План проекта - презентации:
- Фотографии с проведенных уроков.
- Фрагменты презентаций к обобщающим урокам по химии:
- «Металлы и неметаллы»;
- «Бинарные соединения»;
- «Химические превращения»;
- «Свойства металлов»;
- «Великие химики мира».
- Источники информации.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРИМЕНЕНИЮ ПРОЕКТА-ПРЕЗЕНТАЦИИ
«ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ХИМИИ»
- Презентация «Фрагменты презентаций» является начальной, исходной. В ней содержатся слайды для использования на уроках химии. Смена слайдов и заданий происходит по щелчку, т.к. необходимо время для беседы с учащимися по вопросам и запись ответов на интерактивной доске.
- Презентация «Фрагменты презентаций (итог)» является примером того, как должны выглядеть слайды презентации после работы учащихся на интерактивной доске. Смена слайдов и заданий происходит автоматически, т.к. это демонстрационная версия итоговой работы.
«ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ХИМИИ»
Цель создания данной работы – показать возможности использования мультимедийных технологий и возможностей интерактивной доски на уроках химии.
Одним из магистральных направлений развития непрерывного образования является его информатизация. Это приводит к повышению информативности получаемых учащимися в ходе образовательного процесса впечатлений. Будущее требует от современных учеников огромного запаса знаний в области использования информационных технологий. Важнейшей задачей образования становиться научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, Интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее.
Обеспечение образовательных учреждений компьютерами, интерактивными досками и другими видами техники имеет большое значение для совершенствования образовательного процесса.
Применение в учебном процессе мультимедийных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяют:
- оптимизировать проведение уроков, практических и лабораторных занятий по предмету, особенно объяснение нового материала;
- использовать вместо оригинала компьютерные, интерактивные имитационные модели объекта учебного процесса и проводить наблюдение процесса извне;
- осуществлять повторно передачи учебного материала;
- повысить развивающий потенциал уроков;
- разработать виртуальные стенды для лабораторных работ, выполнять работы с вредными веществами.
В феврале 2007 года в моем кабинете химии появилась интерактивная доска. Сначала она использовалась как управляющийся экран, когда во время урока демонстрировались фрагменты с готовых электронных носителей информации по химии или видеофрагменты химических опытов, взятых на сайте «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http//www.schcool-collection.edu.ru). Но на таких уроках у интерактивной доски в основном работала я как учитель. Учащиеся, принимая участие в обсуждении увиденного и услышанного на уроке, находились на своих местах. Передо мной встала задача: разработать уроки с использованием презентаций к интерактивной доске, чтобы во время урока учащиеся принимали непосредственное участие в работе именно на интерактивной доске. В настоящее время разработаны мультимедийные презентации для обобщающих уроков по темам «Металлы и неметаллы» (6 и 7 классы), «Бинарные соединения. Составление формул по валентности ил по степени окисления» (6, 7 и 8 классы), «Химические превращения» (7 и 8 классы), «Лабиринты» (по основным темам курса 8 класса), «История химии. Великие химики мира» (6 – 11 классы) и другие. Предлагаю в качестве примера обобщающих упражнений с использованием интерактивной доски мультимедийную презентацию, собранную из нескольких, и вопросы к каждому слайду. Также в работу вставлены фотографии с обобщающих уроков в разных классах, на которых использовались приведенные мультимедийные технологии.
ФРАГМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ «МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ» (6,7 и 8 классы)
Цель урока: обобщить знания учащихся о физических свойствах и применении известных металлов и неметаллов, закрепить понятия «химический знак», «химический элемент», «вещество».
- Какие вещества называются простыми?
- Модели молекул каких веществ вы видите на экране? Приведите примеры.
- Напишите химические формулы данных веществ. Из скольких элементов состоят данные вещества? Сколько атомов входит в состав молекулы кислорода, серы?
- Напишите химические формулы данных веществ.
- Сплавы какого металла используют для изготовления самолетов?
- Напишите химический знак алюминия.
- Какой металл используется для изготовления нити накаливания в лампочке?
- Найдите в периодической таблице химический элемент вольфрам. Напишите его химический знак.
- На свойствах какого неметалла основана приведенная химическая реакция?
- Напишите химическую формулу вещества кислорода.
