ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Развитию данных качеств способствует научно-исследовательская деятельность учащихся, которая требует определённой подготовки как ученика, так и педагога.
Научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Им необходимо заниматься как на уроке, так и во внеурочное время.
Развитию научного типа мышления и пробуждению интереса к науке способствует использование во время учебного занятия результатов исследовательской деятельности учащихся. Свидетельством этого является проведение уроков-презентаций результатов научно-исследовательской деятельности школьников с использованием ИКТ.
Примером может служить интегрированный урок литературы “Музыкальная жизнь Петербурга XVIII века и её трансформация в культурной жизни Барнаула XVIII – начала XIX века”, который целесообразно провести в 9 классе после изучения раздела “Литература XVIII века”, а также в рамках спецкурса по выбору “Русская литература XVIII века”. Предложенная форма занятия направлена на формирование научного мировоззрения у старшеклассников и на подготовку обучающихся к выполнению научных проектов и научно-исследовательских работ по литературе и мировой художественной культуре.
ТЕМА “МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ПЕТЕРБУРГА XVIII ВЕКА И ЕЁ ТРАНСФОРМАЦИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ БАРНАУЛА XVIII – НАЧАЛА XIX ВЕКА”
Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся, показать: а) особенность музыкальной жизни Петербурга XVIII века; б) своеобразие живописи, гравюр и художественных произведений XVIII века, изображающих музыкальную жизнь северной столицы; в) взаимосвязь столичной и барнаульской культуры XVIII - начала XIX века; прививать любовь к слову и искусству в целом; воспитывать патриотизм.
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, портреты писателей и поэтов XVIII века, расположенные на доске, выставка произведений писателей и поэтов XVIII века, выставка альбомов Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Музея изобразительных искусств г. Барнаула.
Подготовительный этап урока
Класс делится на группы, каждой из которых даётся домашнее задание – подготовить тематическую газету и её презентацию (1 группа - “Концерты XVIII века и их особенности”, 2 группа - “Цыгане. Танцы. Вундеркинды. Слепые музыканты XVIII века”, 3 группа - “Музыкальные общества Петербурга XVIII века”, 4 группа - “Торговля музыкальными инструментами в старом Петербурге XVIII века”, 5 группа – “Музыкальная жизнь Барнаула XVIII - начала XIX века”).
Подготовка к уроку начинается в рамках работы кружка “Юные исследователи”. Задолго до начала урока учитель определяет с учащимися каждой группы предмет и объект исследования, помогает составить список литературы после того, как учащиеся сами принесут преподавателю подготовленный ими библиографический список. Ученики сначала работают со статьями и книгами общего характера, а только потом приступают к изучению монографий.
Для более эффективной работы учащимся предлагается составить каталог цитат, который оформляется по образцу:
Автор |
Название |
Издательство |
Год издания |
Количество страниц |
|
Цитата |
Номер страницы |
||||
Собранный материал по теме систематизируется группой учащихся и редактируется учителем. Все представленные в ученических газетах статьи являются результатом исследовательской деятельности девятиклассников.
Старшеклассники продумывают оформление газеты, её презентацию и защиту.
Учитель вместе с девятиклассниками готовит слайды, выполненные в программе PОWER POINT. На них представлены этапы урока и демонстрационный материал по теме “Музыкальная жизнь Петербурга на картинах и гравюрах XVIII века”, который собран в процессе исследовательской деятельности учащихся и преподавателя (изучение и анализ коллекций Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Музея изобразительных искусств г. Барнаула, представленных на DVD, SD дисках, а также в альбомах вышеперечисленных музеев).
Задание к уроку для всех учеников:
I. Прочитать произведения Н.А. Львова “Русский 1791 год”, “Музыка, или Семитония”, Г.Р. Державина “Евгению. Жизнь званская”, М.Н. Муравьёва “Сожаление младости”, П.А. Плавильщикова “Нечто о врождённом свойстве душ российских”, в которых упоминаются музыкальные инструменты XVIII века, исполнители, композиторы, балы, популярные в этот исторический период.
II. Ответить на вопросы:
1.Какие музыкальные инструменты упоминают в своих произведениях мастера слова?
2. О каких исполнителях XVIII века рассказывают в своих произведениях поэты и писатели?
3. Какое место занимала народная музыка и русские национальные музыкальные инструменты при царском дворе?
4. В чём особенность музыкальной жизни Петербурга и России XVIII века?
5. Как относятся мастера слова XVIII века к музыке?
