В объяснительное записке программы по русскому языку для начальной школы подчеркивается, что развитие речи является одним из главных направлений работы в начальных классах. “Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие”. (Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы)
Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать – хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.
Один из важнейших его компонентов – написание изложений. Передавая своими словами, небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения. Ведь, как уже сказано, овладение письменной и устной речью требует комплексного подхода, одно помогает другому. При работе над изложениями, решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную.
Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Достигнуть этого позволяет использование мультимедийной поддержки уроков развития речи.
Цели:
- Закреплять знания о структуре текста – повествования.
- Формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте – повествовании с опорой на картинки.
- Формировать умение соотносить содержание картинок с частями текста.
- Формировать умение составлять заключительную часть текста.
- Развивать логическое мышление, память, речь учащихся.
- Способствовать воспитанию отзывчивости, доброго отношения к животным.
ХОД УРОКА
1. Вводная беседа. (Слайд № 1)
- Сегодня на уроке мы будем писать рассказ по картинкам. Рассмотрите картинки. (Слайд № 2)
- О каких событиях рассказал художник?
- Что случилось однажды зимним днем?
- Какой текст получится по этим картинкам? Почему? (Слайд № 3)
- Проверим, согласен ли с вами компьютер…
2. Восстановление деформированного текста с опорой на картинки.
- Достаньте из конверта полоски. Что на них написано? (Части текста)
- Сколько всего полосочек? (6). Почему? (6 частей)
- Почему одна полоска пустая? (Нужно будет дописать текст). Отложите пока её, потом подумаем вместе.
- Какое задание нам нужно выполнить? (Составить текст)
- Почему нельзя положить полоски в любом порядке? (Будет нарушена последовательность событий) (Слайд № 6)
- А что нам поможет определить последовательность? (Картинки)
- Как будете устанавливать порядок частей? (Смотреть, что нарисовано на 1 картинке и находить текст такого же содержания, смотреть вторую картинку – и находить текст и т.д.)
- Составьте текст (у себя на парте).
- Проверим. (По слайдам)
- Прочитайте 1 часть. (Слайд № 7)
- Прочитайте 2 часть. (Слайд № 8)
- Прочитайте 3 часть. (Слайд № 9)
- Прочитайте 4 часть. (Слайд № 10)
- Прочитайте 5 часть. (Слайд № 11)
- Поднимите руку, у кого правильно составлен текст?
- Кто заметил ошибки? Исправьте.
- Возьмите пустую полоску. Подумайте, куда её нужно положить? (В конец)
- Почему? (Нужно придумать продолжение рассказа)
- Положите пустую полоску в конец.
- Как будет называться эта часть текста? (Заключительная) (Слайд № 12)
- А какие части уже есть? (Вводная и основная)
- Ребята, частей 3, а полосок – 6! Почему? (В основной части – 4 маленькие части).
- Найдите и прочитайте вступление.
- Найдите и прочитайте основную часть.
3. Анализ текста.
- Чтобы составить заключительную часть, нужно хорошо понять текст, который мы уже составили, т.е. то, что нам уже известно в тексте.
- А чтобы узнать, как вы поняли, я задам вопросы. Ответить на них нужно предложениями из текста.
- Где ночевали лосиха с лосенком?
- Что животные стали делать, когда проснулись?
- Почему лосиха насторожилась?
- Кто это был?
- Что сделали лоси?
-А волки?
- Как проходила погоня?
- Что увидела лосиха впереди?
- Что тогда сделали лоси?
- Кто был во дворе сторожки?
- Что сделал Митя?
- А лоси?
- Как поступил мальчик?
- Какова была реакция волков на действия Мити?
- Определите тему этого рассказа (Мальчик Митя спасает лосей от волков)
- Как можно назвать этот рассказ? (Слайд № 13)
- Запишите свой заголовок.
4. Составление заключительной части. (Слайд № 14)
- А теперь подумайте, что может быть нарисовано на последней картинке?
Митя угощает лосей ароматным сеном.
Лоси приходят к лесной сторожке на следующий день.
- А если мы захотим объединить всё: то, как Митя угощает зверей и то, что произошло на следующий день, тогда нужно нарисовать 2 картинки, сначала картинку во дворе, а потом – у ворот сторожки.
- Давайте повторим, как можно составить
заключительную часть. (Слайд № 15)
- А теперь нужно составить заключительную часть. Эти слова помогут вам составить свой вариант заключительной части. Прочитайте эти слова (вслух): (Слайд № 16)
в дальнем углу двора
принес охапку сена
вкусного завтрака
вернулисьвернулись
следующий день
к лесной сторожке
хотели поблагодарить
своего спасителя
- Придумайте заключительную часть. Как ты составил? (Несколько вариантов ответов)
- Лосиха и лосенок стояли в дальнем углу двора. Митя принес им охапку сена. После вкусного завтрака лоси вернулись в свой лес.
- Лосиха и лосенок вернулись в свой лес. На следующий день лоси пришли к лесной сторожке. Они хотели поблагодарить своего спасителя.
5. Физминутка.
Девочки и мальчики /руки на пояс/
Прыгают как мячики /ритмичные прыжки/
Ножками топают /топанье ногами/
Ручками хлопают /хлопки в ладоши/
Глазками моргают /руки на пояс ритмичн. зажмуривание глаз/
После отдыхают /руки вниз/
6. Орфографическая подготовка.
- Подготовимся грамотно написать заключительную часть текста.
- Прочитайте слова. Какое задание нужно выполнить? (Вставить гласные буквы) (Слайд № 17)
л…сиха
л…сенок
дв...ра
…ни
ст…яли
ст..рожка
х... тели
в д...льнем
поблагод…рить
ох…пка
сп…сителя л…сной
- Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена в словах 1 столбика? Докажите (проверочное слово).
- Покажите, какая буква пропущена в словах 2 столбика?
- У меня выделены буквы в словах, правописание которых вы не знаете. Прочитаем (хором), как они пишутся. (Слайд № 18)
вернулись
в дальнем
принес
охапку
после
вкусного
завтрака
вернулись
поблагодарить
своего
спасителя
7. Запись заключительной части текста.
- Что вам поможет составить заключительную часть? (Опорные слова)
- Возьмите чистую полоску. Запишите на ней заключительную часть, которую вы составили. Опорные слова вам помогут.
Приступайте к работе.
8. Проверка.
- Кто уже написал, проверьте, всё ли понятно из вашей заключительной части.
- Сосчитайте, сколько предложений у вас получилось в заключительной части. Проверьте, поставлены ли, где нужно точки.
- Проверьте, правильно ли написали слова. Для этого сравните написание слов на экране с написанием у себя в тетради.
9. Чтение лучших заключений.
10. Итоги урока. Рефлексия.
- Чему учились на уроке? (Восстанавливать текст – повествование и составлять его заключительную часть)
- Что вызвало затруднение? Что понравилось?
- Спасибо за урок.