Урок русского языка во 2-м классе (1–4) "Мягкие шипящие звуки, их запись в сочетании с гласными"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование умения применять на практике правила правописания гласных после шипящих.

Задачи:

  1. Отрабатывать навык распознавания в словах шипящих звуков, правильного обозначения на письме сочетания этих звуков с гласными А, У.
  2. Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
  3. Развивать память, мышление, внимание.
  4. Прививать интерес к поэтическому слову через творчество А.С.Пушкина.

Оборудование:

  1. Буквы ч, щ.
  2. Запись для чистописания.
  3. Словарное слово ветер + зашифрованное.
  4. Тесты.
  5. Тренажеры.
  6. Рожицы (веселая, грустная, с вопросом).
  7. Песочные часы.
  8. Слайды. (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. И работая дружно, у нас все получится.

- Урок будет необычным еще и потому, что он сказочный. Вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы оправимся в путешествие. Запись числа, в классе.

Слайд 1

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте — море, волны плещут (все это изображено на доске, звучит музыка моря), открывайте глаза. Помогите вспомнить строчки из сказки “О царе Салтане”:

Слайд 2

Ветер по морю гуляет ...

Дети.

И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...

- Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку эта сказка, то отправиться в путь корабль сможет только тогда, когда вы расскажете все о буквах, которые видите на доске.

На доске: Ч Щ

/Это буквы согласные, обозначают глухие всегда мягкие звуки/

II. Минутка чистописания

- Давайте пропишем эти буквы. Определите закономерность написания букв в цепочке.

Ч щ чч щщ ччч щщщ

/Сначала по одной букве Ч Щ, затем по две буквы и т.д/

- Какое соединение между данными буквами?

/Верхнее/

- Пропишите строчку сочетаний, не нарушая закономерности.

- Вспомните правила, которые связаны с этими буквами.

/ЧА–ЩА пиши с буквой а

ЧУ–ЩУ пиши с буквой У/

- Почему пишутся именно буквы А и У, а не Я, Ю?

- Сформулируйте тему и цель урока.

III. Словарная работа

- Итак, мы отправляемся в путь.

(Звук отправления)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...

В строчках, которые я сейчас произнесла, спряталось словарное слово. Расшифруйте его. (Приложение 2)

В е е р т
(Карточка со словом ветер)

- Найдите в слове безударную гласную.

/Это безударная гласная е/

- Запишите слово в словарь, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

- Составьте предложение из двух слов со словом ветер.

- Распространите его, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова.

/На улице дует сильный ветер/

- Запишите это предложение по памяти.

IV. Изучение нового материала

И вдруг нам навстречу –

Слайд 3

Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор;
С ними дядька ... (Д. Черномор)

У. Черномор приготовил вам задание. В строчках, которые он вам покажет, надо найти слова с сочетаниями ча–ща, чу–щу, записать их в тетрадь и объяснить их написание.

Слайд 4

Работаем у доски по цепочке. (Текст читают дети, выбирают слово с сочетанием ча–ща, проговаривают правило, записывают слово, подчеркивают орфограмму)

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

/Слово туча – встречается сочетание ча, пишем с буквой а, потому что ч и так обозначает мягкий звук/

Слайд 5

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.

Слайд 6

Вот что, князь, тебя смущает!
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.

- В этих строчках найдите слово с орфограммой, с которой знакомились на предыдущих уроках.

/Не тужи, орфограмма жи/

- Вспомните правило написания сочетаний ЖИ–ШИ.

Физкультминутка

- Продолжаем путешествие, а пока наш корабль плывет немного отдохнем.

- Я буду произносить слова. Если в слове встречается шипящий звук [ч] или [щ], то вы приседаете и громко произносите этот звук. Если этих звуков не услышите, то высоко подпрыгиваете.

Царь, могучий, корабельщики, батюшка, честной, ткачиха, повариха, Бабариха, бочка, зверушка, запищал.