Ход урока:
I. С помощью мультимедийного проектора на доску выводится слайд с темой урока и эпиграфом (Слайд 1):
Музыка властная! пролей
Твой бальзам сладкий и священный
На дни мои уединенны,
На пламенных моих друзей!
Н.А. Львов “Музыка, или Семитония” (1976)
Учитель называет цели урока. [Слайд 2]
II.1. Звучит кант на победу при Полтаве (1717 г.). Слово учителя:
XVIII век – время бурного расцвета культуры: развивается литература, изобразительное искусство, музыка, скульптура. Но особое место в жизни людей занимает музыка, без которой невозможно представить человеческое существование.
Работа с эпиграфом: (Слайд 3)
- Как вы думаете, почему поэт XVIII века Н.А. Львов называет музыку “властной”, “бальзамом сладким и священным”? (Именно она способна изменить настроение человека, более точно передать его чувства, переживания, оттенки настроения.)
Музыкальная жизнь Петербурга активно развивалась с момента зарождения этого города и трансформировалась в культурной жизни Барнаула и других городов России. Сегодня мы обратимся к XVIII веку, потому что именно в этот исторический период появился Петербург (1703) и Барнаул (1730), всегда интересно узнать, что было на начальном этапе развития.
2. (Слайд 4) “Презентация ученических газет” (Каждую газету представляют несколько учащихся.)
а) Газета 1 группы “Концерты XVIII века и их особенности” освещает хронологию концертов данного исторического периода” (Приложение 1, 5), рассказывает о делении концертов в старом Петербурге на придворные и частные. (Слайд 5)
Особого интереса заслуживают статьи газеты, посвящённые помещениям, в которых проводились концерты (Немецкий, Каменный, Деревянный театры, дом князя Барятинского, графа Ягужинского, генерала Щербачёва, князя Голицына) (Приложение №2), а также раздел “Организация концертов”. Учащимся интересно будет узнать, что в XVIII веке на сцену бросали не цветы, как сейчас, а кошельки, наполненные золотом. б) Просмотр слайдов, подготовленных учителем и старшеклассниками по материалам Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа. (Слайды 6 - 21)
Тихо звучат романсы М.И. Глинки, А.М. Дубнянского, А.А. Алябьева. Слово учителя, сопровождающее просмотр слайдов:
Музыкальная жизнь Петербурга нашла отражение на полотнах и гравюрах мастеров XVIII века. Так некоторые помещения, предназначенные для проведения придворных и частных концертов: Немецкий, Деревянный, Каменный, Эрмитажный
театры – можно увидеть на гравюрах, дошедших до нас.
А.Ф. Зубов, известный гравер петровского времени, в своём произведении “Вид Васильевского острова и триумфального ввода шведских судов в Неву после победы при Гангуте” (1714) показал нам остров, на котором жили в XVIII веке многие иностранные мастера, занимающиеся изготовлением музыкальных инструментов. Некоторые помещения, в которых проводились концерты, можно увидеть на гравюре этого же мастера “Панорама Петербурга”. Большинство зданий, показанных гравером, выросло на глазах А. Зубова. Художник рисует Петербург с Выборгской стороны и раскрывает перед зрителями город, расположенный на обоих берегах Невы и берегу Большой Невки. Летний дворец, в котором при Петре I устраивались придворные концерты, изображен на гравюре того же мастера “Летний сад” (1716), а известный дворец, находящийся в Петергофе, можно увидеть в произведении гравера С.М. Коровина “Вид дворца в Петергофе” (1724).
Певцы и музыканты чаще всего изображались на картинах известных и неизвестных художников, глядя на которые можно представить, как выглядел французский флейтист XVIII века Дюллон, или знаменитая итальянская певица Анджиолини, или популярный композитор Дж. Сарти. Известный в XVIII веке артист Ф.В. Волков изображён на портрете А. Лосенко. О нём Н.И. Новиков писал в “Опыте исторического словаря о российских писателях”: “Театральное искусство знал он в высшей степени; при сём был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант на многих инструментах…” [16, с.174] Сегодня мы также можем составить представление об оркестрах екатерининских времён, изображённых на гравюрах. Но особого внимания заслуживает картина неизвестного художника XVIII века, носящая название “Певчие”, на которой изображены молодые певцы, совсем ещё мальчики, исполняющие какую-то песню. Наверное, тот, кто создал это замечательное полотно, был хорошо знаком с музыкальной жизнью своего времени.
Некоторые музыкальные инструменты, распространённые в XVIII веке в России, можно встретить на картинах художников того времени. Например, на полотне Д.Г.Левицкого “Портрет Г.А. Алымовой” (1776) изображена девушка, играющая на арфе. Она живёт одновременно и в театрализованном облике, и в собственном бытии взрослеющей юности. Г.А. Алымова – конкретная личность и аллегория Музыки. Творческий метод художника – просветительский классицизм, обогащённый стилистикой барокко.
