Цель:
Закреплять у учащихся знания табличного умножения и деления.
Задачи:
- Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи и изученный геометрический материал.
-
Организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, в ходе которой будут совершенствоваться вычислительные навыки, развиваться мышление, внимание, речь учащихся.
- Продолжить работу с учащимися по воспитанию и развитию у них познавательных интересов, умению коллективно и индивидуально выполнять задания.
Оборудование: Рабочая тетрадь учащихся на печатной основе, наглядные пособия, диск с заданиями, компьютер, экран, мультимедийное оборудование.
Ход урока
I. ОНУ
Учитель:
- Сегодня на уроке мы будем закреплять знания таблицы умножения и деления, продолжим совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
- Поднимите руку, кто из вас любит сказки? Хотите побывать в одной из них?
Тогда, соберем внимание, умения, знания, сядем удобнее - сказка начинается.
(Звучит музыка)
Василиса:
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка.
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька журчала,
Чтобы весь честной народ
На неё дивится, мог.
II. Устный счет
Учитель:
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И был у него единственный сын. Хотите знать, как его звали?
Для этого нужно найти значение выражений, а потом с помощью ответов узнать имя царевича.
(На экране и соответственно в тетрадях детей)
«Найди значение выражений»
1) 5*9= | 2) 28:7= |
3) 18:6= | 4) 9*8= |
5) 9*4= | 6) 6*8= |
7) 35:7= | 8) 9:3= |
Дети выполняют вычисления в тетрадях. Проверяем ответы, зачитывая выражения разными способами.
«Расположи ответы по порядку и прочитай имя царевича».
(числа и соответствующие им буквы даны на экране и в рабочей тетради ученика)
- Самостоятельная работа учащихся
Проверяем ответы:
45, 4, 3, 72, 36, 48, 5, 3.
И в а н у ш
к а
Имя царевича «Иванушка»
Иванушка: - А вот и я. Здравствуйте ребята!
Однажды я приехал вместе с послами в соседнее царство и увидел там принцессу. Она мне очень понравилась. Когда я спросил царя, как её зовут, то вместо ответа он протянул мне этот лист бумаги.
Помогите мне отгадать этот ребус.
Попробуем прочитать имя принцессы
Самостоятельная работа учащихся
Проверяем:
► Василёк оса
►Убрать «ёк»
► Убрать «о»
►Вставить «и»
►Соединить части слов «Васил» «иса»
(ребус предлагается на экране и в рабочей тетради ученика)
III. Составление верных равенств
Иванушка:
- Однажды пришла страшная весть. Налетел на царство Змей Горыныч, выжег поля и деревни. А самое страшное – это то, что унёс он Василису в свой замок.
Вот я и решил спасти принцессу. Пойду собираться в дорогу.
Учитель:
- Путь царевича нелёгкий, за тридевять земель.
Знаете ли вы, сколько это тридевять?
(ответ) На Руси считали по 9, значит тридевять – это три раза по 9. Посчитайте сколько это? (27)
- Находить значение выражений мы умеем. А теперь попробуем сами составить верные равенства. Перед вами на экране и в тетради числа.
Используя эти числа и знаки * и: составьте верные равенства со значением 27.
Числа: 3, 9, 1, 0.
Проверим ответы и узнаем, что царевич взял в дорогу.
9*3*1=27 | 3*1*9=27 | 9*3:1=27 | |
3*9=27 | 3*3*3=27 | 9:3*9=27 | и т.д. |
Коллективная работа. Запись на доске и в тетради.
►Правильная ли это запись?
3*9*0=27 (нет)
Учитель:- Молодцы. Сейчас мы учились составлять выражения. Эти знания пригодятся нам при решении задач. Так что путь нам не страшен.
IV. Арифметический диктант
Учитель:
- А вот и первое препятствие. (Звучит музыка) Перед царевичем топкое болото.
Перейти можно только по кочкам, выполнив задания. (На кочках числа 1,2,4,8,16)
Задания (проговаривает учитель):
1 строка:
- Выбери и запиши наименьшее натуральное число.
- Выбери и запиши наибольшее натуральное число.
- Найди произведение этих чисел.
- Найди частное этих чисел.
- Уменьши значение частного в 2 раза.
- Увеличь это число в 9 раз.
2 строка:
- Прочитай числа расположенные на кочках и запиши их в порядке увеличения.
Проверим ответы.
1 строка 1, 16, 16, 16, 8,72
2 строка 1, 2, 4, 8,16
► Молодцы. Помогли Иванушке пройти топкое болото.
