Из учащихся формируются команды по 2 человека: 1 второклассник и 1 восьмиклассник. Всего 5 команд. Каждому «рыцарю» вручается значок, изготовленный на компьютере, с номером команды.
1. Вступление:
Учитель:
За горами, за долами,
За широкими морями.
Не на небе на земле
Мы живём в своём селе.Есть у нас своя дружина
Смелых рыцарей община.
Подрастают. Каждый год
Отправляем их в поход,
В сторону чудесную,
но пока мало им известную.Смелей вперёд!
Компьютерра давно ждёт.
2. Задание №1.
(На экране кадр №1 минипрезентации. В презентации всего 3 кадра, но сноски на неё нет т.к. она имеет объём более 3 Мб)
Учитель:
Но попасть в эту страну непросто. Стоят на нашем пути два стража: Мышь и Клавиатура и кто с ними не справится, не подружится, тому нет пути в эту замечательную страну.
Сейчас я предлагаю младшим рыцарям попытаться уговорить Мышь пропустить нас в компьютерную страну.
Второклассники садятся за компьютеры и выполняют задание по работе с мышью. (Диск «Мир информатики, 1-й год обучения, работа с мышью). Выполняют 4 задания, до тех пор, пока на экране не расцветут цветы.
(Можно заменить любым другим тренажёром мыши).
3. Задание №2
Восьмиклассникам, на время выполнения задания второклассниками предлагается викторина «И то и другое – что это такое?».
- И ковровая, и беговая, и на магнитном диске в компьютере. (Дорожка)
- И военный, и строительный, и системный в персональном компьютере. (Блок)
- И рыболовная, и компьютерная. (Сеть)
- И грызун, и манипулятор. (Мышь)
- И снаряд для метания, и носитель информации в компьютере. (Диск)
- И огнестрельное оружие, и машина, выполняющая действия без участия человека. (Автомат)
- И искусственное русло, наполненное водой, и линия связи. (Канал)
- И место для стоянки и разгрузки судов, и точка подключения внешних устройств к шине компьютера. (Порт)
- И застеклённый проём в стене, и часть экрана, занимаемая приложением или документом Windows. (Окно)
За время викторины второклассники выполняют работу на компьютере. Победителю (затратившему меньше всего времени) присваивается звание «Король компьютерной мыши» и выдаётся удостоверение).
Каждый получает столько очков, сколько заданий целиком успел сделать.
Восьмиклассники за каждый правильный ответ на вопросы викторины получают по 1 очку.
Учитель:
Ну а теперь предложим нашим старшим рыцарям подружиться с клавиатурой. Предлагаем им выполнить задание.
4. Задание №3.
Восьмиклассники садятся к машинам и выполняют задание:
Необходимо, используя только те буквы, которые есть в левом столбце, написать компьютерный термин в правом столбце. Проверка проводится автоматически.
С программой можно ознакомиться в Приложении 1
5. Задание №5
Во время выполнения задания восьмиклассниками, второклассникам предлагаются загадки о компьютере:
Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?
(Компьютер)На столе стоит сундук,
В сундуке окошко,
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко.
(Монитор)На доске по строчечке
Разместились кнопочки.
Девочки и мальчики,
Развивайте пальчики.
(Клавиатура)То-то радость, то-то смех,
На бумаге, без огрех,
Из простой коробки едет
Текст, на удивленье всех?
(Принтер)По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает?
(Мышь)Если что-то отключить,
То компьютер замолчит,
Тугоухий, как медведь -
Ничего не сможет спеть.
(Колонки)
Восьмиклассники выполняют работу, пока второклассники разгадывают загадки. Количество баллов, заработанное каждым, сразу видно на экране.
Второклассники получают по 1 баллу за каждую отгаданную загадку.
Учитель:
Вы успешно справились с заданиями и посмотрите скорее на экран:
(кадр №2 минипрезентации)
Учитель:
Дорога открыта! Смелее друзья!
