План-конспект урока трудового обучения во 2-м классе. Тема: "Изготовление шкатулки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Закрепить навыки работы у учащихся в технике “папье-маше”. Развивать мыслительные операции учащихся в ходе предметной деятельности - анализ, синтез, планирование, перенос имеющихся знаний в новые условия, самоконтроль. Воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности, любовь к труду.

Оборудование и материалы: готовая шкатулка, выполненная в технике папье-маше, ингредиенты для получения бумажной массы: мука, вода, мягкая бумага (салфетки или туалетная бумага), мерный стакан, шпатели, 2 деревянных бруска, один из которых больше второго на 0,3 – 0,5 см по длине и по ширине, 4 картинки, изображающие порядок действий. Нарукавники и фартуки для работы, ветошь.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель демонстрирует шкатулку детям: “Ребята, недавно мне в руки попала вот эта необыкновенная шкатулка. Я долго не могла понять: из чего она сделана?” Предлагает детям угадать, из чего сделана шкатулка.

“В шкатулке лежало письмо Мастера. Вам прочитать его?” Открывает шкатулку и достает письмо.

“Слушайте: “Я, Мастер, владею секретом изготовления такой шкатулки. Открою его только тем, кто любит трудиться, не боится работы и всегда доводит дело до конца. Произнесите заклинание, и вы узнаете рецепт особой массы, из которой сделана шкатулка…”

Ребята, а вы хотите сделать сами такую шкатулку? И не испугаетесь трудностей? Тогда произносите вместе со мной заклинание: “Папье-маше!”.

Дети произносят заклинание.

“Ну что, догадались, из чего сделана эта шкатулка? В письме есть рецепт массы для изготовления и шкатулки и описание работы – инструкция. Вы должны чётко выполнять все действия, записанные в инструкции Мастера. Надевайте форму и принимайтесь за работу!”.

Ребята надевают нарукавники и фартуки.

“Итак, первое действие в инструкции Мастера: “Приготовьте воду, муку, бумагу, ёмкость для смешивания массы, шпатель, деревянные бруски”. Что из названного есть на ваших столах? (Ответы детей). Для чего нужна ветошь?

2.

Учитель: Налейте в миску один стакан воды. Погрузите в воду бумагу.

Дайте бумаге промокнуть. Добавьте один стакан муки. Тщательно перемешайте массу руками. Ученики выполняют действие.

Учитель: На что эта масса похожа? Верно, она похожа на мягкое тесто. Положите перед собой один из брусков и смочите его водой. Обмажьте брусок массой с пяти сторон при помощи шпателя. Отложите для просушки.

Ученики выполняют действия.

3.Физминутка:

Наши руки - не для скуки!
Тесто месят наши руки, (имитация руками)
Тесто мнут, мнут, мнут -
Никогда не устают!

4.

Учитель: Выполните те же действия с другим бруском. Ребята, какие действия мы должны выполнить? (Ответы детей, выполнение действий со вторым бруском).

На что похожи наши заготовки? Кто догадался, что будем делать дальше, когда заготовки высохнут?

5.

Ребята, насколько верны ваши догадки, узнаем на следующем уроке. А теперь я предлагаю вспомнить последовательность вашей работы. На доске ваша работа изображена в 4-х картинках. Восстановите порядок действий. На картинках изображено: 1.Набор материалов и оборудования для работы, 2. Приготовление смеси, 3. Подготовка деревянного бруска, 4. Покрытие бруска массой папье-маше. 4 белых листа бумаги со знаками вопросов.

Вы правильно назвали порядок действий. Кто догадался, что означают белые листы со знаками вопросов? Верно. Это те действия, что предстоят вам на следующем уроке. Вы отлично потрудились и можете справедливо считать себя учениками Мастера. Завершает наш урок физминутка.

Физминутка:

Много трудимся руками, (движения рук вперёд – к плечам)
Вырастаем мастерами, (движения рук от плеч вверх, 2 хлопка в ладоши)
Потрудились впрок (руки на пояс, наклоны головы в стороны)
И закончили урок (руки на поясе, повороты корпуса в стороны)

Урок 2. “Изготовление шкатулки”. (Продолжение).

