Цели урока:
1) ознакомление со словами, которые нужно перед записью проверять и проверочными словами; развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные;
2) развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;
3) воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.
Материал к уроку: учебник русского языка Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной для 2-го класса;
Оборудование: “веер” гласных букв у каждого ученика, рисунок Карлсона.
Ход урока.
I. Повторение изученного. Игра “Зажги фонарик”
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
(Открывается запись на доске):
Щурята, вьюга, речка, Сумка, Чуковский, ежиха, медведь, роща, час, у Гриши.
(Под орфограммой учащиеся прикрепляют кружок красного цвета, объясняют написание)
- Молодцы, орфограммы нашли правильно, нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать несколько правил, и вы с заданием справились.
- Кто напомнит, а что такое орфограмма? (Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма)
II. Сообщение темы и цели урока.
- На доске среди найденных орфограмм есть новая для вас. Сегодня на уроке мы научимся находить эту орфограмму в словах, доказывать ее написание.
- Прочитать тему урока (стр. 136 учебника):
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
III. Подготовка к изучению нового.
1).Вспомним парные согласные буквы и запишем в тетрадях:
б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с ( с комментированием).
2).Понаблюдаем, как произносятся парные согласные, когда они стоят в конце слова (на доску выставляются карточки):
ерш | мост | суп |
ер [ш] | мос [т] | су [п] |
Орфографическое чтение.
Вывод: Звук и буква совпадают.
Морж | дуб | арбуз |
мор [ш] | ду [п] | арбу [с] |
Как произнесли? Как записано слово?
Вывод: Звук и буква не совпадают.
Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки на конце слов заменяются парными глухими, оглушаются.
3).С. 136 – чтение правила.
4). Какие парные звуки слышим во всех словах? (только глухие)
А какие буквы видим, написаны?
[ Ш ] | [ П ] | [ К ] | [ С ] |
ж ш | б п | г к | з с |
Можно ли точно на слух определить, какую парную букву следует писать? (нет).
Парная согласная на конце слова - это тоже орфограмма.
5).Послушайте, какой спор произошел однажды в королевстве Азбуковедения между глухими и звонкими согласными.
Звонкие согласные звуки твердили: в таких словах, как морж, дуб, арбуз, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука.
- Нет, неправда, нужно писать глухую согласную, потому что звучат глухие звуки, говорили парные глухие. Они не унимались, потому что хотели взять власть в свои руки. – Попробуйте доказать, что в словах морж, дуб, арбуз нужно писать букву звонкого согласного звука, а не глухую, усмехались глухие согласные. Звонкие приуныли, они не знали, что делать.
- Давайте поможем звонким парным, поможем доказать, что слова записаны правильно.
(Убрать карточки ерш, мост, суп)
- Как бы вы доказали? (размышления учащихся).
Физминутка.
Назвали все слова по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.
- Позовем на помощь гласные буквы и поставим в конце слов морж, дуб, арбуз. Какие получаются слова? (моржи, дубы, арбузы).
- Как теперь звучат парные согласные перед гласными? (звук и буква совпадают)
- Что же мы сделали, чтобы не сомневаться в парной согласной на конце слова? (поставили гласную).
6).Работа с правилом (учебник, с. 138).
А в королевстве Азбуковедения живет волшебное правило, которое легко запомнить:
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Кто уже запомнил? (хоровое повторение)
- В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово, прочитайте в желтой рамочке подсказку – с. 138:
нет |
С проверочным словом будем использовать слово “нет”
Физпауза: упражнения для глаз.
IV. Кто уже запомнил правило и может рассказать?
1). Упражнение№ 239, 1 – ый стб.
Образец рассуждения:
в слове походы четко слышу (д), значит, в слове поход буду писать букву д. Орфограмму в слове поход подчеркну, а в слове походы подчеркну гласную - помощницу ы.
2). Упражэнение № 240 – осложненное списывание (по одной паре слов с объяснением у доски).
3).Слуховой диктант с сигнальными карточками ( “веер” гласных букв) в форме игры
“Помоги Карлсону подняться по ступенькам”.
ЛЕ…
ГЛА…
СТРИ…
ОГОРО…
КОНВЕР…
V. Итог урока. Сделаем вывод:
- Какие звуки в конце слова надо проверять? Почему? Как проверяли?
(Возвращаюсь к игре “Зажги фонарик”, проведенной в начале урока)
- Кто найдет слово с новой орфограммой и зажжет фонарик?
(Это слово медведь).
VI. Запись домашнего задания: с. 138, выучить правило, Дидактический материал, с. 104
№ 241.
Урок закончен, спасибо за работу.