6. Задание №6.
Учащимся предлагается попарно (команде) сесть за компьютер и выполнить задание – тест по основным понятиям, изученным за I четверть. (Проект написан на Visual Basic Application. Установите в п. меню Сервис Макрос Безопасность Средняя. А затем «Не отключать макросы»)
Учащимся предлагается 7 вопросов и по 3 ответа на каждый вопрос. Один из них верный. Интересно, что программа ставит верный ответ каждый раз под новым номером. Количество и содержание вопросов в тесте можно изменять (в программе). Важно, чтобы в программе верный ответ стоял на первом месте.
- Когда человек занимается программированием?
a. Миша составляет план вычислений.
b. Коля рисует план школы.
c. Маша считает на компьютере. - Какие части компьютера предназначены для
вывода текстов и рисунков?
a. Монитор.
b. Системный блок.
c. Клавиатура. - Какие части компьютера предназначены для ввода
текстов и рисунков?
a. Сканер.
b. Монитор.
c. Принтер. - Найди устройство ввода.
a. Микрофон.
b. Наушники.
c. Колонки. - Какая часть компьютера содержит процессор?
a. Системный блок.
b. Монитор.
c. Сканер. - Какое правило необходимо соблюдать при работе
за компьютером?
a. Не трогать провода.
b. Почистить зубы.
c. Поспать перед работой не менее часа. - Укажи экранный объект.
a. Кнопка на экране монитора.
b. Кнопка включения монитора.
c. Кнопка включения системного блока.
Ознакомиться с программой в Приложение 2.
Итоги подводятся по количеству баллов, поставленных машиной.
Учитель:
Пока наши рыцари выполняют задание, мы тоже поработаем. Ну-ка, кто быстрее сообразит?
7. Конкурс болельщиков (логические задачи):
a. Имеется 5 гномов. Им показали 3 красных и 4 синих капюшона. В темноте на них надели 3 красных и 2 синих капюшона, а остальные спрятали. Кто из гномов может определить цвет надетого на него капюшона? (Те, на ком надеты синие капюшоны).
b. Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас блондин, другой - брюнет, третий - рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос у каждого из друзей? (Белокуров – рыжий, Чернов – русый, Рюжов – чёрный).
c. Ребус: (3-й кадр минипрезентации). (Курсор)
За каждую решённую задачу болельщик получает маленький приз.
Учитель: И последнее задание решаем все вместе.
8. Кроссворд: (на рисунке приведён уже решённый кроссворд).
Кроссворд в пустом виде выводится на экран и заполняется учителем (наиболее удобный способ: удалив поочерёдно, с конца, содержимое строк, использовать откатку для быстрого восстановления содержимого строк). Приложение 3.
a. Младший брат калькулятора, считает тоже быстро, но ничего больше не умеет.
b. Как назвать все действия по работе с информацией одним словом?
c. Устройство для вывода информации на экран.
d. Устройство для вывода информации на бумагу.
e. Заветное слово, не зная которого можно не попасть в файл, папку или программу.
f. Бывает контекстное, пиктографическое, быстрого доступа, ниспадающее…
g. Машина, часто внешне похожая на человека, способная выполнять за него какие – либо операции.
h. Самая опасная операция с файлами.
i. «Мозг» ЭВМ.
j. И оружие, и город в Англии, и жёсткий диск.
k. Одно из основных устройств ввода информации.
9. Подведение итогов.
Пара «рыцарей», набравшая наибольшее число очков, награждается компьютерными дисками, остальные – календариками с компьютерной тематикой на 2008 год.
Литература и источники информации:
- Компьютерная программа «Мир информатики», 1 год обучения.
- Д.М. Златопольский «Сборник заданий для внеклассной работы по информатике».
- Л.Л.Босова «Развивающие задачи по информатике».
- Стихи о компьютере взяты из Интернета.