Развитие речи в начальной школе. Урок развития речи во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


В объяснительное записке программы по русскому языку для начальной школы подчеркивается, что развитие речи является одним из главных направлений работы в начальных классах. “Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие”. (Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы)

Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать – хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.

Один из важнейших его компонентов – написание изложений. Передавая своими словами, небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения. Ведь, как уже сказано, овладение письменной и устной речью требует комплексного подхода, одно помогает другому. При работе над изложениями, решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную.

Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Достигнуть этого позволяет использование мультимедийной поддержки уроков развития речи.

Цели:

  1. Закреплять знания о структуре текста – повествования.
  2. Формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте – повествовании с опорой на картинки.
  3. Формировать умение соотносить содержание картинок с частями текста.
  4. Формировать умение составлять заключительную часть текста.
  5. Развивать логическое мышление, память, речь учащихся.
  6. Способствовать воспитанию отзывчивости, доброго отношения к животным.

ХОД УРОКА

1. Вводная беседа. (Слайд № 1)

- Сегодня на уроке мы будем писать рассказ по картинкам. Рассмотрите картинки. (Слайд № 2)

- О каких событиях рассказал художник?

- Что случилось однажды зимним днем?

- Какой текст получится по этим картинкам? Почему? (Слайд № 3)

- Проверим, согласен ли с вами компьютер…

2. Восстановление деформированного текста с опорой на картинки.

- Достаньте из конверта полоски. Что на них написано? (Части текста)

- Сколько всего полосочек? (6). Почему? (6 частей)

- Почему одна полоска пустая? (Нужно будет дописать текст). Отложите пока её, потом подумаем вместе.

- Какое задание нам нужно выполнить? (Составить текст)

- Почему нельзя положить полоски в любом порядке? (Будет нарушена последовательность событий) (Слайд № 6)

- А что нам поможет определить последовательность? (Картинки)

- Как будете устанавливать порядок частей? (Смотреть, что нарисовано на 1 картинке и находить текст такого же содержания, смотреть вторую картинку – и находить текст и т.д.)

- Составьте текст (у себя на парте).

- Проверим. (По слайдам)

- Прочитайте 1 часть. (Слайд № 7)

- Прочитайте 2 часть. (Слайд № 8)

- Прочитайте 3 часть. (Слайд № 9)

- Прочитайте 4 часть. (Слайд № 10)

- Прочитайте 5 часть. (Слайд № 11)

- Поднимите руку, у кого правильно составлен текст?

- Кто заметил ошибки? Исправьте.

- Возьмите пустую полоску. Подумайте, куда её нужно положить? (В конец)

- Почему? (Нужно придумать продолжение рассказа)

- Положите пустую полоску в конец.

- Как будет называться эта часть текста? (Заключительная) (Слайд № 12)

- А какие части уже есть? (Вводная и основная)

- Ребята, частей 3, а полосок – 6! Почему? (В основной части – 4 маленькие части).

- Найдите и прочитайте вступление.

- Найдите и прочитайте основную часть.

3. Анализ текста.

- Чтобы составить заключительную часть, нужно хорошо понять текст, который мы уже составили, т.е. то, что нам уже известно в тексте.

- А чтобы узнать, как вы поняли, я задам вопросы. Ответить на них нужно предложениями из текста.

- Где ночевали лосиха с лосенком?

- Что животные стали делать, когда проснулись?

- Почему лосиха насторожилась?

- Кто это был?

- Что сделали лоси?

-А волки?

- Как проходила погоня?

- Что увидела лосиха впереди?

- Что тогда сделали лоси?

- Кто был во дворе сторожки?

- Что сделал Митя?

- А лоси?

- Как поступил мальчик?

- Какова была реакция волков на действия Мити?

- Определите тему этого рассказа (Мальчик Митя спасает лосей от волков)

- Как можно назвать этот рассказ? (Слайд № 13)

  • Помощь лосиной семье.
  • Как мальчик(Митя) спас лосей.
  • Спасение лосей (животных).

- Запишите свой заголовок.

4. Составление заключительной части. (Слайд № 14)

- А теперь подумайте, что может быть нарисовано на последней картинке?

Митя угощает лосей ароматным сеном.

Лоси приходят к лесной сторожке на следующий день.

- А если мы захотим объединить всё: то, как Митя угощает зверей и то, что произошло на следующий день, тогда нужно нарисовать 2 картинки, сначала картинку во дворе, а потом – у ворот сторожки.

- Давайте повторим, как можно составить заключительную часть. (Слайд № 15)

  1. В ней можно сказать, как Митя угощает лосей, и закончить текст.
  2. Можно сразу рассказать, что произошло на следующий день и закончить текст.
  3. А можно сказать и то и другое, т.е. сначала сказать о том, как Митя угощает зверей, а потом то, что произошло на следующий день.

- А теперь нужно составить заключительную часть. Эти слова помогут вам составить свой вариант заключительной части. Прочитайте эти слова (вслух): (Слайд № 16)

в дальнем углу двора
принес охапку сена       
вкусного завтрака
вернулись
вернулись
следующий день
к лесной сторожке
хотели поблагодарить
своего спасителя

- Придумайте заключительную часть. Как ты составил? (Несколько вариантов ответов)

- Лосиха и лосенок стояли в дальнем углу двора. Митя принес им охапку сена. После вкусного завтрака лоси вернулись в свой лес.

- Лосиха и лосенок вернулись в свой лес. На следующий день лоси пришли к лесной сторожке. Они хотели поблагодарить своего спасителя.

5. Физминутка.

Девочки и мальчики /руки на пояс/

Прыгают как мячики /ритмичные прыжки/

Ножками топают /топанье ногами/

Ручками хлопают /хлопки в ладоши/

Глазками моргают /руки на пояс ритмичн. зажмуривание глаз/

После отдыхают /руки вниз/

6. Орфографическая подготовка.

- Подготовимся грамотно написать заключительную часть текста.

- Прочитайте слова. Какое задание нужно выполнить? (Вставить гласные буквы) (Слайд № 17)

л…сиха
л…сенок
дв...ра
…ни
ст…яли
ст..рожка

х... тели
в д...льнем
поблагод…рить
ох…пка
сп…сителя л…сной

- Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена в словах 1 столбика? Докажите (проверочное слово).

- Покажите, какая буква пропущена в словах 2 столбика?

- У меня выделены буквы в словах, правописание которых вы не знаете. Прочитаем (хором), как они пишутся. (Слайд № 18)

вернулись
в дальнем
принес
охапку
после
вкусного
завтрака
вернулись
поблагодарить
своего
спасителя

7. Запись заключительной части текста.

- Что вам поможет составить заключительную часть? (Опорные слова)

- Возьмите чистую полоску. Запишите на ней заключительную часть, которую вы составили. Опорные слова вам помогут.

Приступайте к работе.

8. Проверка.

- Кто уже написал, проверьте, всё ли понятно из вашей заключительной части.

- Сосчитайте, сколько предложений у вас получилось в заключительной части. Проверьте, поставлены ли, где нужно точки.

- Проверьте, правильно ли написали слова. Для этого сравните написание слов на экране с написанием у себя в тетради.

9. Чтение лучших заключений.

10. Итоги урока. Рефлексия.

- Чему учились на уроке? (Восстанавливать текст – повествование и составлять его заключительную часть)

- Что вызвало затруднение? Что понравилось?

- Спасибо за урок.