в) Звучат цыганские песни. Презентация ученической газеты “Цыгане. Танцы. Вундеркинды. Слепые музыканты”. Презентация раздела “Цыгане”. Сообщение ученика. (Приложение 2)
г) Работа с отрывками из художественных произведений.
Г.Р. Державин: Возьми, Египтянка,
гитару,
Ударь по струнам, восклицай;
Исполняясь сладострастну жару,
Твоей всех пляской восхищай.
Жги душу, огонь бросай в сердца
От смуглого лица.
И.И. Дмитриев: Пой, скачи, крутись,
Параша!
Руки в боки подпирай!
Мчись в веселии жизнь наша!
Ай, ай, ай, жги! припевай!
- Как относятся поэты к цыганскому пению и танцам? Какие изобразительно-выразительные средства используют Г.Р. Державин и И.И.Дмитриев, описывая пение и танцы цыган?
- В чём привлекательность, по вашему мнению, цыганского танца? П.А. Плавильщиков “Нечто о врождённом свойстве душ российских” (Отрывок):
“Русский всё удобен понимать. Крестьяне, например, взятые в рекруты, не все становятся в ряды под ружьё: надобны в службе музыканты, мастеровые и самые художники. Крестьяне, не знающие ничего, кроме пашни, разочтены по десяткам, смотря по необходимости, без всякого рассмотрения о их склонностях и способностях, кроме того, что статные и стройные отбираются в строевое служение… Велят одним быть музыкантами… - не прошло трёх месяцев, эти крестьяне точно таковы; если же притом попадутся к искусным учителям, то бывают из них и виртуозы, то есть отменные в своём роде… Пусть похвалится какой-нибудь народ подобным свойством…”
- В чём видит П.А. Плавильщиков превосходство русского народа?
-Как относится писатель к крестьянам?
д) Звучит мелодия менуэта И. Гайдана и В. Моцарта.
Презентация раздела “Танцы”. Сообщение ученика. (Приложение 2) Старшеклассникам интересно будет узнать, что в XVIII веке танцевали менуэт, гавот, сарабанду и некоторые другие популярные в то время танцы.
Обучали не только танцевальным фигурам, но и умению держать себя, что было очень важно для того времени: нельзя было слишком поднимать голову вверх, чтобы не показаться слишком гордым, не рекомендовалось опускать её вниз, чтобы не показаться человеком, у которого отсутствует чувство собственного достоинства; голову необходимо было держать ровно и прямо, а также смотреть на танцующего в паре весёлыми и скромными глазами; нельзя было открывать рот и улыбаться, показывая зубы.
е) Работа с отрывком из произведения Г.Р. Державина “Евгению. Жизнь званская”:
Но скучит как сия забава сельска нам,
Внутрь дома тешимся столиц увеселеньем;
Велим талантами родных своих детям
Блистать музыкой, пляской, пеньем…
- Какую роль играют музыка, танцы, пение в XVIII веке?
ж) Презентация раздела газеты “Необыкновенные концерты слепых музыкантов и вундеркиндов”. Сообщение учащегося. (Приложение 2)
з) Презентация газеты “Музыкальные общества Петербурга XVIII века”. Выступление ученика. (Приложение 3)
Девятиклассник расскажет о том, что интерес к искусству побуждал петербуржцев к созданию музыкальных обществ. Так в 1772 году был создан Музыкальный клуб, который распадался и трижды заново рождался, причиной послужило то, что члены данного общества предпочитали настоящей классической музыке бильярд и карточные игры – в итоге в конце XVIII века Музыкальный клуб постепенно превратился в Филармоническое общество.
и) Презентация газеты “Торговля музыкальными произведениями и инструментами в старом Петербурге”. Выступление учащегося по разделу газеты “Продажа музыкальных произведений”. (Приложение 4) Старшеклассник остановится на том, что музыкальную жизнь Петербурга невозможно представить без инструментов и музыкальных произведений. В городе расцветала торговля ими: открывались специальные музыкальные лавки, в книжных магазинах появлялись музыкальные полки, а иноземные мастера, живущие, в основном, на Васильевском острове, не только привозили инструменты из-за границы, но и начинали изготавливать их в Петербурге.
к) Работа с произведением Г.Р. Державина “Евгению. Жизнь званская”
- Назовите музыкальные инструменты, популярные в XVIII веке. Как относится к ним поэт?
