Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений, навыков
Цели:
- обобщить основные знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека,
- расширить и углубить их новыми понятиями,
- закрепить знания о внутренних водах России.
- отработать коммуникативные и интеллектуальные умения выявлять и обосновывать основные экологические факты в области охраны воды и защиты её от загрязнения.
Задачи образовательные:
- Сформировать у учащихся представление о значении воды в природе и жизни человека.
- Систематизировать информацию о запасах, распространении воды в природе и её хозяйственном использовании.
- Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве.
- Ознакомить учащихся с историческими сведениями о значении водоёмов для народов Югры.
- Раскрыть проблему загрязнения воды в процессе хозяйственной деятельности человека.
- Составить систему мер по очистке воды и сохранению её от загрязнения.
- Научить детей элементарным способам очистки воды в природных условиях.
Воспитательные:
- Воспитание любви к родному краю.
- Прививать чувство бережного отношения к природе.
- Продолжить экологическое и краеведческое воспитание школьников.
Развивающие:
- Совершенствовать умение анализировать, сложившуюся критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения.
- Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
- Совершенствовать коммуникативные умения.
- Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, путем применения проблемного изложения материала и соревновательной формы проведения урока.
Методы: эвристическая беседа, обьяснительно-иллюстративные, проблемное изложение, частично-поисковые
Форма урока: урок-игра (соревнование)
Форма обучения: групповая
Оборудование:
- слайд-программа,
- музыкальное сопровождение,
- ватман,
- бумага А4,
- фломастеры,
- образцы фильтров для воды,
- стакан с чистой и с грязной водой.
Предварительная работа: подготовка учащимися сообщений на тему водные ресурсы, водный кадастр, влияние человека на водные ресурсы; возможно, изготовление учащимися примитивных фильтров для очистки воды; экологических плакатов (в целях экономии времени на уроке).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Работу предлагаю провести сегодня в группах, так как проблема, которую мы будем обсуждать очень серьезная, требующая для её решения объединения усилий не только ребят вашего класса, но и всех землян. Тем более, в народе говорят: “одна голова хорошо, а две лучше”. Кроме того, всем известно, что в споре рождается истина. Обратите внимание на то, что тема нашего урока на доске не указана. Для того, чтобы её определить мы должны немного поиграть.
Актуализация опорных знаний в форме игры. Оформление игрового поля: на листах формата А4 названия сектора и стоимость вопроса. Чем выше стоимость вопроса, тем он сложнее.
Реки | 10 | 20 |
Озера | 10 | 20 |
Подземные воды | 10 | 20 |
Ледники | 10 | 20 |
2. Игра проводится по типу “Своя игра”.
Каждая буква темы урока находится на оборотной стороне листа со стоимостью вопроса. Команды выбирают сектор и стоимость вопроса по очереди, набирают баллы. Результат игры – ключевое слово темы урока расшифровано. Команда, набравшая максимальное количество очков получает 3 жетона, остальные команды, с меньшим количеством жетонов, по 2 и 1 жетону соответственно.
Вопросы:
Реки:
- 10б – назовите и покажите на карте самую полноводную реку России (Енисей)
- 20б – как определить уклон реки?
Озера:
- 10б – назовите и покажите на карте самое глубокое озеро России (Байкал)
- 20б – какое происхождение имеют котловины озер в северо-западной части России (ледниково-тектоническое)
Подземные воды:
- 10б – как называется выход на поверхность грунтовых вод? (Источник, родник)
- 20б – что называют артезианскими бассейнами? (запасы межпластовых вод)
Ледники:
- 10б – что такое ледник? (естественные скопления льда, образовавшиеся из снега и обладающие самостоятельным движением)
- 20б – назовите и покажите на карте два самых крупных ледника России? (Богдановича на Камчатке, Безенги на Кавказе)
Результат: открыт отрывок “Вода – это …..” (приложение: слайд 1)
Цель нашего урока закончить предложение, определить, что же значит вода для человека и природы?
Учитель берет в руку стакан с чистой водой. Допустим, у меня в стакане сейчас вода из чистого озера. Вопрос к классу: что такое вода? ( вещество, без вкуса и запаха, может находиться в 3-х состояниях). (приложение: слайд 2)
Учитель обращается к физической карте полушарий.
- Какая часть поверхности Земли покрыта водой? (более половины)
- Почему вода на земном шаре, несмотря на испарение, не исчезает? (круговорот воды в природе)
- Какие водоемы заключают в себе максимальные запасы воды? (моря и океаны) (приложение: слайд 3)
- Где сосредоточена пресная вода?( реки, озера, подземные воды, ледники, вода в атмосфере). (приложение: слайд 4)
Поверхностные и подземные воды, которые человек использует в хозяйственной деятельности, называются водными ресурсами.
