Обобщающий урок по географии в 8-м классе на тему "Климат и климатические ресурсы России"

Разделы: География


Цели урока:

Образовательные:

  • проверить и закрепить знания, умения и навыки, и определить уровень усвоения основных терминов, понятий и определений по изученной теме, особенностей формирования климата России и климатических рекордов климата;
  • углубить теоретические знания и практические умения в результате обобщения и систематизации основных характеристик и показателей климата России, причин разнообразия типов климатов и климатических поясов.

Развивающие:

  • развивать и активизировать познавательный интерес к географии, логическое мышление, память, внимание, способствующие нахождению правильного ответа, кратко и последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы, находить пути решения проблем, связанные с неблагоприятными климатическими явлениями на территории России;
  • развивать практические навыки применения данных знаний.

Воспитательные:

  • воспитание ответственного отношения к учебному труду, научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле;
  • формирование навыков сотрудничества.

Оборудование: карты России – физическая и климатическая, карты климатических поясов и областей, климатограммы, таблицы, схемы, атласы и картосхемы.

Ожидаемый результат:

1-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности;

2-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности; уметь определять тип климата по климатической диаграмме;

3-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности, уметь определять тип климата по климатической диаграмме; уметь составлять характеристику климата территории.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения урока: урок-соревнование.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Выполнение заданий соревнования.
  3. Домашнее задание.
  4. Подведение итогов урока (рефлексия по методу неоконченных предложений).

Подготовительная работа: разделить класс на две команды, придумать название (“Циклон” и “Антициклон”) и выбрать капитанов из числа сильных учеников; перед данным уроком учащиеся должны подготовить по десять вопросов для противоположной команды и записать их на доске, предварительно согласовав с учителем, приготовить жетоны разных цветов, а также творческое задание для более подготовленных учащихся по темам:

  1. “ О полюсе холода России”.
  2. “Охрана атмосферного воздуха от загрязнения”.
  3. “ Меры борьбы с неблагоприятными климатическими условиями”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель сообщает тему и цели урока, форму проведения и ход урока.

Задание 1: “Кто быстрее ответит?” Приложение 1.

 

    Команде “Циклон” Команде “Антициклон”
    1. Погода 1. Климат
    2. Изобары 2. Изотермы
    3. Суммарная радиация 3. Солнечная радиация
    4. Трансформация 4. Инверсия
    5. Циклон 5. Антициклон
    6. Испаряемость 6. Коэффициент увлажнения
    7. Атмосферный фронт 7. Агроклиматические ресурсы
    8. Агроклиматология 8. ,,Полюс холода” России
    9. Засуха 9. Азиатский максимум
    10. Синоптическая карта 10. Амплитуда
    11. Муссоны 11. Знаменитый русский климатолог

II. Выполнение заданий соревнования.

Задание 2. “Дополни ответ” (каждая команда заполняет по 2 схемы). Приложение 2.

1 команда

1. Климатообразующие факторы.

1. Географическое положение.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

4. Неблагоприятные климатические явления.

1. Засуха.
2.
3.
4.
5.

2 команда

2. Основные климатические показатели.

1. Количества тепла.
2.
3.
4.

3. Показатели агроклиматических ресурсов.

1. Продолжительность периода со среднесуточной t, выше 10°.
2.
3.
4.
5.

  1.  

Задание 3. Определи по схемам, что изображено. (У доски по одному ученику от команды, а команда называет их основные признаки).  Приложение 3.

  1. Циклон.
  2. Антициклон.
  3. Тёплый фронт.
  4. Холодный фронт.

Задание 4. Ответь на вопрос. (Каждому ученику даётся индивидуальное задание с вопросом и они поочерёдно отвечают). Приложение 3.

Вопрос для каждого ученика.

