Урок читательских удовольствий "Зимнее настроение", 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Вид: развивающий урок.

Тип: повторение, систематизация изучаемого материала.

Технология: технология развития критического мышления учащихся.

Форма проведения: диалоговая основа.

Время проведения: обобщающий урок по теме “Люблю природу русскую. Зима”.

Цель: учить анализировать художественные произведения, раскрывать их смысл.

Задачи:

- обучающая: ввести учащихся в мир поэзии, показать значение литературных приемов в лирике поэтов.

- развивающая: развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление в процессе работы над стихотворениями, картиной, при слушании музыки.

- воспитывающая: способствовать эстетическому развитию учащихся, прививать любовь к поэтическому слову.

Оборудование: карточки с названием литературных терминов, репродукция картины А.Пластова “Первый снег”, аудиозапись с произведением П.И.Чайковского “Времена года”, видеозапись “Зимний лес”, фотографии и рисунки детей о зиме, карандаши, вырезанные снежинки, учебник “Родная речь. 2 класс”.

I.Подготовительная работа

Учитель: сегодня у нас урок читательских удовольствий (на доске закрытое окно). Что же загадочного ждет нас, если мы откроем окно? (открываю окно, дети читают слово “красота”).

Учитель: А что значит слово красота?

(Свободные высказывания детей)

Учитель: Лексическое значение посмотрим в толковом словаре Ожегова (читаю значение слова в словаре). Красота- всё красивое и приятное для слуха и зрения. Вы были правы, когда размышляли о красоте.

Учитель: что красивого в жизни вы наблюдали?

Ученик: красивая природа, одежда, дома, люди...

Учитель: а можем ли мы наблюдать за красивыми поступками, за красивым общением друг с другом?

Ученик: да. Когда люди вежливы друг с другом- это красиво.

Когда кто-то совершает хороший поступок, проявляет смелость-это тоже красиво.

Учитель: (обобщение) человек отличается от животного тем, что он видит красоту в каплях дождя, в нежном стебельке цветка, в осенних листьях, шуршащих под ногами, в падающих снежинках.

Человек, видя эту красоту, изумляется и начинает создавать новую красоту.

Остановитесь и вы в изумлении перед этой красотой, и в вашем сердце тоже расцветет красота.

Учитель: я загадаю вам загадку:

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром (зима)

Учитель: что красивого заметили в ней?

Ученик: зима названа царицей, зимние месяцы скакунами, зима белокоса, белолица…

II. Объявление темы урока:

Учитель: сегодня на уроке мы понаблюдаем за красотой зимы. Но как? В этом нам помогут композиторы, художники, поэты.

III. Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Святки” - вальс (декабрь))

Учитель: я предлагаю послушать музыку П.И.Чайковского

Учитель: что вы услышали?

Ученик: шум ветра, как, кружась, падают снежинки.

Учитель: кто видел, как шел первый снег?

Учитель: попробуйте показать движениями, как падали снежинки (дети встают, машут плавно руками, кружатся)

Учитель: а чем пахнет снег?

Ученик: свежестью, прохладой, морозом…

Учитель: человек видит первый снег. Что он чувствует? Почему?

Ученик: бодрость, радость, вдохновение…

Учитель: как показал это композитор в музыке?

Ученик: музыка веселая, радостная.

IV. Работа по картине Аркадия Пластова “Первый снег”

Учитель: рассмотрим внимательно картину. Созвучна ли прослушанная музыка с картиной? Докажите.

Ученик: да, радость присутствует на лицах детей и музыка тоже радостная.

Учитель: два разных человека – композитор и художник разными средствами показали одно настроение – “радость”

V. Работа над стихотворением И.Сурикова “Первый снег”

Учитель: а может ли поэт показать радостное настроение? С помощью чего?

Ученик: да, с помощью слов.

Учитель: вам знакомо стихотворение Сурикова “Первый снег”?

Ученик: да, читали в прошлом году.

Учитель: чтобы быть хорошим читателем, нужно уметь вчитываться в произведение. Перечитайте стихотворение про себя. Кто хочет прочитать его вслух?

