Цель урока. Усовершенствование навыка правописания слов с непроизносимыми согласными в корне.
Задачи урока.
- Учить видеть данную орфограмму в словах.
- Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, речи, мышления.
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, прививать любовь к родному языку.
Оборудование. Тетради, учебники, карточки со словарными словами, таблица “Непроизносимые согласные в корне слова”, карточки для групповой и индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята! Девиз нашего урока “У нас все получится!” (Учащиеся повторяют хором)
II. Словарная работа.
Загадки на слова с удвоенными согласными:
Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? (Класс)
Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (Ванна)
По долинам, по отрогам мчит широкая дорога, и она, как знают все, называется… (Шоссе)
Загадка для тебя легка: пишусь всегда через два “к”. И мяч, и шайбу клюшкой бей. А называюсь я… (Хоккей)
Чтоб каждый телевизор работал без капризов, на крыше непременно должна стоять… (Антенна)
Записать слова в столбик, подчеркнуть знакомую орфограмму, поставить ударение.
- В каком слове ударение не ставится? (Класс)
- Какую орфограмму подчеркнули?
- Подчитайте количество букв и звуков в словарных словах:
Класс – 5 букв, 4 звука
Ванна – 5 букв, 4 звука
Шоссе – 5 букв, 4 звука
Хоккей – 6 букв, 5 звука
Антенна – 7 букв, 6 звука (тетрадь)
- Могу ли я слово “сердце” внести в эту группу? Почему?
(Да, так как в этом слове букв больше, чем звуков; звук [д] – не произносится)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Мы сегодня продолжим изучать тему ““Слова с непроизносимыми согласными в корне” и повторим какие звуки бывают непроизносимыми.
IV. Повторение изученного о непроизносимых согласных звуках.
Беседа по вопросам:
- В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится? ([стн], [здн], [ств], [рдц] и др.)
- Почему исчезают отдельные звуки?
(Три согласных подряд очень трудно произнести, и таким образом упрощается их произношение.)
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
- Как обозначается орфограмма?
V. Упражнения в написании слов с непроизносимыми согласными в корне.
- Что нужно сделать, чтобы определить, есть ли в корне слова непроизносимый согласный звук? (Надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук стал произносимым)
1. Сердце-сердечный, сердечко, сердобольный (тетрадь).
2. Коллективная работа по заданию.
Значение устойчивых выражений:
У меня на сердце камень – плохо, тяжело на душе.
Сердце кровью обливается – переживаю за кого-то, очень больно за кого-то.
Уйти с тяжелым сердцем – уйти сильно расстроенным.
Скажу, положа руку на сердце – честно, искренне, без утайки.
Подарил от чистого сердца – искренне, с любовью.
- К какому выражению художник нарисовал иллюстрацию?
Запись выражений по вариантам ( по три к каждому)
3. Работа со словами:
Запомни
чувство праздник
лестница праздничный
4. - Прочитайте слова. Почему их написание надо запомнить?
- Какие из этих слов однокоренные? (Праздник, праздничный)
- Составьте и запишите словосочетания с этими словами. (Таблица на доске)
VI. Физминутка.
Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
VII. Закрепление изученного.
1. Работа у доски.
Найди проверочное слово:
Солнце –
Местность –
Здравствуй –
Вкусный –
Повторение правила.
2. Работа в парах.
... Я подъезжаю к родной деревне. Передо мной расстилается знакомая м______________ ть. Всё вокруг мне из_________но до мелочей. Но почему же так сильно стучит в груди с____________? И почему как-то особенно сияет в небе летнее с_____________? Меня переполняет ч__________во радости, восторга, с___________я.
Индивидуальная работа (карточка).
Непроизносимая согласная
Найди родственное проверочное слово:
1) телес_ный 2) со_нце 3) cчас_ливая 4) ужас_ное 5) трос_ник 6) ус_ный 7) чес_ная 8) чудес_ное 9) ярос_ный 10) хрус_нуть |
а) чудесен б) хрустнули в) счастье г) яростная д) телесная е) честные ж) ужасно з) телеса и) солнышко й) яростно к) хрустит л) устная м) ужасен н) честь о) ярость п) уста р) тростники |
Образец: солнце – ответ “и”.
VIII. Итог урока.
- Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
- Приведи примеры таких слов.
IX. Домашнее задание.