Учитель
Идёт Иванушка дальше, и попал в дремучий лес. А, чтобы не заблудиться волшебные слова повторяет
V. Физминутка:
Иванушка:
Здравствуй, лес - дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
VI. Повторение изученного материала.
Учитель: (Звучит музыка)
- Вдруг деревья расступились, и увидел Иванушка на поляне избушку на курьих ножках. Кто в ней живёт?
Баба - Яга: - Добрый молодец пожаловал. Как хорош! Будет у меня сегодня сытный ужин.
Иванушка: - Погоди, бабушка, меня есть, скажи-ка лучше, не пролетал ли здесь Змей Горыныч с принцессой Василисой?
Баба - Яга: - А как же, видела. А зачем он тебе?
Иванушка: - Змей Горыныч сжёг все поля и деревни и похитил Василису. А я решил её спасти. Не подскажешь ли ты мне, бабушка, как найти замок Змея Горыныча?
Баба - Яга: - Ну что ж, за то, что ты со мною по-доброму говоришь, не буду, я тебя есть и даже помогу. Но не просто так, выполни мои три задания.
Задание первое:
- Есть у меня гуси - лебеди, помощники мои. А вот, сколько их, я не знаю, никак не могу посчитать. Вот тебе цепочка примеров, реши их. Последнее число и покажет, сколько гусей у меня.
18→ :9…→ *5 …→ *3 …→ :6 …→*7 …
(соответствующая цепочка дана в рабочей тетради)
Данное задание выполняется учащимися самостоятельно.
Учитель:
Проверим ответы. 18→ :9 2→ *5 10→ *3 30→ :6 5→*7 35
Задание второе:
Баба - Яга: В этом году у меня 35 гусей – лебедей, а в прошлом году было в 5 раз гусей – лебедей меньше. Сколько всего гусей – лебедей у меня было за эти два года?
Текстовая задача решается фронтально.
В тетради выполняется краткая запись и решение задачи.
Проверим ответ: 42
Задание третье:
Баба - Яга:
- Есть у меня косынка любимая. Вот она.
►Посчитай количество треугольников всего. Проверим ответ: 6
Баба - Яга:
- Молодец Иванушка, выполнил мои задания. И ребята тебе дружно помогали. Отпущу я тебя. Вот волшебный клубок. Он поможет тебе добраться до замка Змея Горыныча.
Иванушка:
- Спасибо тебе Баба – Яга.
Учитель:
- Покатил Иванушка клубок по дорожке. Идет по лесу тёмному и волшебные слова повторяет.
VII. Физминутка:
Иванушка:
Здравствуй, лес - дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
Учитель: Шёл Иванушка 3 дня и 3 ночи. Наконец пришёл к замку Змея Горыныча. Хотел в замок войти, а у порога сам Змей сидит и никого не пускает.
Змей Горыныч: Зачем Иванушка пожаловал?
Иванушка: За своей невестой Василисой.
Змей Горыныч: Ха, ха, ха! И ты думаешь победить меня? Глупый ты человек! … Ну что ж, пущу я тебя, но сначала выполни мои задания.
Учитель:
- Ребята, нужно выручать Иванушку. Поможем?
VIII. Упражнение в составлении задач по краткой записи
Задание первое:
Змей Горыныч: Я приготовил тебе задачу, написал её. Но вдруг пошёл дождь и смыл все слова, появились одни только линии. Придёумай сам задачу.
К.Б. __4
Зм. Г. _________
(соответствующая краткая запись дана в рабочей тетради). Решение задачи записывается в тетради.
Задание второе:
Змей Горыныч:
- Ладно, Иванушка заходи. Только найди сначала ключ от этой двери.
(соответствующий рисунок дан в рабочей тетради)
IX. Итог урока
Учитель:
- Вот и открылась наша дверь. А навстречу вышла Василиса.
Иванушка:
- Здравствуй Василиса. Когда я узнал о том, что тебя похитил Змей Горыныч, мне очень захотелось тебе помочь и спасти от лап чудища. Путь к тебе оказался трудным, но ребята мне помогали.
Василиса:
- А что же вы делали?
Ребята:
- находили значения выражений, учились сами составлять выражения, решали задачи, сами составляли задачу…т.д.
Василиса:
- Спасибо тебе Иванушка за то, что спас меня от Змея Горыныча. И вам ребята спасибо.
Учитель: (Звучит музыка)
- Взял Иванушка Василису за руку и пошли они домой вместе. Вот и сказки конец. А кто слушал, помогал Иванушке – молодец!