И.Суриков “Первый снег”.

Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни коротки
Солнце светит мало
Вот пришли морозы.
И зима настала.

Учитель: каким поэт видит первый снег?

Ученик: пушистым, мягким, свежим…

Учитель: докажите строками из текста, что снег легкий?

Ученик: первый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

Учитель: а как нужно читать о снежинках?

Ученик: тихо, нежно…

Учитель: можно сказать, что снежинки шепчутся, танцуют? (чтение текста о снежинках 1,2 строки)

Учитель: Прилетели к нам первые снежинки. Плавно они танцуют в воздухе, опускаются на землю. Это подарок, который дарит нам природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок.

Релаксация. Закройте глаза и представьте себе (муз. сопровождение) одну - единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что она ваша, вы создали её в своем воображении. Представили?

Учитель: теперь вырежьте её из бумаги, (дети вырезают снежинки, звучит музыка П.Чайковского).

Учитель: такие снежинки покрыли поля, леса и изменили всю природу. А что автор необычного заметил?

Ученик: приметы изменения в природе.

Учитель: все вокруг покрыто снегом “точно пеленою”, говорит автор. Как вы понимаете слово “пелена”?

Ученик: покрывало.

Учитель: какое оно?

Ученик: белое, пушистое.

Автор на этом фоне рисует лес.

Учитель: какой литературный прием он использует? (вывешиваю карточку на доску).

Ученик: сравнение.

Учитель: как нужно читать эти строки?

Ученик: таинственно.

Учитель: Иван Захарович Суриков родился 158 лет назад в Ярославской губернии. Его нет в стихотворении, но мы его чувствуем. Само стихотворение рассказало нам о нем. Что вы узнали об авторе?

Ученик: что он внимательный наблюдатель, любит природу, умеет любоваться ею.

Учитель: как он относится к зиме, какое настроение у него она вызывает?

Ученик: таинственное, бодрое от мороза.

Учитель: автор приветствует зиму, морозы не замораживают, а бодрят человека.

VI. Чтение стихотворения. Решетова “Первый снег”.

Учитель: Аня приготовила стихотворение “Первый снег”. Послушаем его:

Ученик:

Опять на землю выпал белый снег.
И славно стало бодрствовать ночами,
Мне кажется – я новый человек
С широкими и сильными плечами.
И даже сердце вроде не болит,
И все теперь должно пойти иначе,
И первый снег подснежники сулит
И белый лист – далёкие удачи.

Учитель: что общего в этих стихотворениях?

Ученик: оба о зиме, о её красоте.

Учитель: какое настроение у автора?

Ученик: настроение радостное, бодрое, ожидание чего-то нового, хорошего.

Учитель: и они о первом снеге, о зиме.

VII. “Путешествие в зимний лес”

Учитель: давайте закроим глаза и шепотом произнесем з-и-м-а. Какие ассоциации вызывает это слово? А какие чувства? У меня радостное чувство, я люблю зиму. Хотя по календарю еще осень, но у нас зима уже стала полноправной хозяйкой в природе. Многое она изменила, побывав в лесу.

Учитель: не хотите увидеть? Предлагаю отправляться на прогулку в зимний лес

(видеофрагмент “Зима в лесу”).

Учитель: какой лес вы увидели?

Ученик: красивый, величественный, таинственный.

Учитель: а кто сделал лес таким?

Ученик: зима.

Учитель: как бы вы назвали Зиму?

Ученик: колдуньей, волшебницей.

Учитель: Ф.Тютчев назвал зиму “Чародейкой”.

VIII. Проверка домашнего задания

Учитель: вы читали дома это стихотворение? Значение каких слов вам пришлось уточнять? (словарная работа)

Учитель: каким представляется зимний лес поэту?

Ученик: околдованным, очарованным, весь окутан, окован цепью пуховой.

Учитель: почему о лесе он говорит: “ не мертвец и не живой”?

Это скрытое сравнение, когда свойства одного предмета (живого) переносятся на другой предмет (неживой) в литературе называют метафорой. Для чего так делают? Чтобы изображение было более точным и ярким. (на доску вывешивается карточка со словом метафора)

Учитель: кто хочет прочитать стихотворение? Давайте прочитаем его все вместе (хоровое чтение).

