Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о природных зонах Северной Америки и обитающих там животных.
2.Развивать познавательный интерес учащихся,умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с картой.
3.Помочь учащимся строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке последствий своих поступков.
Оборудование:
1. Карты природных зон России и Северной Америки.
2.Рисунки животных.
3.Видеофильм “Возвращение волка”.
4.Материалы для оформления газет.
5.Карточки для сравнения природных зон и животных России и Северной Америки.
6.Лепестки с характеристиками животных.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
-Урок необычный.
II. Тема урока.
-В гости к нам пришла Природа. Послушайте “Монолог природы” С. Викуловой.
Я- Природа. Я- великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье
Подарить – в моей все это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу.
Небо в час восхода и заката,
иву над рекой…
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба
Не забудь: ты сам мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год твои шаги, но не за-
нимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний.
Уничтожишь – ( зверь не карандаш)
-2- С помощью сложнейших вычислений
и машин новейших не создашь.
Мы с тобой дорогою одною Катимся – ни часу врозь, ни дня.
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
- Что поняли из монолога природы?
(Природу нужно беречь.)
-Человек – это часть природы, он должен уважать ее, заботиться о ней, и как можно больше знать о природе.
-Ребята, вы любите смотреть телепередачи о животных?
-Какие, назовите?
-Что вам больше нравится – слушать, когда ведущий рассказывает, или смотреть, когда ведущий сам путешествует?
- Хотели бы вы сами поучаствовать в телепередаче?
- Наш урок или телепередача называется “Животные России и Северной Америки”.
III. Природные зоны России и Северной Америки.
- Я приглашаю вас к путешествию по природным зонам России.
- Хотите попробовать себя в роли телеведущих?
-Кто расскажет о первой природной зоне России?
( К доске выходит один ученик.)
- А в путешествие по природным зонам Северной Америки я попрошу отправиться другого телеведущего. Его задача – изучить карту природных зон Северной Америки и сравнить их с природными зонами России.
(Ученик выходит к карте природных зон Северной Америки и изучает ее, пока дети рассказывают о природных зонах России.)
(Дети у карты России по очереди рассказывают о природных зонах России. Арктические пустыни. Тундра. Леса. Степи. Пустыни. Субтропики.)
- А сейчас послушаем специального корреспондента из Северной Америки.
(- Я изучил природные зоны Северной Америки и понял, что они в основном совпадают с природными зонами России. Я это докажу.)( Показывает природные зоны Северной Америки.)
- Молодцы, ребята! Настоящие телеведущие. Спасибо.
- Возьмите карточку №1. Отметьте природные зоны России и Северной Америки.
Действительно ли они совпадают?
(- Да, природные зоны России и Северной Америки совпадают.)
- Как называются люди, которые смотрят телепередачи?
( Это телезрители.)
- А теперь вопрос телезрителям. Отгадайте, что за зверь?
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого встретить довелось,
Знай, что это (лось).
( На доске появляется изображение лося.)
- Что вы знаете о лосях?
( Он большой, обитает в лесах, травоядное животное, у него ветвистые рога.)
-Это красивое животное обитает не только в России, но и в Северной Америке.
VI. Животные Северной Америки.
- Америка – дальняя страна. У нас – день, там – ночь. Мы говорим на русском, там – на английском. К нам на телепередачу приехали дети из Северной Америки. Они расскажут о животных своей страны.
(Дети, изучающие английский язык.)
Учитель.
- Good afternoon boys and girls!
(Здравствуйте, ребята.)
- Ученики американских школ тоже изучают предмет “ Окружающий мир”, только называется он “ Science ”. На этих уроках американские ученики узнают много интересного о растительном и животном мире Северной Америки.
- Вы хотите услышать о животных Северной Америки на английском языке?
-А что бы все хорошо поняли, помогать нам будет переводчик.
(Назвать имя ученика.)
- Vicky, can you help us ? -Вика, ты можешь нам помочь? (Выходит к доске ученица- переводчик.)
- Dave you are welcome! (Выходит ученик. На груди приколот знак с английским именем)
Ученик.
- Hello! My name is Dave. I am from America. I am 10. (Подходит к доске к карте Северной Америки и помещает картинку белки на карту.)
- Squirrels are small animals. They are brown or red. They live in the forest. They can jump and climb trees very well. They like nuts very much. – Меня зовут Дейв. Я из Америки. Мне 10 лет. Белки – маленькие животные. Они коричневые или рыжие. Они живут в лесу. Они умеют хорошо прыгать по деревьям. Они очень любят орешки.
- Now, Steve, tell us about a bear.(Выходит ученик по имени Стив и представляется.)
- Hello! My name is Steve. I am from America. I am 10. (Помещает картинку с изображением медведя на карту.)
- Bears are wild animals. They are big and brown. They live in the forest. They are strong. They sleep in winter. They like honey very much. – Медведи – дикие животные. Они большие и коричневые. Они живут в лесу. Они сильные. Они спят зимой. Они очень любят мед.