3. Изучение нового материала.
Сообщение о значении водных ресурсов готовила группа № 1.
Заслушивается сообщение о значении водных ресурсов. (приложение: слайд5)
Примерное содержание сообщения о значении водных ресурсов. Рассказ сопровождается рисунками выполненными учащимися на листах формата А4, которые магнитами крепятся на доску.
Попрошу всех учащихся класса записать в тетрадях определение: водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности в сельском хозяйстве.
Каждый ребенок знает, что без воды человек не может жить, т.к. и сам на 80% состоит из воды. А знаете ли вы, что на ежедневные нужды человек потребляет 300-400л воды? Принимая душ в течение 5 минут, мы расходуем около 100 л воды, наполняя ванну лишь на половину, мы расходуем 150 литров воды, разовый смыв в туалете 6-8 л воды; каждая стирка белья в стиральной машине – 100 л воды; подсчитано, что современный человек в день для удаления жажды и голода потребляет 2,5 л воды, за 70 лет эта цифра составит примерно 65 т. На создание учебника по географии потребовалось 1м3 воды, для производства 1т сахара-100м3, крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн.м3 воды. Кроме того, большая часть воды расходуется на орошение полей в сельском хозяйстве. Оценка водных ресурсов дана в водном кадастре.
Заслушивается сообщение о водном кадастре.
Примерное содержание выступления о водном кадастре.
Прошу зафиксировать в тетрадях определение. Водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России.(приложение: слайд6). В нем обобщены материалы гидрологических наблюдений и исследований, собраны данные для научных и хозяйственных организаций.
В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, сезонное распределение воды в полноводных реках.
На каждого жителя Русской равнины приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири – 100 000м3 в год, т.е. в 12 раз больше (приложение: слайд7). В южных районах России дефицит воды, т.к. большая часть уходит на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала маловодны (это истоки рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.
Реки России полноводны весной. Вопрос к классу: чем это объясняется? (преобладает снеговое питание).
Наибольшая потребность в воде ощущается летом. Чтобы обеспечить население водой, создаются пруды и водохранилища. Вопрос к одноклассникам: в чем разница между прудами и водохранилищами? (водохранилища крупнее, они создаются на реках).
Учитель: Наш округ можно смело назвать краем рек, озер и болот. (приложение: слайд8)
Какая река является крупнейшей рекой нашего округа? (Обь)(приложение: слайд9)
Приложение: слайд 10.
По представлению древних народов, населяющих наш край, мир выглядел в виде реки, имеющей истоки, среднее течение и устье. Её прообразом выступала скорее всего Обь. Истоки реки, которые находились на юге, ассоциировались с Верхним миром. Среднее течение представлялось как область проживания людей, как жизненный мир, а низовья реки, расположенные на севере, воспринимались как Нижний мир – место пребывания умерших. Горизонтальная модель мира была понятна коренным жителям Приобья. Проживая по берегам больших и малых рек, они рассматривали их верхнее течение как Верхний мир и именно там устраивали священные места, а нижнее течение – как Нижний мир и располагали там кладбища.
Учитель: Объясните, почему с древних времен люди селились у водоёмов?
(ответы: использование воды в быту, рыбная ловля, транспортный путь, зона отдыха, орошение земель, использование воды на предприятиях).
Сообщение о влиянии человека на водные ресурсы.
Примерное содержание сообщения.
Человек влияет на водные ресурсы.Рассмотрим стороны этого процесса. (приложение: слайд 11) Всех, кто использует воду, можно поделить на водопользователей и водопотребителей.
Использование воды.
Водопользование Водопотребление (изъятие воды)
Загрязняют воду, ухудшают её качество; Уменьшается количество ухудшается качество
- рыбное хозяйство
- промышленность
- гидроэнергетика
- сельское хозяйство
- речной транспорт
- коммунальное хозяйство
- купание в реке
Вопрос командам: приведите примеры причин ухудшения качества воды в результате деятельности человека? (сплав древесины, разливы нефти, сточные воды предприятий, коммунальные стоки и т.д.)
В нашем округе особенно сильно водные объекты страдают от разливов нефти.(приложение: слайд12)поэтому в реках округа уровень загрязнения намного превышает допустимые концентрации. Например …… (прочитать с таблицы)
Посмотрите на слайд. (приложение: слайд 13) На ручьях и реках устанавливаются боновые заграждения, которые улавливают только нефть на поверхности водного объекта. Хотя известно, что нефть, попав в воду, распределяется следующим образом: 20% остаётся в виде плёнки на поверхности, 40% в форме эмульсии в толще воды, 40% оседает на дно. Об очистке грунтовых вод речь, к сожалению, даже не идёт.
Учитель: действительно, в процессе использования чистая пресная вода загрязняется, в неё попадают ядовитые и вредные вещества.
