Игра "Путешествие в страну Компьютера"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Из учащихся формируются команды по 2 человека: 1 второклассник и 1 восьмиклассник. Всего 5 команд. Каждому «рыцарю» вручается значок, изготовленный на компьютере, с номером команды.

1. Вступление:

Учитель:

За горами, за долами,
За широкими морями.
Не на небе на земле
Мы живём в своём селе.

Есть у нас своя дружина
Смелых рыцарей община.
Подрастают. Каждый год
Отправляем их в поход,
В сторону чудесную,
но пока мало им известную.

Смелей вперёд!
Компьютерра давно ждёт.

2. Задание №1.

(На экране кадр №1 минипрезентации. В презентации всего 3 кадра, но сноски на неё нет т.к. она имеет объём более 3 Мб)

 Учитель:

Но попасть в эту страну непросто. Стоят на нашем пути два стража: Мышь и Клавиатура и кто с ними не справится, не подружится, тому нет пути в эту замечательную страну.

Сейчас я предлагаю младшим рыцарям попытаться уговорить Мышь пропустить нас в компьютерную страну.

Второклассники садятся за компьютеры и выполняют задание по работе с мышью. (Диск «Мир информатики, 1-й год обучения, работа с мышью). Выполняют 4 задания, до тех пор, пока на экране не расцветут цветы.

(Можно заменить любым другим тренажёром мыши).

 3. Задание №2

Восьмиклассникам, на время выполнения задания второклассниками предлагается викторина «И то и другое – что это такое?».

  1. И ковровая, и беговая, и на магнитном диске в компьютере. (Дорожка)
  2. И военный, и строительный, и системный в персональном компьютере. (Блок)
  3. И рыболовная, и компьютерная. (Сеть)
  4. И грызун, и манипулятор. (Мышь)
  5. И снаряд для метания, и носитель информации в компьютере. (Диск)
  6. И огнестрельное оружие, и машина, выполняющая действия без участия человека. (Автомат)
  7. И искусственное русло, наполненное водой, и линия связи. (Канал)
  8. И место для стоянки и разгрузки судов, и точка подключения внешних устройств к шине компьютера. (Порт)
  9. И застеклённый проём в стене, и часть экрана, занимаемая приложением или документом Windows. (Окно)

За время викторины второклассники выполняют работу на компьютере. Победителю (затратившему меньше всего времени) присваивается звание «Король компьютерной мыши» и выдаётся удостоверение).

Каждый получает столько очков, сколько заданий целиком успел сделать.

Восьмиклассники за каждый правильный ответ на вопросы викторины получают по 1 очку.

Учитель:

Ну а теперь предложим нашим старшим рыцарям подружиться с клавиатурой. Предлагаем им выполнить задание.

4. Задание №3.

Восьмиклассники садятся к машинам и выполняют задание:

Необходимо, используя только те буквы, которые есть в левом столбце, написать компьютерный термин в правом столбце. Проверка проводится автоматически.

С программой можно ознакомиться в Приложении 1

5. Задание №5

Во время выполнения задания восьмиклассниками, второклассникам предлагаются загадки о компьютере:

Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд -
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?
(Компьютер)

На столе стоит сундук,
В сундуке окошко,
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко.
(Монитор)

На доске по строчечке
Разместились кнопочки.
Девочки и мальчики,
Развивайте пальчики.
(Клавиатура)

То-то радость, то-то смех,
На бумаге, без огрех,
Из простой коробки едет
Текст, на удивленье всех?
(Принтер)

По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает?
(Мышь)

Если что-то отключить,
То компьютер замолчит,
Тугоухий, как медведь -
Ничего не сможет спеть.
(Колонки)

Восьмиклассники выполняют работу, пока второклассники разгадывают загадки. Количество баллов, заработанное каждым, сразу видно на экране.

Второклассники получают по 1 баллу за каждую отгаданную загадку.

Учитель:

Вы успешно справились с заданиями и посмотрите скорее на экран:

(кадр №2 минипрезентации)

Учитель:

Дорога открыта! Смелее друзья!