Оборудование и материалы: заготовки для шкатулки, надетые на деревянные бруски, наждачная бумага, грунтовка, гуашь, карандаши, кисточки, лак на водной основе. Готовая шкатулка из папье-маше, игрушечный жук. Нарукавники и фартуки для работы, чистая ветошь. Медали для поощрения ребят, на них надписи: “Аккуратный”, “Старательный”, “Внимательный”, “Бережливый”, “Умелый”.

Ход урока.

1.Организационный момент

2.

Учитель: На прошлом уроке вы все дружно решили сделать шкатулку по инструкции Мастера. Давайте вспомним, какие действия вы выполняли. На доске картинки-подсказки, 4 белых листа со знаками вопросов.

Дети называют последовательность выполнения работы.

Учитель: Вы правильно вспомнили последовательность работы. Результаты этой работы у вас на столе. Назовите, что лежит на вашем столе?

Ответы детей.

3.

Учитель: А ещё на прошлом уроке вы пытались догадаться, что дальше записано в инструкции Мастера. Настало время проверить себя. Открывает шкатулку: Ах, кто это? Достаёт из шкатулки жука. (Резиновая игрушка.)

Жук: Я жук Бумагоед. Очень вкусная бумажка лежала в этой шкатулке. Спасибо вам.

Учитель: Так ты съел старинный секрет Мастера!

Жук: Ну, простите меня, я ведь читать не умею, в школе не учился. А кроме бумаги ничего не ем.

Учитель: Что с тобой поделаешь! Придумала: оставайся жить в нашем живом уголке, будешь есть бумажные отходы. Только, чур, без спроса ничего не съедать!

3. Ребята, а вам придётся самим восстанавливать инструкцию Мастера. Осилите вы такую сложную работу? Тогда надевайте рабочую форму.

Произносим наше заклинание: “Папье-маше!” и принимаемся за работу.

Какое действие выполним сначала?

Ответы детей: “Снимем заготовки с брусков”.

Учитель переворачивает первый белый лист со знаком вопроса. На нем изображено названное действие.

Учитель: Верно. Обратите внимание на углы и края шкатулки. Какие они?

Ответы детей: “Острые, неровные”.

Учитель: Чтобы шкатулка получилась гладкой, аккуратной, как у Мастера, мы обработаем её углы и края наждачной бумагой, как делали это при изготовлении блюда из папье-маше.

Учитель переворачивает второй белый лист с вопросом, на его обратной стороне изображено описываемое действие. Ученики обрабатывают шкатулку наждачной бумагой.

Учитель: вы выполнили трудоёмкую работу, наступило время отдыха.

Физминутка:

Выполнение расслабляющих упражнений под спокойную классическую музыку.

4.

Учитель: Ваши шкатулки всё больше похожи на шкатулку Мастера. А в чём их отличие?

Ответы детей.

Учитель: Верно. Они не раскрашены и не покрыты лаком. Значит, какие действия нам осталось выполнить?

Ответы детей.

Учитель: Чтобы краска легла ровно и хорошо держалась, покроем наши шкатулки грунтовкой. Грунтовка быстро сохнет, и вы можете наносить простым карандашом на шкатулки узоры. Затем раскрасьте эти узоры гуашью. Не забывайте промокать кисти после воды, гуашь не любит лишней влаги.

Дети раскрашивают свои шкатулки.

Физминутка:

Много делаем руками,
Вырастаем мастерами,
Потрудились впрок,
Продолжаем наш урок.

Учитель: Какое действие вам осталось выполнить?

Ответы детей.

Учитель переворачивает очередной лист с вопросом.

Верно. Осталось ваши шкатулки покрыть лаком. Ребята, вы помните, что лак – это вещество, с которым надо обращаться очень осторожно. После работы с лаком кисти опустите в воду, а помещение хорошо проветрим.

По окончании работы ученики выходят в игровую комнату, класс проветривается.

Учитель: Ребята, благодаря вашему труду секрет изготовления шкатулки не пропал. Мастер завещал присвоить тем, кто трудился над изготовлением его шкатулки, звания: “Аккуратный”, “Старательный”, “Умелый”, “Внимательный”, “Бережливый”. Я исполню его завещание и присваиваю эти звания … (Называет учеников).

На этом наш урок окончен.