- Virginia, you are welcome! What can you tell us about foxes? – Вирджиния, а что ты можешь рассказать о лисах? ( Выходит ученица с картинкой лисы и после знакомства помещает ее также на карту Северной Америки.)
- Hi! My name is Virginia! I am from America. Foxes are beautiful and clever. They are red. They are not big but they can hunt small animals. They lives in the forest.- Лисы красивые и хитрые. Они рыжие. Они небольшие, но умеют охотиться на маленьких животных. Они живут в лесу.
- John, you are welcome! ( Выходит ученик по имени Джон, рассказывает о себе и помещает картинку зайца на карту. Затем продолжает рассказ. )
- Hares are small. They are grey but in winter they are white. They like grass. They can jump and run very well. They live in the forest. – Зайцы небольшие животные. Они серого цвета, но зимой они белые. Они любят травку. Зайцы хорошо прыгают и бегают. Они живут в лесу.
- Our next guest is Alice! Alice, you are welcome! – Теперь мы приглашаем следующую гостью, Алису. ( Выходит девочка с картинкой волка. Помещает картинку на карту Северной Америки и начинает свой рассказ.)
- Hello! My name is Alice. I am from America. There are many animals in America: foxes, hares, squirrels, elks and wolves. Wolves are wild strong animals. They are big and grey. They live in the forest. Wolves can hunt big and small animals. – Меня зовут Алиса. Я из Америки. В Америке живет много животных: лисы, зайцы, белки, лоси и волки. Волки дикие сильные животные. Они большие и серые. Они живут в лесу. Они охотятся на больших и маленьких животных.
Учитель.
- Thank you very much. – Спасибо большое нашим гостям из Америки.
- Возьмите карточку № 2. Отметьте животных Северной Америки и России.
- Какой вывод можно сделать? ( Животные одинаковые.)
-Чтобы наша телепередача была интересней, игра для телезрителей и гостей из Америки “Расскажи о животном” ( Игра по группам. Две группы детей, знающих английский язык. Две группы детей, не знающих язык.)
- На столах лежат лепестки. Ваша задача собрать цветок с характеристикой животного.
Гости из Америки работу выполняют на английском языке.
- А теперь прочитаем, что у вас получилось.
VII. Физминутка.
- Наши друзья из Америки проведут минуту отдыха. Смотрите и повторяйте.
- Hands up! Hands down! Hands on hips! Sit down! Stand up! Hands to the sides,
Bend left, bend right! Hand on hips,
Jump. ( Дети прыгают и считают до 10.)
- One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten.
- Thank you.- Спасибо.
V. Экологическое равновесие.
-Продолжаем нашу телепередачу. Вопрос для телезрителей.
- Почему на территориях России и Северной Америки обитают одинаковые животные?
(Одинаковые природные условия.)
- Молодцы!
- В природе все взаимосвязано – неживая и живая природа, растительноядные животные и хищники. Одно зависит от другого. Поэтому и говорят, что в природе существует экологическое равновесие.
(На доске рисунки животных, есть и рисунок волка.)
-Что знаете об этом животном? ( О волке.)
(Окрас серый, охотится стаей, хищник, считается санитаром леса.)
-А когда голоден, опасен и для человека.
- В России на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Хищников истребили в огромном количестве, но через 3 года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз.
В Северной Америке возникла такая же проблема. Мы посмотрим фильм “ Возвращение волка”. Побываем в национальном парке Северной Америки Елоунстоуне.
( Просмотр фильма.)
- Почему нельзя истреблять животных?
(Нарушается экологическое равновесие.)
VII. Творческая лаборатория. Работа в группах.
-Много мы узнали о природных зонах России Северной Америки, о животных, обитающих на этих территориях. Знаниями нужно делиться. Открываем в нашей телепередаче творческую лабораторию. Работаем по группам. В конце урока пройдет защита проектов.
- Группа №1 выпускает газету о животных России
на русском языке.
- Группа №2 Выпускает газету на английском языке
о животных Северной Америки.
- Группа №3 работает с учебником. Найти материал
об организациях по защите диких животных и
рассказать.
- Группа №4 пишет письмо – обещание диким
животным.
VIII. Защита проектов.
( В конце урока дети выходят к доске и представляют работы. Все это помещается на доске.)
- Молодцы, ребята.
- Согласны ли вы взять своим девизом слова :
Небо без птиц - не небо!
Море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!
Сохраните их, друзья!
-Прочитаем хором.
- Наша телепередача подошла к концу. А на прощание друзья из Америки споют песню о дружбе. ( Звучит песня на английском языке в исполнении детей английской группы.)
Карточка №1
Природные зоны | Россия | Северная Америка |
1.Арктические пустыни | ||
2.Тундра | ||
3.Леса | ||
4.Степи | ||
5.Пустыни | ||
6.Субтропики |
Карточка№2
Животные | Россия | Северная Америка |
1.Лось | ||
2.Медведь | ||
3.Лиса | ||
4.Заяц | ||
5.Белка | ||
6.Волк |
Card№2 ( для детей английской группы)
Animals | Russia | America |
1.Elk | ||
2.Bear | ||
3.Fox | ||
4.Hare | ||
5.Squirrel | ||
6.Wolf |