  1. От чего зависит количество солнечной радиации?
  2. Какой фактор оказывает сильное влияние на отражение или поглощение солнечной радиации?
  3. К чему приводит перемещение воздушных масс?
  4. Какие типы воздушных масс перемещаются над территорией России?
  5. В каких широтах расположена большая территория России?
  6. Какой из трёх океанов оказывает значительное влияние на формирование климата в умеренных широтах России в теплый период года и почему?
  7. Где расположен центр Сибирского антициклона? В какой период года он, играет решающую роль в формировании климата России?
  8. В каких направлениях перемещаются ВМ с повышенным атмосферным давлением от Сибирского антициклона Азиатского максимума?
  9. Какой (особенность) фактор способствует проникновению арктических и атлантических ВМ в глубь страны и далеко на юг?
  10. В каких климатических поясах расположена территория России?
  11. В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?
  12. Назовите типы климатов господствующих в умеренном поясе с запада на восток, от западных границ России до побережья Тихого океана?
  13. Какие природные объекты на территории России в пределах умеренного пояса являются границами раздела различных типов климата?
  14. Какие климатические явления неблагоприятные для работы транспорта?
  15. Почему в городе снег тает быстрее, чем за городом?
  16. Почему в Сибири очень холодные зимы?
  17. Почему самое холодное место не на самой северной точке России?

Задание 5. Географический диктант. (Какая команда даст больше ответов)

- Определите, какому типу климата соответствует описание:

  1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя t около 0°С. Осадков не много, но увлажнение избыточное. {Арктический.)
  2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность.Зима не очень холодная, лето теплое. От +12–14°С, на севере, до +22°С на юге. (Умеренный пояс, умеренно-континентальный климат.)
  3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах – инверсионная температура. Господствует континентальный воздух. Лето теплое (+16–18°С). (Резко континентальный.)
  4. В этом поясе самая суровая зима, средние температуры около -40°С, лето прохладное. (Субарктический.)
  5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Муссонный.)

Задание 6. Конкурс капитанов. “Рекорды климата на территории России”. (Кто даст больше правильных ответов и покажет на карте эти географические объекты)

  1. “Полюс холода”. (Оймякон–Якутия);
  2. Самая низкая температура января (-71°);
  3. Самая высокая температура июля и где? (+43°С , Астрахань, Волгоград);
  4. Самая холодная зима (-50°С в Якутии);
  5. Самая теплая зима (+6,1°С в Сочи);
  6. Самое теплое лето в России (Прикаспийская низменность, +25,4°С);
  7. Самое холодное лето (острова Северной Земли, средняя t = -1,2°С);
  8. Где выпадает самое большое количество осадков? (Западные склоны Кавказа и Алтая 200 мм в год);
  9. Где выпадает самое малое количество осадков? (Полупустыня Прикаспия – менее 150 мм в год, арктических пустынях – остров Кательный, Новосибирские острова – 141 мм в год).

Задание 7. Работа с картой.

По климатической карте атласа определить тип климата в следующих районах и населённых пунктах России.

1 команда:

1. Москва (умеренно-континентальный пояс, умеренный тип климата);

2. Мурманск (субтропический пояс);

3. Новосибирск (континентальный тип климата, умеренный пояс);

4. Хабаровск (муссонный климат);

5. Анадырь (субарктический пояс);

6. Оймякон (субарктический континентальный пояс);

7. Волгоград (умеренный тип климата);

8. Сургут (умеренный пояс, континентальный тип климата).

2 команда:

1. Карелия (умеренно-континентальный);

2. Алтай (континентальный);

3. Подмосковье (умеренно-континентальный);

4. Север Западной Сибири (субарктический пояс);

5. Сахалин (муссонный климат);

6. Остров Врангеля (арктический пояс);

7. Камчатка (муссонный климат);

8. Сихотэ–Алинь (муссонный климат).

Задание 8. Творческое. (Более подготовленные учащиеся готовили дополнительный материал). Приложение 4.

IV. Подведение итогов соревнования.

V. Домашнее задание.

Составить кроссворд “Климат России”.

VI. Подведение итогов урока.

“Сегодня на уроке я повторил…”

“Сегодня на уроке я узнал…”

“Сегодня на уроке я научился…” Приложение 5.