- Напишите уравнение реакции горения угля в кислороде.
- На экране – жидкий азот. Его хранят и перевозят в специальных сосудах. Температура жидкого азота: -1930С.
- Напишите химическую формулу вещества азота.
ФРАГМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ «СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ» (8, 9 и 11 классы)
Цель урока: обобщить сведения о химических свойствах и получении металлов, закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки коэффициентов, систематизировать знания о типах химических реакций.
- Укажите признаки приведенной химической реакции.
- Напишите уравнение реакции горения железа в кислороде. Расставьте коэффициенты. Укажите тип реакции.
- Укажите признаки приведенной химической реакции.
- Напишите уравнение реакции разложения оксида ртути (П). Расставьте коэффициенты. Укажите тип реакции.
ФРАГМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ» (8 и 9 классы)
Цель урока: закрепить знания о типах химических реакций, умения составлять химические уравнения, определять признаки химических реакций; закрепит навыки выполнения химического эксперимента. Проверить умения составлять уравнения по названию веществ и называть вещества по формуле.
Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но при этом сам попал в западню. Почему?
Лабораторный опыт. Техника безопасности!
Ответ найдем, проведя опыт. Опустим железную скрепку (на нитке) в пробирку с раствором хлорида меди (II).Что наблюдаете? Напишите уравнение данной химической реакции.
- Найдите ответ на задание, выполнив химический эксперимент. (Техника безопасности!)
- Напишите уравнение проделанной химической реакции. Объясните результат эксперимента. Укажите признаки данной реакции.
Царь зовет к себе Стрельца - удалого молодца
И дает ему поручение государственного значения:
«Чтоб я стал очень богат, нужен мне алюминия сульфат
Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад!
Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.
Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».
- Напишите уравнения реакций получения сульфата алюминия.
- Укажите тип реакции.
- Подчеркните в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева» слова, связанные с химией, с химической терминологией.
«Ты знаешь газ легчайший – водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете».
- В каком случае речь идет об элементе, а в каком - о веществе?
- Напишите формулы веществ, о которых идет речь в отрывке.
- Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Укажите тип каждой реакции. Назовите каждое вещество
- Составьте уравнения химических реакций по названию веществ. Расставьте коэффициенты. Укажите тип каждой реакции.
ФРАГМЕНТЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ «БИНАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. СОСТАВЛЕНИЕ ФОРМУЛ ПО СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ»
(7 и 8 классы)
Цель урока: Научить составлять формулы бинарных соединений по степени окисления.
- По картинкам определите, а каком веществе идет речь?
- Составьте формулу оксида водорода (воды).
- Рассмотрите иллюстрацию с фотографией оксида азота (IV). Почему данное вещество называют «бурый газ»?
- Составьте его химическую формулу.
- О каком веществе идет речь?
- Каково строение поваренной соли?
- Как ее добывают?
- Составьте формулу хлорида натрия (поваренной соли).
- Большинство металлов встречаются в природе в виде сульфидов. Например, ртуть - в виде киновари, сульфида ртути (П).
- Составьте формулу данного соединения.
ФРАГМЕНТ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ВЕЛИКИЕ ХИМИКИ МИРА» (6-11 класс)
Цель занятия: познакомить учащихся с великими химиками мира, их роли в развитии химии. Закрепить названия и знаки химических элементов.
- Найдите в периодической системе Д.И.Менделеева названия химических элементов, представленных следующими химическими знаками.
- Из первых букв названий элементов составьте фамилию известного ученого.
- Какова его роль в развитии химии как науки?
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Традиционные документы
- С.В.Дендебер, О.В.Ключникова «Современные технологии в процессе преподавания химии» - М.,ООО «5 за знания», 2006.
- Т.А. Толмачева и др. «Методика преподавания предметов гуманитарного и физико-математического профиля с использованием мультимедийного комплекса», М., ГлобалБук, 2006.
Ресурсы Интернета
ЖЕЛАЮЩИЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОЛНОЙ ВЕРСИЕЙ ПРИВЕДЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, МОГУТ ОБРАЩАТЬСЯ ПО МОЕМУ ЭЛЕКТРОННОМУ АДРЕСУ E-MAIL: cm.e.ju@mail.ru