Свойства, ассортимент натуральных тканей растительного происхождения. Изготовление русского народного костюма в технике аппликации

Разделы: Технология


Целью урока-ярмарки является возрождение русских традиций в современных условиях. Обращение к истории, к народным обычаям помогает воспитывать молодое поколение.

Обучающая цель: сформировать умение применять знания свойств натуральных тканей растительного происхождения на практике.

Развивающая цель: мышление, воображение, творческую инициативу, положительные эмоции.

Воспитательная цель: трудолюбие, аккуратность, коллективизм, доброту, уважение к традициям русского народа, к людям труда.

Наглядность: коллекция хлопка и льна, образцы х/б и льняных тканей, русский народный костюм в натуральную величину.

Материалы и оборудование: лупа, шаблоны из картона, клей, ножницы, х/б и льняная ткань, тесьма, кружево, бисер, блёстки.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, проблемно- поисковый, практический.

Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Ход урока

1. Организационный момент. Приложение 1.

Встреча гостей хлебом- солью. Приветствие.

Вы сегодня пришли на ярмарку за подарками, как раньше было на Руси. Оделись в яркие рубахи, сарафаны, юбки, кокошники, повязали ленты из ситца, хлопка, льна.

2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Тканью человек пользовался с древнейших времён. Трудно себе представить, как наши прабабушки, будучи молодыми, в избах, при свете лучин, пряли и ткали ткань, красили белые полотна растительными красками.

Первыми волокнами были волокна крапивы и конопли. Вспомните сказку Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди». Это не сказка, а быль.

Обучали мастерству прядения девочек с 6 лет. От пряхи требовалось терпение, усидчивость - иначе нить получалась неровная. И полотно из такой пряжи получалось не первосортным. Отсюда и пословица: «Какова пряха, такова на ней рубаха». Зимними вечерами на посиделках, парни приглядывали себе невест. Девушки приходили с прялками.

 

Парни рассуждали: «Девка красива, да прясть ленива», но сот приглянулась девушка: «Прядись кудели на этой неделе, на новой недосуг, может, замуж позовут»…Прошли годы. Ткани изготавливают на текстильной фабрике.

- люди каких профессий работают на текстильной фабрике?

(ткачихи, прядильщицы, ленточницы, ровничницы, крутильщицы). Запомните эти названия профессий. Это нелёгкий труд.

3. Усвоение новых знаний.

Натуральные ткани растительного происхождения изготавливают из волокон хлопка и льна, которые проходят длительную обработку.

- рассмотрим волокна хлопка с помощью лупы
- какие по внешнему виду волокна хлопка?
(белые, пушистые, мягкие, тонкие, не блестят, короткие)

Чтобы получить ткань, хлопковое полотно:

  • разрыхляют,
  • очищают от примесей,
  • расчёсывают,
  • вытягивают в ровницу.

- рассмотрим волокна льна с помощью лупы
- какие они по внешнему виду?
(серые, жёсткие, прямые, толстые, неровные, имеют блеск)

Чтобы получить льняную ткань, льняную соломку:

  • вымачивают,
  • мнут,
  • треплют,
  • чешут,
  • получают ровницу,
  • из ровницы - пряжу,

4. Актуализация знаний.

А теперь отгадайте загадки. О каких волокнах и тканях пойдёт речь?

- мягок, бел, весь мир одел? (хлопок)

- топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали? (льняная ткань)

Россия всегда славилась своим льном. Лён называли «русским золотом». Русские купцы продавали льняную ткань в Индию. Лён везде нашёл своё применение: одежда, простыни, скатерти, салфетки, покрывала, полотенца. Ассортимент х/б тканей тоже велик.

5. Закрепление знаний.

Работа с образцами хлопчатобумажных тканей. Приложение 2.

- рассмотрите образцы,
- название каких тканей вы знаете?
- по каким признакам вы узнали, что ткань под №6- лён?
(ткань жёсткая, нити толстые, неровные, очень прочные, имеют блеск, нити прямые).