6. Задание №6.

Учащимся предлагается попарно (команде) сесть за компьютер и выполнить задание – тест по основным понятиям, изученным за I четверть. (Проект написан на Visual Basic Application. Установите в п. меню Сервис Макрос Безопасность Средняя. А затем «Не отключать макросы»)

Учащимся предлагается 7 вопросов и по 3 ответа на каждый вопрос. Один из них верный. Интересно, что программа ставит верный ответ каждый раз под новым номером. Количество и содержание вопросов в тесте можно изменять (в программе). Важно, чтобы в программе верный ответ стоял на первом месте.

  1. Когда человек занимается программированием?
    a. Миша составляет план вычислений.
    b. Коля рисует план школы.
    c. Маша считает на компьютере.
  2. Какие части компьютера предназначены для вывода текстов и рисунков?
    a. Монитор.
    b. Системный блок.
    c. Клавиатура.
  3. Какие части компьютера предназначены для ввода текстов и рисунков?
    a. Сканер.
    b. Монитор.
    c. Принтер.
  4. Найди устройство ввода.
    a. Микрофон.
    b. Наушники.
    c. Колонки.
  5. Какая часть компьютера содержит процессор?
    a. Системный блок.
    b. Монитор.
    c. Сканер.
  6. Какое правило необходимо соблюдать при работе за компьютером?
    a. Не трогать провода.
    b. Почистить зубы.
    c. Поспать перед работой не менее часа.
  7. Укажи экранный объект.
    a. Кнопка на экране монитора.
    b. Кнопка включения монитора.
    c. Кнопка включения системного блока.

Ознакомиться с программой в Приложение 2.

 Итоги подводятся по количеству баллов, поставленных машиной.

Учитель:

Пока наши рыцари выполняют задание, мы тоже поработаем. Ну-ка, кто быстрее сообразит?

7. Конкурс болельщиков (логические задачи):

a. Имеется 5 гномов. Им показали 3 красных и 4 синих капюшона. В темноте на них надели 3 красных и 2 синих капюшона, а остальные спрятали. Кто из гномов может определить цвет надетого на него капюшона? (Те, на ком надеты синие капюшоны).

b. Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас блондин, другой - брюнет, третий - рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос у каждого из друзей? (Белокуров – рыжий, Чернов – русый, Рюжов – чёрный).

c. Ребус: (3-й кадр минипрезентации). (Курсор)

За каждую решённую задачу болельщик получает маленький приз.

Учитель: И последнее задание решаем все вместе.

8. Кроссворд: (на рисунке приведён уже решённый кроссворд).

Кроссворд в пустом виде выводится на экран и заполняется учителем (наиболее удобный способ: удалив поочерёдно, с конца, содержимое строк, использовать откатку для быстрого восстановления содержимого строк). Приложение 3.

a. Младший брат калькулятора, считает тоже быстро, но ничего больше не умеет.
b. Как назвать все действия по работе с информацией одним словом?
c. Устройство для вывода информации на экран.
d. Устройство для вывода информации на бумагу.
e. Заветное слово, не зная которого можно не попасть в файл, папку или программу.
f. Бывает контекстное, пиктографическое, быстрого доступа, ниспадающее…
g. Машина, часто внешне похожая на человека, способная выполнять за него какие – либо операции.
h. Самая опасная операция с файлами.
i. «Мозг» ЭВМ.
j. И оружие, и город в Англии, и жёсткий диск.
k. Одно из основных устройств ввода информации.

9. Подведение итогов.

Пара «рыцарей», набравшая наибольшее число очков, награждается компьютерными дисками, остальные – календариками с компьютерной тематикой на 2008 год.

Литература и источники информации:

  1. Компьютерная программа «Мир информатики», 1 год обучения.
  2. Д.М. Златопольский «Сборник заданий для внеклассной работы по информатике».
  3. Л.Л.Босова «Развивающие задачи по информатике».
  4. Стихи о компьютере взяты из Интернета.