КВН "Наши пернатые друзья"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Углубление знаний школьников о природе, о птицах.

  2. Способствовать воспитанию бережного отношения и любви к родной природе, к птицам.

  3. Способствовать расширению кругозора.

  4. Формировать у детей такие положительные качества личности, как любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного.
  5. Проверить природоведческие знания учащихся.

  6. Развивать их сообразительность, память, творческую активность, активизировать мыслительную деятельность.

Ход урока

(Звучит музыка)

1 ученик: (стих. С. Погореловского)

2 ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Кто в глуши твоей таится?

Полный сказок и чудес!

Что за зверь? Какая птица?

Ты о чем шумишь листвою

Все открой, не утаи:

Ночью темной, грозовою?

Ты же видишь – мы свои!

Что там шепчешь на заре,

 

Весь в росе, как в серебре?

 

Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»[1] Ребята! Сейчас мы начнем КВН (клуб веселых и находчивых), который называется «Наши пернатые друзья». Во время КВН мы с вами услышим и узнаем много интересного и нового о птицах, о природе. КВН включает несколько конкурсов, каждый оценивается по пятибалльной системе. Участвуют в КВН три команды. Давайте познакомимся с ними.

I конкурс – «Приветствие команд». (Название своей команды, эмблема, девиз.)

А теперь – «Разминка». Каждой команде предлагается одна из карточек, на которой указаны вопросы. Капитан выбирает карточку, но вопросы задает ведущий.

1 карточка:

а) Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)|
б) Какая птица выше всех летает? (орел)

2 карточка:

а) Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королек)
б) Какая птица в мире самая большая? (страус)

3 карточка:

а) Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (одинаково)
б) Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголя)

За каждый правильный ответ – 1 балл. На размышление дается 30 секунд. Если члены команды не могут ответить, вопрос предлагается зрителям. Жюри объявляет результаты конкурса «Приветствие команд».

II конкурс – «Кроссворды». (Каждая команда отгадывает кроссворд)

Кроссворд № 1.

По вертикали:

  1. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубке серенькой зимой,
    А в рыжей шубке летом. (Белка)
  2. Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец,
    Ходит смело и легко,
    Рога, раскинув широко. (Лось)
  3. Слог первый – восклицание,
    Второй – достоин порицания,
    А целое – на севере бывает
    И жителей тех мест и греет, и питает. (Олень)

По горизонтали:

  1. Хвост пушистый,
    Мех золотистый,
    В лесу живет,
    В деревне кур крадет. (Лисица)
  2. Лесная птица, которая не улетает на юг.
    Зимой выводит своих птенцов. (Клест)

Кроссворд № 2. По вертикали:

  1. Меньше тигра, но немножко
    Больше крупной, рыжей кошки.
    На суку она обычно,
    Притаившись, ждет добычу. (Рысь)
  2. В сосне дупло,
    В дупле – тепло.
    А кто в дупле
    Живет в тепле? (Белка)
  3. Кто зимой холодной
    Ходит злой, голодный? (Волк)

По горизонтали:

  1. Ловчая птица семейства ястребиных. (Беркут)
  2. Хозяин лесной
    Посыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Кроссворд № 3. По вертикали:

  1. Птица – ночной охотник. (Филин)
  2. Под соснами, под елками
    Лежит мешок с иголками. (Еж)
  3. Это что за зверь лесной
    Встал, как столбик, под сосной
    И стоит среди травы –
    Уши больше головы? (Заяц)

По горизонтали:

  1. Зимой на ветках яблоки,
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это … (Снегири)
  2. Дикая свинья (кабан).

Игра со зрителями:

Ведущий: (обращаясь к классу)

1. На каких птиц похожи маленькие лебеди? (на утят)
2. Кто написал сказку «Гадкий утенок»? ( Г.-Х. Андерсен)
3. Какие еще сказки Андерсена вы помните, в заголовках которых есть название птицы? («Соловей», «Дикие лебеди»).

III конкурс-«Ну – ка, прочитай». Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду зачеркните одинаковые буквы.

1. д и б к е б р и ш г а ш л к л ч (Дергач)

о з у д я н б а о л д а и н к у (Зяблик)

2. б и в х е р а в с х а к с у т и (Беркут)

к а г р л к н у р о п о а н ы ш (Глупыш)

3. с и м о р л у м с р я п у к и а (Оляпка)

к л э в а г о а р э ш в г у л н (Коршун)

Ведущий: (обращаясь к зрителям) Пока члены команд будут работать над заданием, вы разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

  1. Вестник весны. (Грач)
  2. Строит свои гнезда по обрывам речных берегов. (Ласточка)
  3. Заботливо приготовленными домиками встречают их люди. (Скворец).
  4. Певец полей. (Жаворонок)

(Вписав названия птиц, по вертикали прочтите слово, которое характерно для всех этих птиц.)