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств описывает инструменты поэт?
- Какое место занимает музыка в жизни лирического героя произведения?
л) Работа со стихотворением Н.А. Львова “Русский 1791 год”.
- Какие чувства у поэта вызывают звуки скрипки? Чем дорог Н.А.Львову этот инструмент?
Ученик 9 класса играет на скрипке.
- Какие чувства испытываете вы, слушая звуки скрипки?
м) Звучит музыка из вокального цикла Ф. Шуберта “Зимний путь”. Презентация газеты “Музыкальная жизнь Барнаула XVIII – начала XIX века”. (Слайд 22) Сообщение учащегося:
Уже к концу XVIII века Барнаул можно было назвать значительным культурным центром не только на Алтае, но и в Сибири. В Барнауле раньше, чем во многих других сибирских городах, появился свой любительский театр и оркестр, но всё передовое появлялось в русской глубинке позже, чем в Петербурге, поэтому мы будем вести разговор не только о XVIII веке, но и о начале XIX века.
Тесные связи с Петербургом, вызванные принадлежностью Барнаульского сереброплавильного завода Кабинету (царской фамилии), положительно влияли на развитие образования, научного и технического творчества в целом. Долгое время тон общественной и культурной жизни города задавали горные инженеры и чиновники, приехавшие из Петербурга и проходившие службу на Алтае, а также являющиеся образованными и просвещёнными людьми.
С 1776 года в Барнауле действовал Театральный дом, который называли Оперным домом, так как основной его репертуар составляли комические и волшебные оперы – самый распространённый жанр в XVIII веке. Это было связано с тем, что до середины XIX века не было деления артистов на оперных и драматических, так как драматический репертуар не обходился без музыкального, и наоборот. В последней четверти XVIII века большую распространенность на русской сцене получили французские и итальянские комические оперы. Самыми известными являлись произведения итальянского композитора Эджио Дуни “Немецкая башмачница, или Башмаки Мардоре”, “Фальконе”, “Дочь, за которой плохо присматривали”, “Художник, влюбившийся в свою модель”, которые слушали не только в северной столице, но и в провинциальном Барнауле. Спектакли носили бытовой и светский характер, шли в сопровождении оркестра.
Естественным компонентом музыкального быта второй половины XVIII века являлась военная музыка, а военные оркестры – важнейшим просветительским учреждением.
В 1792 - 1794 гг. в Барнауле была создана музыкальная школа при Колывано-Воскресенском горном батальоне. Этой школой руководил Степан Иванов – один из передовых музыкантов своего времени. В архивах сохранилась заявка, сделанная этим человеком, в ней он просил своё начальство приобрести для школы самые “нужные ноты”: концерты, симфонии, марши. Иванов также хотел, чтобы в музыкальной школе учащиеся играли на духовых, ударных и струнных инструментах, но просьба его не была
удовлетворена. По сохранившейся заявке видно, что этот передовой человек вплотную подошёл к созданию симфонического оркестра, но, к сожалению, оркестр появился значительно позже – в начале XIX века, он был создан П.К. Фроловым в 1817 г. (упоминания о нём сохранились в воспоминаниях современников).
Пользуясь постоянной связью Барнаула с Петербургом, горные офицеры получали из северной столицы различные товары, предметы роскоши, книги, журналы, музыкальные инструменты. В начале XIX века в Барнауле насчитывалось 30 фортепиано (цифра значительная для того времени). Музыкальные инструменты пользовались спросом, поэтому их пытались продавать и в маленьком провинциальном городке. Домашнее музицирование было любимым занятием “изнеженных горноофицерских жён”. Именно аристократия барнаульского общества насаждала здесь внешние формы культуры, одной из которых являлись балы. В балах и маскарадах принимали участие музыканты домашних и гарнизонных оркестров.
Профессор ботаники Дерптского университета, член-корреспондент Петербургской академии художеств, посетивший Барнаул в 1826 г., в своих воспоминаниях писал: “Господа и дамы собираются, танцуют, иногда ставятся концерты… чтобы организовать оркестр, г-н Фролов велел учиться музыке музыкантам горного батальона, и даже хор, высокие партии в котором ведут мальчики, представляет иногда что-нибудь оригинальное. Я был приятно поражён, когда услышал этих певцов на балу, устроенном Фроловым в своём доме, где при исполнении полонеза инструментальная музыка чередовалась с хоровыми партиями, прозвучавшими благодаря звонким голосам мальчиков очень хорошо. Я присутствовал на многих других празднествах, которые г-н Фролов устраивал в царские дни… и по другим поводам, и мне не верилось, что всё, чему я был свидетелем, происходило на расстоянии 5 тысяч вёрст от столицы… Дамы являлись одетыми в костюмы, сшитые из нарядной материи по последним столичным модам… столы убраны со вкусом и изысканностью… Всю обстановку я нашёл такой, какой она бывает только в изысканном европейском обществе”. [5, с.16-17]
Светская жизнь барнаульцев была неразрывно связана с духовной, поэтому с давних времён в городе широкое распространение получило церковное пение в храмах. Высоким исполнительским уровнем отличались хоры Петропавловского Собора, Дмитриевской, Знаменской, Нагорной церквей, которые стимулировали расцвет исполнительской хоровой культуры, вызвали к жизни многочисленные хоровые коллективы: любительские, светские, ученические и т.д.
