдруг деревья расступились, и увидел Иванушка на поляне избушку на курьих ножках. Кто в ней живёт?

Баба - Яга: - Добрый молодец пожаловал. Как хорош! Будет у меня сегодня сытный ужин.

Иванушка: - Погоди, бабушка, меня есть, скажи-ка лучше, не пролетал ли здесь Змей Горыныч с принцессой Василисой?

Баба - Яга: - А как же, видела. А зачем он тебе?

Иванушка: - Змей Горыныч сжёг все поля и деревни и похитил Василису. А я решил её спасти. Не подскажешь ли ты мне, бабушка, как найти замок Змея Горыныча?

Баба - Яга: - Ну что ж, за то, что ты со мною по-доброму говоришь, не буду, я тебя есть и даже помогу. Но не просто так, выполни мои три задания.

Задание первое:

  • Есть у меня гуси - лебеди, помощники мои. А вот, сколько их, я не знаю, никак не могу посчитать. Вот тебе цепочка примеров, реши их. Последнее число и покажет, сколько гусей у меня.

18→ :9…→ *5 …→ *3 …→ :6 …→*7 …

(соответствующая цепочка дана в рабочей тетради)

Данное задание выполняется учащимися самостоятельно.

Учитель:

Проверим ответы. 18→ :9 2→ *5 10→ *3 30→ :6 5→*7 35

Задание второе:

Баба - Яга: В этом году у меня 35 гусей – лебедей, а в прошлом году было в 5 раз гусей – лебедей меньше. Сколько всего гусей – лебедей у меня было за эти два года?

Текстовая задача решается фронтально.

В тетради выполняется краткая запись и решение задачи.

Проверим ответ: 42

Задание третье:

Баба - Яга:

- Есть у меня косынка любимая. Вот она.

►Посчитай количество треугольников всего. Проверим ответ: 6

Баба - Яга:

- Молодец Иванушка, выполнил мои задания. И ребята тебе дружно помогали. Отпущу я тебя. Вот волшебный клубок. Он поможет тебе добраться до замка Змея Горыныча.

Иванушка:

- Спасибо тебе Баба – Яга.

Учитель:

- Покатил Иванушка клубок по дорожке. Идет по лесу тёмному и волшебные слова повторяет.

VII. Физминутка:

Иванушка:

Здравствуй, лес - дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

Учитель: Шёл Иванушка 3 дня и 3 ночи. Наконец пришёл к замку Змея Горыныча. Хотел в замок войти, а у порога сам Змей сидит и никого не пускает.

Змей Горыныч: Зачем Иванушка пожаловал?

Иванушка: За своей невестой Василисой.

Змей Горыныч: Ха, ха, ха! И ты думаешь победить меня? Глупый ты человек! … Ну что ж, пущу я тебя, но сначала выполни мои задания.

Учитель:

- Ребята, нужно выручать Иванушку. Поможем?

VIII. Упражнение в составлении задач по краткой записи

Задание первое:

Змей Горыныч: Я приготовил тебе задачу, написал её. Но вдруг пошёл дождь и смыл все слова, появились одни только линии. Придёумай сам задачу.

К.Б. __4
Зм. Г. _________

(соответствующая краткая запись дана в рабочей тетради). Решение задачи записывается в тетради.

Задание второе:

Змей Горыныч:

- Ладно, Иванушка заходи. Только найди сначала ключ от этой двери.

(соответствующий рисунок дан в рабочей тетради)

IX. Итог урока

Учитель:

- Вот и открылась наша дверь. А навстречу вышла Василиса.

Иванушка:

- Здравствуй Василиса. Когда я узнал о том, что тебя похитил Змей Горыныч, мне очень захотелось тебе помочь и спасти от лап чудища. Путь к тебе оказался трудным, но ребята мне помогали.

Василиса:

- А что же вы делали?

Ребята:

- находили значения выражений, учились сами составлять выражения, решали задачи, сами составляли задачу…т.д.

Василиса:

- Спасибо тебе Иванушка за то, что спас меня от Змея Горыныча. И вам ребята спасибо.

Учитель: (Звучит музыка)

- Взял Иванушка Василису за руку и пошли они домой вместе. Вот и сказки конец. А кто слушал, помогал Иванушке – молодец!

Приложение 1
Приложение 2