Жюри объявляет результаты конкурса «Разминка» и «Кроссворды».

IV конкурс – «Художники».

Ведущий: Мы продолжаем игру. Вам сейчас предстоит нарисовать птицу за 1 минуту. Прошу капитанов команд выбрать карточку. (Ворона, снегирь, сова)

Ведущий: (обращаясь к зрителям) Пока члены команд будут работать над заданием, я хочу предложить моим друзьям викторину:

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см.)
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)
3. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)
4. Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев)
5. Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки)
6. Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под своими крыльями).

V конкурс – « Знатоки пословиц».

Ведущий: Соревнование команд продолжается. Это было ваше домашнее задание. Вам нужно вспомнить пословицы про этих птиц.

Командирам предлагаются карточки с названиями птиц. (Воробей, синица, кулик)

  1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Старого воробья на мякине не проведешь.
  2. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Синичка невеличка, а птичка.
  3. Всяк кулик свое болото хвалит.

Ведущий: (обращаясь к зрителям) Я предлагаю вам поиграть в игру «Подскажи словечко». Я читаю загадки, которые написаны в стихах. А вы должны сказать слово – ответ хором, которое является последним словом в загадке.

1. Трещала с самого утра.

2. В лесу ночном кукует птица.

«Пор – р – ра! Пор – р- ра!» А что пора?

Она назвать себя боится…

Такая с ней морока,

- Ку – ку, ку – ку…

Когда трещит,… (сорока)

Не спит опушка. А птицу эту звать (Кукушка)

3. Зимой на ветках – яблоки!

4. То не радуга, не пламя!

Скорей их собери!

Что за птица? Угадай!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Целый день болтает с нами

Ведь это… (Снегири)

Разноцветный… (Попугай)

5. В лесу, под щебет, звон и свист 6. Нам в хозяйстве помогает
Стучит лесной телеграфист: И охотно заселяет
«Здорово, дрозд – приятель!» Деревянный свой дворец
И ставит подпись… (Дятел) Темно – бронзовый… (Скворец)

7. И в лесу, заметьте, дети,

8. На скале он строит дом

Есть ночные сторожа.

Разве жить не страшно в нем?

Сторожей боятся этих,

Хоть кругом и красота,

Мыши прячутся дрожа!

Но такая высота!

Очень уж суровы

Два могучих крыла

Филины и… (Совы).

У хозяина… (Орла)

9. В своей короне красной 10. Я в любую непогоду
Он ходит, как король. Уважаю очень воду.
Его ты ежечасно Я от грязи берегусь,
Выслушивать изволь: Чистоплотный, серый…(Гусь)
Я тут! Я на чеку – у – у!  
Я всех вас допеку – у-у!  
Уснули дети. Свет потух.  
Молчи, горластенький… (Петух)  

Ведущий: Что такое Красная книга? (Книга о животных, которым грозит опасность исчезновения). Я хочу рассказать вам, ребята, подробней о Красной книге. Много самых разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли жить, третьих выловили охотники, привезенные людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную книгу. Вот у меня в руках Красная книга. Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растения в Красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не сохраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Кому положен, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие виды. Они ещё кое-где сохранились, их еще можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем. На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается, которым грозит «переселение» на опасные красные страницы. На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение их не устойчиво. На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены. На зеленных страницах – самых обнадеживающих, те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено. Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки черных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир.

3 ученик: 4 ученик:
Охраняется «Красною книгой» И тревога за жизнь неустанна,
Столько редких животных и птиц, Чтоб не сгинуть в космической мгле:
Чтобы выжил простор многоликий Исчерпаемы все океаны,
Ради света грядущих зарниц. Исчерпаемы все на Земле.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Мы леса и поля обижаем,
Чтоб души не стали пусты, Стонут реки от горьких обид.
Охраняются звери, И себя мы прощаем,
Охраняются змеи, И себя мы прощаем,
Охраняются даже цветы. Но грядущее нас не простит.
5 ученик: 6 ученик:
Охранять от опасности нужно, «Красная книга» - Красная!
Защищать у людей на виду Значит, природа в опасности!
Чистоту, бескорыстье и дружбу, Значит, нельзя терять даже мига,
И доверие, и доброту. Все живое хранить зовет.
И скорее под звездною синью, Пусть зовет не напрасно
Чтобы жизнь не покинула нас, «Красная книга», «Красная книга!»
В эту книгу внесите,  
В эту книгу внесите  
Человека всех наций и рас.  

Ведущий: Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, наказывают браконьерами. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы смогли услышать их голоса. (Звучит запись с голосами птиц)

Ведущий: Ну, а мы продолжаем КВН. Вы, наверное, уже догадались, что наступило время для конкурсов капитанов. Прошу капитанов команд подойти и выбрать карточку с заданием.

