Цели урока:
- Выяснить, что такое географические координаты.
- Выяснить, зачем нужны географические координаты.
- Научиться определять географические координаты.
- Закрепить понятия “географическая широта” и “географическая долгота”
- Развитие навыков определения географических координат по географической карте.
- Продолжить формирование умения работать с картой. Развитие логических навыков.
- Продолжить развитие географического мышления, развитие познавательных интересов.
Методы и приемы:
1. Тесты по вариантам, взаимная
проверка (проверка д/з).
2. Беседа с использованием презентации (новая
тема).
3. Групповая работа с географическими картами и
контурной картой (закрепление нового материала).
4. Работа с контурной картой (д/з).
Урок проводится в игровой форме (урок – путешествие) “Путешествие по географической карте” с элементами проблемного урока.
Оборудование: ИКТ, презентация для урока, физическая карта мира, карточки с групповыми заданиями, карточки с тестами, тетради, атласы, книга “Дети капитана Гранта”, указки, контурные карты, тексты посланий.
Оформление доски: дата, тема урока, экран, проблемный вопрос, физическая карта мира.
Ход урока:
1.Начало урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Сегодня у нас будет не просто урок, а путешествие. И путешествие необыкновенное потому, что путешествовать мы будем, не выходя из класса, по географической карте…Сегодня вы не просто класс, а экипаж корабля, которое отправляется в плавание…
2. Проверка домашнего задания:
Учитель: …но до того как мы отправимся путешествовать, давайте проверим ваши географические знания. У вас на столах лежат тесты. Возьмите каждый по варианту и карандаш. Подпишите фамилию, класс и номер экипажа. В каждом задании обведите правильный ответ. Даю вам 5 минут.
.. Отложите карандаши. Отдайте свой тест соседу по парте. Карандашом напишите внизу свою фамилию. А теперь внимание на экран. Слайд № 3. Перед вами правильные ответы. Проверьте тесты. Если ответ правильный ставьте “плюс”, если нет – “минус”. А теперь поставьте оценку: сколько плюсов, такая и оценка… Отложите работы. Попозже я их соберу.
3. Новая тема.
Учитель: Ваши знания мы проверили и можем отправляться в путь. Во время путешествия вы будите отвечать на различные вопросы, а наш лоцман (один из учеников) будет отмечать в бортовом журнале фамилии тех, кто дает правильные ответы. Кто даст больше правильных ответов, получит дополнительную оценку. Но отправляемся мы в путешествие не просто так. В конце него мы должны будем ответить на вопрос: Почему героям книги “Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветное путешествие? Кстати, а вы помните, как герои этой книги получили послание от капитана Гранта? (ответ: письмо в бутылке)
Учитель: Правильно, в море выловили бутылку с посланием. Так вот, на днях я получила такое же послание. Само послание испорчено водой и я принесла вам его копию. Написано оно в двух вариантах. Вот 1 вариант. Слайд № 4. Кто прочтет его? (текст послания: SOS!!! Тому, кому попадет это послание. Экипаж шхуны “Вечерняя звезда” потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам спастись на острове. Ищите: 11 градусов южной широты…..)
Учитель: Да, а продолжение размыто водой. А скажите, ребята, что интересного и при этом географического есть в этом послании? (ответ: дана географическая широта) (учитель записывает на доске)
Учитель: А что такое географическая широта? (ответ: это расстояние от экватора до заданного объекта в градусах)
Учитель: правильно. Слайд № 5 – схема “Географическая широта”. А как определить географическую широту? (ученик у доски показывает и рассказывает: провести воображаемую линию от экватора до объекта и посмотреть градусное значение)
Учитель: Правильно. Итак, мы вспомнили, что такое географическая широта. А скажите, только по одной географической широте мы можем найти нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную широту имеют все объекты, находящиеся на данной параллели)
Учитель: правильно. Нам еще чего-то не хватает… Но может нам поможет 2 вариант послания.. Давайте посмотрим. Слайд № 6. Кто прочтет его? (текст послания: SOS!!! Тому, кому попадет это послание. Экипаж шхуны “Вечерняя звезда” потерпел крушение в Тихом океане. Капитану и двум матросам удалось спастись на острове. Ищите…..162 градуса западной долготы)
Учитель: Да, и тут послание испорчено водой. Но кое-что интересное здесь есть. Кто скажет что? (ответ: дана географическая долгота) (учитель записывает на доске)
Учитель: Правильно. А что такое географическая долгота? (ответ: географическая долгота показывает расстояние от нулевого меридиана до заданного объекта в градусах)
Учитель: Хорошо. Слайд № 7 – схема “Географическая долгота” А кто покажет как ее найти? (у доски ученик показывает и рассказывает: провести воображаемую линию от нулевого меридиана до заданного объекта и посмотреть значение в градусах)
Учитель: Правильно. Скажите, а по одной географической долготе мы сможем определить нужный остров? (ответ: нет, т.к. данную долготу имеют все объекты находящиеся на данном меридиане)
Учитель: Хорошо, скажите, как вы думаете, а, зная и долготу и широту данного острова мы сможем найти нужный нам остров? (Да. Т.к. мы знаем и меридиан и параллель на котором находится нужный нам остров).
Учитель: А мы знаем нужнее нам данные? (ответ: да, в 1 послании – географическая широта, во 2 – географическая долгота.)
Учитель: Кто попробует показать? (ученик показывает по карте мира)
Учитель: Молодец. Слайд № 8 – определение географических координат. (Учитель читает определение: географическая широта и географическая долгота называются географическими координатами. Географические координаты – это числа, с помощью которых указывают местоположение объекта на Земле и карте) запишите определение в ваши словарики…А теперь давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: Почему героям книги “Дети капитана Гранта “ пришлось совершить кругосветное путешествие? (ответ: они знали только одну координату, поэтому не могли установить местоположение острова.)
Учитель: Правильно. (Читает из книги послание капитана Гранта: 7 июня 1862 года трехмачтовое судно “Британия”…Глазго потерпело крушение…два матроса и капитан Грант достигли 37 градуса широты южной… окажите им помощь…)
Учитель: итак. Какой вывод мы можем сделать? (ответ: для определения местоположения объекта мы должны знать географическую широту и географическую долготу места, т.е. географические координаты)
4. Домашнее задание:
Учитель: ребята, в ваших карточках № 3 находится задание, которое вы должны выполнить дома (слайд № 9). После того как наше путешествие закончится, вам будет не трудно его выполнить. Вложите карточки к себе в тетради.
5. Закрепление новой темы:
Учитель: давайте попробуем объекты по их координатам (карточка № 1). Вы найдете объекты, а затем мы вместе проверим выполнение задания. (Выполняется задание) А теперь давайте проверим правильность выполнения задания (слайд № 10)
Учитель: Ну, а теперь вы будете путешествовать сами (Слайд № 11). Возьмите карточку № 2. Вам предстоит показать на контурной карте маршрут вашего путешествия, определяя по географическим координатам места ваших остановок. После выполнения задания сдайте тетради. (Ученики выполняют задания)
6. Если останется время:
Учитель: ребята вы очень хорошо поработали сегодня. А теперь откройте свои учебники (стр. вопрос № __) выполните, пожалуйста, задание в тетради.
_____________________________________________________________________________
Распределение времени:
Начало ---------------2 минуты |
Закрепление---------13 минут |
Проверка Д/з--------7 минуты |
Д/з----------------------3 минуты |
Новая тема-----------15 минут |