Недостаток льняных тканей - сильно мнутся, плохо драпируются (складываются и удерживают складки)

- какое вы знаете самое простое и прочное переплетение нитей?
(полотняное переплетение)

Обратите внимание на ткань под №2- это сатин. У него сатиновое переплетение, поэтому лицевая сторона гладкая, с блеском.

- рассмотрите ткань под №3, №5,
- что интересного вы заметили?
(виден рубчик)

Вид рубчика в косом направлении даёт саржевое переплетение.

- что шьют из этой ткани?
(халаты, детские распашонки…)

6. Обобщение знаний.

Ткани из хлопка мягкие, придают тепло, хорошо пропускают воздух, прочные

7. Игровой момент. В класс входит коробейник с различными тканями.

- здравствуйте, красны девицы! Какие вы нарядные, глаза разбегаются. В моей коробочке есть и ситец, и парча. Помогите мне, пожалуйста, посоветуйте, какую ткань выбрать, чтобы не очень мялась, была бы мягкой, хорошо пропускала воздух? (ситец, сатин)

- а какая ткань пойдёт на скатерть и салфетки, чтобы хорошо впитывала влагу? (лён)

- почему ты её выбрала? (эта ткань жёсткая, гладкая, с её помощью хорошо будет собирать крошки)

8. Подготовка к практической работе.

Сегодня мы изготовим из натуральных тканей русский народный костюм способом аппликации, чей-то похожий на ваши наряды.

Самый распространённый в старину вид одежды: рубаха, сарафан, душегрея.

У нас будет сарафанный комплект из рубахи, сарафана и головного убора-кокошника.

РУБАХА. Используем мягкую, однотонную ткань. Украсим отделочной тесьмой горловину, рукав, манжеты. Рубаха должна быть длинной, чуть короче сарафана.

САРАФАН. Можно сделать однотонным или из набивной ткани с ярким рисунком ярких цветов. Он может быть трапециевидной формы, приталенный, с поясом и без него.

Отделка. Продольная планка посередине переда, говорит об устойчивости русского народного костюма. Подол отделывается тесьмой, бисером, блёстками.

КОКОШНИКИ могут быть разной формы. Самый распространенный – НИМБ, СОРОКА. Кокошники можно украсить бисером, шнуром, блёстками, кружевом. В отличие от замужних женщин, девушки не закрывали волосы. Они носили косу, ленты, венцы.

9. Изучение инструкционной карты.

- приколоть булавкой шаблон из картона к ткани. Рубаха должна быть выполнена из однотонной ткани,
- вырезать по шаблону рубаху, сарафан, кокошник по выбору, снять булавки,
- используя клей ПВА, аккуратно, капельным способом, наклеить на альбомный лист: сначала рубаху, на рубаху сарафан, на расстоянии 2 см от среза горловины кокошник, под кокошник вклеить косу из льняной нити,
- отделка рубахи (тесьмой, лентой украсить горловину, манжеты, поперёк рукава),
- отделка сарафана (украсить отделочной тесьмой, лентой продольную планку посередине, подол, немного отступить от края),
- кокошник можно украсить золотой, серебряной нитью, пустить кружево, бисером, блёстками.

10. Практическая работа учащихся.

- повторение т/ б при работе с ножницами, с булавками.

По окончании работы, на доске вывешиваются альбомные листы с эскизами русских народных костюмов, выполненные в технике аппликации. Создаётся русский хоровод.

11. Подведение итогов работы и урока.

Входит КОРОБЕЙНИК: «Ах, какая красота! Какие замечательные, интересные работы можно сделать своими руками и почувствовать себя мастером декоративно-прикладного искусства, способным творить, создавать красоту вокруг себя, дарить радость людям. Труженицы, я вам с ярмарки подарки принёс. (коробейник раздаёт сушки, пряники, бублики).

12. Информация о домашнем задании.

Дома, кто захочет, может попробовать изготовить мужскую рубаху. Она была широкой, свободной, короче женской. Рубаху подпоясывали шнурком с кисточками на концах.

Примеры практических работ