Капитанам предложено «Узнать загадку». (Необходимо написать восстановленный полный текст загадки и правильный ответ)

1 карточка:

1. « …. Без топорёнка ….»
2. « … сухим остался … »
3. «Не дровосек …. »

Ответы:

1) Без рук, без топорёнка построена избенка. (Гнездо)
2) В воде, купался – сухим остался. (Гусь)
3) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

2 карточка:

1. «В болоте плачет ….»
2. « …, а со шпорами …»
3. « …, во дворце певец …»

Ответы:

1. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик)
2. Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)
3. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

3 карточка:

1. « …, ночью летает …»
2. « …., но пеньем знаменит.»
3. « … за пахарем ходит …»

Ответы:

1. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
2. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)
3. Летом за пахарем ходит. А под зиму с криком уходит. (Грач)

Жюри объявляет результаты конкурсов «Художники» и «Знатоки пословиц».

Ведущий: Все мы – и взрослые, и маленькие – любим сказки. Следующий конкурс со зрителями так и называется «Конкурс на лучшее знание сказок». Я говорю название сказки, а вы мне должны назвать одного из действующих лиц, которым обязательно является птица.

1. Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» (Галчонок)
2. Г. Остер «Зарядка для хвоста» (Попугай)
3. Г.Х. Андерсен «Снежная королева» (Ворон)
4. А. Милн «Винни – Пух и все – все – все» (Сова)
5. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» (Ласточка)
6. П. Ершов «Конек – горбунок» (Жар – птица)
7. К. Чуковский «Тараканище» (Воробей)

Ведущий: Друзья мои, не устали ли вы сидеть? Предлагаю все вместе потанцевать.

Итак, «Танец утят», французский танец. (Звучит музыка, все танцуют)

Ведущий:

Итак, заключительный конкурс называется «По словесному портрету ты скажи нам – кто же это?» Прошу капитанов команд выбрать карточку.

1 карточка: (картинки птиц)

1. «Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват …

А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на всевозможные лады»[4]

2. «Уж ее – то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого - нибудь увидит, дергает хвостом. Видно ее всегда издалека. Когда лежит – то ее белые с черным крылья, а когда сидит - белое брюхо светится»[4] Ответы:1. Соловей. 2. Сорока.

2 карточка: (картинки птиц)

1. «Та самая, что гузкой трясет, покачивает длинным хвостиком. Стройная, быстрая, ловкая! По кромке воды или по коньку крыши так быстро бегает и ножек ее не видно! Словно на велосипеде катит. Еще на бегу и выпады клювиком делает вправо и влево - как рапирой. Раз, два – и мухи нет!»[4]

2. «Слышишь ты его постоянно. Скрипит на сырых лугах: скрип – скрип, скрип – скрип! Или дергает: дерг – дерг, дерг – дерг! И подпускает близко, у самых ног бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, Хоть бы травинка качнулась»[3]

3. «С ранней весны и до конца лета – эта самая обычная птица наших лесов. Куда бы ни пошел, обязательно услышишь либо ее энергичную звонкую песню, либо крик. Иногда громко пинькает: «Пинь – пинь» Иногда, особенно если погода к дождю, «рюмит»: «Рю – рю – рю»[3]

Ответы:1. трясогузка. 2. Дергач. 3. Зяблик.

3 карточка:

1. « … лазит по веткам, как попугай; лапами цепляется, и клювом, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах»[3]

2. «Посмотри, какая красавица! А размером со скворца или чуть побольше. Очень скрытая и осторожная птица. Селятся высоко на деревьях, чтобы рассмотреть, удается не всегда. Песня у нее красивая – звонкое, короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили»[4] Ответы:1. Клест. 2. Иволга.

Ведущий: (обращаясь к зрителям) Пока жюри подводит итоги игры, я предлагаю вам угадать пословицу, которая вскоре появится на табло. Сейчас вы увидите только одно открытое слово: «Птицу ...» Кто продолжит эту пословицу, получит в награду книгу о животных. («Птицу узнают в полете, а человека в работе»)

7 ученик:

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.

8 ученик:

Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
(Я. Аким)

Члены жюри объявляют результаты игры. Все приветствуют победителей. Завершается КВН награждением участников игры.

Используемая литература:

1. М. М.Пришвин «Кладовая солнца» – цитата.
2. «Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов». - М.: Изд-во «Эксмо», 2006.
3. «Энциклопедия. Я познаю мир. Удивительные животные». ООО «Изд-во Астрель», 2005.
4. «200 интересных фактов». – М.: «РОСМЭН», 2004.
5. Журналы «Юный натуралист» № 7, 1978; № 3,1977.
6. Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». – М.: «Просвещение»,1988.