Музыкальная жизнь Барнаула до сих пор остаётся малоизученной темой в исторической и краеведческой литературе. Между тем, на протяжении всей истории города музыка естественным образом входила в жизнь и быт барнаульцев: устраивались концерты, ставились музыкальные спектакли, создавались музыкальные школы, организовывались церковные и светские хоры, любительские и военные оркестры.
III. Подведение итогов урока. Беседа.
- В чём заключается особенность музыкальной жизни Петербурга XVIII?
- Что общего между музыкальной жизнью северной столицы и маленького провинциального городка XVIII - начала XIX века?
- Каково отношение мастеров слова, художников и граверов к происходящим в России преобразованиям в области музыкальной жизни?
- Какую роль играет искусство в жизни человека?
- Какие чувства вы испытываете, когда звучит музыка XVIII века?
IV. Домашнее задание. Написать сочинение на тему “Какую роль играет музыка в моей жизни?”
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеева М. Гравюра петровского времени - М., 1990. - 203 с.
2. Алтаева Е. Музыкальный салон. А почему бы нет? // Звезда Алтая. – 1965. - № 3. - с.23-27.
3. Алянский Ю.Л. Русский музей. Страницы истории // Изобразительное искусство в школе. - 2003. - № 5. - с.54-60
4. Антонова И.А. Шедевры Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – М., 1985. - 88 с.
5. Барнаул. История культуры. Пособие для учителя – Барнаул, 2000. – 183 с.
6. Барнаул. Энциклопедия – Барнаул, 2000. - 403 с.
7. Вайнком Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов – Л., 1982. - 199 с.
8. Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий – Л., 1989. – 45 с.
9. Газарян С. В мире музыкальных инструментов – М., 1985. - 222 с.
10. Государственная Третьяковская галерея. История и коллекция – М., 1989. - 443 с.
11. Грабарь И.Д. Основание и начало застройки Петербурга // Изобразительное искусство в школе. – 2003. - № 5. – с.5-16
12. Гранитный город – Л., 1989. - 231 с.
13. Гримм Г. Петербург в произведениях русских художников // Изобразительное искусство в школе. - 2003. - № 5. - с.45-54
14. История России. Пособие для поступающих в вуз – С.-Пб., 1991. - 456 с.
15. Картины Государственной Третьяковской галереи – М., 1988. - 100 с.
16. Крамарь Ю.А. Об истоках “культурной музыки” Алтая // Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений. – Барнаул, 2001, с.106-109
17. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века – М., 1987. - 318 с.
18. Осиночкина Н. Подробности в афишах // Вечерний Барнаул. – 2001. - № 10. – с.3
19. Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири (конец XVIII – начало XIX века) – Барнаул, 2003. - 45 с.
20. Русская литература последней четверти XVIII века – М., 1985. - 446 с.
21. Словарь иностранных слов под редакцией Пчёлкиной В.В. – М., 1989. - 620 с.
22. Снитко Л. Первые художники Алтая // Искусство. - 1977. - № 12. - с.48-52
23. Степанская Т.М. Роль Российской Академии художеств в становлении и развитии культуры на Алтае (конец XVIII – первая половина XIX века) // Культурное наследие Сибири. – Барнаул, 1994. - с.14-24
24. Столпянский П. Музыка и музицирование в старом Петербурге – Л., 1989. - 222 с. 25. Толковый словарь русского языка под редакцией Евгеньевой А.П. в 4-х томах – М., 1985.
26. Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ – Восточно-Сибирское книжное издательство. - 1967. - 112 с.
27. Художественная энциклопедия зарубежного искусства – www.nd.ru
28. Энциклопедия Алтайского края в 2-х томах – Барнаул. – 1997.
29. Энциклопедия “История искусства” - www.vSCHOOL.ru
30. Энциклопедия истории России - www.nd.ru