Учитель берет в руки стакан с грязной водой. Примерно так выглядят сточные воды промышленных предприятий. Какие они? (грязные и с неприятным запахом).
Учитель добавляет грязную воду в стакан с чистой водой. Что произошло с чистой водой? Можно ли теперь её использовать человеку? Могут ли в такой воде жить животные?
( приложение: слайд 14,15).
Как же восстановить такую воду? (использовать фильтр).
Ребят младших классов школы № 11 вопрос очистки воды заинтересовал настолько, что они создали научный проект по очистке воды рек нашего округа. Дети не только изучили состав местной воды, но и изобрели множество фильтров для очистки воды. Представляю вашему вниманию несколько образцов. (демонстрация фильтров для очистки воды. (Возможно, дети предварительно самостоятельно изготовят простейшие фильтры для очистки воды и продемонстрируют их).
Современная промышленность выпускает большое количество бытовых фильтров, большинство из них работает за счет просачивания воды через древесный уголь.
( демонстрация фотографий фильтров на доске или оригиналов).
На предприятиях очистные сооружения более сложные и объемные, их строительство очень дорогое.
В настоящее время ученые подключают к очищению водных объектов растения.(приложение: слайд16). Например, камыш озерный, рогоз узколистый, тростник обыкновенный.
Процесс очистки воды длительный, трудоемкий на предприятиях еще и дорогостоящий. Возникает вполне закономерный вопрос: не проще ли просто не загрязнять воду?!
Работа в группах: составьте, пожалуйста, ряд ваших предложений о том, как сохранить чистую пресную воду для наших потомков? ( 5 мин.)
Заслушивание предложений.( записать каждое предложение крупными буквами на листах А4 и вывесить на доску).
Учитель: ребята, мне кажется, уже пора дописать тему нашего урока. Что же такое вода? Мнения великих людей по этому вопросу очень отличаются. Я познакомлю вас с двумя цитатами. “Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”.
“Мы живем, словно на пороховой бочке, бомба замедленного действия – вода”.
К какому выводу вы больше склоняетесь? (дописать его на доске)
Задача каждого из нас – сделать так, чтобы вода не стала бомбой замедленного действия. А для этого мы должны экономить воду и охранять её от загрязнений.
Такая задача посильна каждому из нас, школьники 11 школы создают фильтры, школьники 4 школы регулярно убирают территорию городского родника.(приложение: слай17). А мы с вами прямо сейчас создадим фрагмент экологической литературно-музыкальной композиции, выступить, с которой вы сможете на любой экологической конференции.
4.Творческая работа учащихся в группах.
Учитель раздает группам стихотворения экологического содержания. Учащиеся выполняют рисунки на экологическую тему.
Далее под лирическое музыкальное сопровождение проводится демонстрация рисунков и чтение стихотворений. На экране слайд 18 из приложения.
Учитель: где-то далеко в глубине космического пространства одиноко сияет голубым светом планета несущая на себе цивилизацию, возможно единственную в нашей Галактике или даже во всей Вселенной. И 2\3 этой планеты покрыты водой. Водой, в которой зародилась жизнь. Водой, благодаря которой она может исчезнуть с лица Земли.
Чтение детей:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине, черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает этот век,
На земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли, человек?
Я люблю тебя, большое время.
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не убей последнего тайменя,
Пусть гуляет в темной глубине.
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди.
Жестокий мир, жестокий век…
Ну что творишь ты, человек?
Леса под корень, нефть – в реке,
И в озере и в ручейке.
В лес не войдешь – там всякий хлам.
Ты – человек? Иль просто хам?
И как ты мог природы дикой
Царем назвать себя великим?
Прекрасный, чудный лик земли
Мы истоптали, извели.
Молчат деревья, лес молчит,
Лишь грустно старый кедр скрипит.
Все меньше птиц, зверей вокруг
Так что же делать будем, друг?
Планета чистой быть должна.
Тебе и мне она нужна!
Нужна затем, чтоб просто жить,
Учиться, верить и любить.
Я надеюсь, сегодня на уроке каждый ученик прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, округа, нашей страны и всей планеты.
А сейчас, посмотрите на экран, разве мы имеем право уничтожать такую красоту?
Разве мы не обязаны сохранить её для наших потомков? ( приложение: слайды 19-23)
Ведь вода – это и есть жизнь. (приложение: слайд 24)
5. Подведение итогов.
Подсчет жетонов.
Группа с наибольшим количеством жетонов получает “5”, уступившая группа оценки “4”, группа с наименьшим количеством баллов проявит свои возможности при других обстоятельствах. Ведь у познания и творчества не существует границ.
Д.З. подготовиться к контрольной работе по теме “ Внутренние воды России”.