V. Закрепление изученного

У. Молодцы, продолжаем путешествие.

Слайд 7

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит...

Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили?

Слайд 8

Д.

Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые...

На доске картинка: белки.

В каждом орешке слово.

Слайд 9

- Прочитайте написанные слова по цепочке.

Задача, добыча, роща, щётка, щи, пища, пещера, чудо, чугун, свеча.

/Слова с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и слова без этих сочетаний/

- Значение каких слов вам непонятно?

- На какие две группы можно их разделить, учитывая тему урока?

- В парах выполните следующее задание: выпишите только слова с сочетаниями ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ, сочетания подчеркните.

- Какие слова вы выписали? Один человек читает слова и называет сочетания, остальные проверяют свои записи.

VI. Самостоятельная работа

Слайд 10

Море весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана...

А в царстве славного Салтана:

Слайд 11

Петушок с высокой спицы
Стережет его границы...

На доске картинка: петушок.

Петушок из “Сказки о золотом петушке” предлагает вам поработать в парах сменного состава.

Ребята 2-го и 1-го вариантов поменяйтесь местами. Ваша задача – выполнить тест (тест только сильным ученикам).

Задание: тест

Выберите правильный ответ:

- Что можно увидеть, написать, напечатать?

1. Звук.
2. Букву

- Выберите шипящие согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук.

1. Щ, Ч.
2. Ж, Ш.

Зачеркните неверный ответ

1. Буквы Ч, Щ любят Я, Ю.
2. Буквы Ч, Щ любят А, У.

Вставьте нужные гласные после шипящих

ЧА и ЩА, ЩУ и ЧУ – слоги эти заучу!
Щ..ка, рощ.., каланч…,
Ч…до, ч…сики, свеч….
ЧА и ЩА; ЩУ и ЧУ –
Я пятерку получу!

- Подпишите листочки и передайте на первую парту.

- Молодцы! Вы очень дружно поработали в парах.

- А теперь я попрошу вас сесть на свои места.

VII. Работа с учебником

-У нас в классе появился шум.

Слайд 12

У. Ребята, прислушайтесь:

Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют...

- Даже волны услышали наш шум.

Слайд 13

- Рыбка из сказки “О рыбаке и рыбке” нами недовольна. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте его откроем и найдем следующие ориентиры: страница 40, упражнение 67. Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении? Выполняем эту работу по вариантам. Первому варианту — выполнить 1 и 2 строчки упражнения, второму – 3 и 4.

Дети выполняют задание. Проверка идет выборочно.

Слайд 14

VI. Домашнее задание

- Дома выполните работу соседнего варианта. Упр. 67 (1, 2 строка), (3, 4 строка).

- Пока мы работали, подошёл еще один герой.

Слайд 15

А Балда над морем опять шумит
Да чертям веревкой грозит.

- Из какой сказки этот герой?

Говорит Балда:
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам, тебе враженок задачу.

- Выполните задание по тренажерам.

-  На выполнение задания даю 2 минуты.

- Подпишите листочки и передайте их на первую парту.

- Вот и сказке конец, а кто слушал...

Д. Молодец.

Слайд 16

- А вместе со сказкой закончился и наш урок, пора возвращаться в класс.

(Звучит музыка моря)

- Закройте глаза и представьте — море, волны плещут (все это изображено на доске, звучит музыка моря), открывайте глаза.

Слайд 17

VIII. Подведение итогов по всему уроку

- Путешествуя по сказкам Пушкина, чему вы научились?

IX. Рефлексия

Те, кто теперь сможет всегда правильно писать слова с сочетаниями ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ встаньте к значку “Я всё понял” (веселая рожица).

Те, у кого есть затруднения,  встаньте к значку  “У меня есть вопросы”.

Те, кто пока ничего не поняли, встаньте к значку “Пока не всё понятно”.

- На следующих уроках вы будете продолжать и, наверное, тогда вы все сможете встать к значку “Я все понял”.