Цели:
- формирование системы читательских умений, посредством эмоционального;
- восприятия раскрыть внутренний мир героя произведения;
- прививать любовь к животному миру;
- развитие речи, расширение мировоззрения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Сегодня мы прочитаем произведение Саши Черного “Дневник фокса Микки”. Саша Черный – это псевдоним русского писателя Гликберг Александра Михайловича.
2. Давайте послушаем текст. (Чтение учителя)
Дневник фокса Микки
Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызет сахар, совсем как собаченка. Все думаю – нет ли у нее хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускают, – уж я бы посмотрел. Вчера она расхвасталась: “Видишь, Микки, сколько у меня тетрадок. Арифметика –диктовка – сочинения... А вот ты, цуцик несчастный, ни говорить, ни писать, ни читать не умеешь”. Гав! Я умею думать, – и это самое главное. Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Ага!
Читать я немножко умею: детские книжки с самыми крупными буквами.
Писать...Смейтесь, смейтесь (терпеть не могу, когда люди смеются) – писать я тоже научился.
Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не ерзала, – и пишу.
Сначала буквы были похожи на раздавленных дождевых червяков. Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины. Вот только не умею точить карандаши.
Когда мой иступится, я бегу тихонько в кабинет и тащу со стола отточенные людьми огрызочки.
* **
Ставлю три звездочки. Я видел в детских книжках, когда человек делает прыжок к новой мысли, он ставит три звездочки...
Что важнее всего в жизни? Еда. Нечего притворяться! У нас полон дом людей. Они разговаривают, читают, плачут, смеются, а потом садятся есть. Едят утром, едят в полдень, едят вечером. А Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает.
Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят! И говорят, что я обжора...
Сунут косточку от телячьей котлетки (котлетку сами съедят!) нальют пол блюдца молока, и все.
Разве я пристаю, разве я прошу еще, как Зина и другие дети? Разве я ем сладкое, – клейстер, который называется киселем, или жидкую гадость из чернослива и изюма, или холодный ужас, который они называют мороженым? Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс. Погрызу косточку, съем осторожно, взяв из рук Зины бисквит, и все.
... Я зеваю под столом до слез, привык около людей околачиваться, а они все сидят, сидят, сидят...Гав! И все говорят, говорят, говорят, точно у каждого граммофон в животе завели.
***
Три звездочки
Новая мысль. Наша корова – дура. Почему она дает столько молока? У нее один сын – теленок, а она кормит весь дом. И чтобы давать столько молока, она весь день ест, ест свою траву, даже смотреть жалко. Я бы не выдержал. Почему лошадь не дает столько молока? Почему кошка кормит своих котят и больше ни о ком не заботится?
Разве говорящему попугаю придет в голову такая мысль?
***
Скребутся мыши. Хотя фоксам это не полагается, но я очень люблю мышей. Чем они виноваты, что они такие маленькие и всегда хотят есть?
Вчера один мышонок вылез и стал катать по полу прошлогодний орех. Я ведь тоже люблю катать все круглое. Очень хотел поиграть с ним, но удержался: лежи, дурак, смирно! Ты ведь большой, как слон: напугаешь малыша, и он больше не придет. Разве я не умница?
Сегодня другой до того осмелел, что взобрался на диван и понюхал мою лапу. Я прикусил язык и вздрогнул. Тяф! Как я его люблю!
Вот только как их отличать одного от другого?
Если кошка посмеет их тронуть, я ее загоню на самую высокую елку и целый день сторожить буду...
Трах! Карандаш надломился. Надо писать осторожнее – кабинет на замке, а там все карандаши.
В следующий раз сочиню собачьи стихи – очень это меня интересует.
Фокс Микки, первая собака, умеющая писать. (Пауза)
Ну, как вам дневник фокса Микки? (Ответы детей)
Хотите поближе узнать, познакомиться с фоксом Микки? Прочитайте текст про себя.
3. Докажите, что текст написан от лица собаки. (Дети находят и читают)
- Любит ли фокс Микки свою хозяйку Зину? Из чего это видно?
- Какие недостатки есть у людей, с точки зрения Микки?
- А каким вы увидели Микки? (Ворчливым, хвастливым)
- А наблюдательным можно его назвать?
- Прочитайте еще раз рассуждение о корове и скажите свои мысли? (Свое предназначение)
- А что думает Микки о своем отношении к мышатам?
- Как вы думаете, по настоящему такая собака была?
- А у Саши Черного была точно такая собака – фокстерьер по клике Микки. Значит, автор написал от имени совей собаки. О ем это говорит?
4. У кого из вас есть собака? Ваши собаки думают, размышляют как Микки?
А эти собаки о чем думают? Подумайте, пофантазируйте в группах и озвучьте их как в телепередаче “Сам себе режиссер” (озвучивание картин).
III. Итог урока.
Какими глазами теперь вы, после этого урока, смотрите на собак? Поделитесь своими мыслями. Такой дневник кто из вас ведет? Что вы можете сказать об уроке?