Учитель: какие чувства у вас вызывает это стихотворение?

Ученик: радостное, торжественное, приподнятое, восторженное, ослепительное, таинственное, загадочное, завороженное, причудливое.

Учитель: а как вы думаете, какое настроение было у Ф.Тютчева, когда он описывал зимний лес?

Ученик: он сам очарован сказочной красотой, он восторгается этим великолепием.

Обобщение. – Зимняя природа побуждает людей творить. На доске вы увидите рисунки детей, картину художника, фотографии, посвященные зиме, вы слушали музыку.

Изображать зимнюю природу можно по-разному: художники это делают при помощи красок, композиторы - при помощи звуков, а поэты и писатели “рисуют” картины словами.

IX. Стихотворение Ю.Вэлла “Первый снег” (литературное краеведение)

Учитель: я хочу прочитать вам стихотворение вам стихотворение ненецкого поэта Юрия Вэлла.

Выпал первый снег-
Белый, белый, белый.
Вышел человек –
Серый, серый, серый.
Видит все в снегу:
Дом, ворота, сани,
Что готовы вдруг
В путь сорваться сами.
Видит облака-
Сизые пушинки.
В воздухе парят
Легкие снежинки.
Тают на лице,
Падают на плечи.
Словно вот такой
Радуется встрече.
И стоит уже
Белый, белый, белый
Тот же человек,
Что был серый, серый.

Учитель: понравилось вам это стихотворение? Что именно?

Ученик: да, в природе все изменилось, все стало нарядным и белым.

Учитель: здесь автор использует интересный литературный прием, который помогает лучше представить то, о чем говорится в произведении. ( О чем? О снеге и человеке). Такое резкое противопоставление картин, героев или действий называется контрастом (на доску вывешивается карточка со словом контраст)

Учитель: что вы открыли для себя в стихотворении?

Ученик: меняется цвет от серого к белому во всем, что окружает человека и меняется сам человек.

Учитель: а какое настроение оно вызывает у вас?

Ученик: радостное, лёгкое, спокойное.

X. Итог

Учитель: а сейчас вы скажите своё слово о зиме.

Вспомните всё то, о чем говорилось сегодня, и скажите: - Какой вы увидели, услышали и почувствовали зиму?

У каждого человека – у поэта, у музыканта, художника, читателя и слушателя – своя зима: и по приметам и по настроению. И это большая удача в жизни, если вам удастся встретить стихи, музыку или картину близкую вашей личной зиме.

Мы сегодня совсем немного услышали стихов, и может быть, кому-то повезло, и он встретил стихотворение, созвучное своему настроению. Я поздравляю его со счастливой встречей!

XI. Домашнее задание

Учитель: и в знак благодарности автору, открывшему для вас что-то новое в зиме, дома нарисуйте рисунок, который будет называться “Моя зима”, а кто-то может, напишет сочинение на эту же тему, а кто-то может выучить стихотворение Ф.Тютчева “Чародейкою Зимою”.

Учитель: а теперь давайте вернемся к вашим снежинкам. Сейчас ваша снежинка станет сказочной, живой.

Учитель: мы привыкли видеть снежинку белой, а вы попробуйте раскрасить её в тот цвет, который соответствует вашему настроению в данный момент, (дети рисуют, звучит музыка, рисунки вывешивают на доску).

Учитель: посмотрите, насколько разнообразна и великолепна цветовая гамма. Оказывается, что зимой есть и красный цвет и зеленый и …

Мне кажется, что зима после сегодняшнего урока стала ярче от вашего настроения!

Литература:

  1. Волина В. Занимательное азбуковедение. Загадки. Екатеринбург.: 1996.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.:2001.
  3. Поэзия народов Крайнего Севера. Вэлла Ю. “Первый снег”. М: 2002.
  4. Решетов А.“Первый снег”.
  5. Суриков И.“Первый снег”.
  6. Тютчев Ф. “Чародейкою Зимою”. Учебник “Родная речь”. М.:2001.