Тема. Концепция воспитательной системы творческого взаимодействия в начальной школе.
Цель. Познакомить с условиями для развития и самореализации учащихся в различных видах деятельности.
Задачи.
- Раскрыть структуру воспитательной системы школы творческого взаимодействия.
- Показать различные виды КТД, позволяющих учащимся испытать себя в различных видах деятельности.
9.00– 9.30. Заезд.
9.30–10.00. Завтрак.
10.00–10.10. Вводная часть. Ответственные педагоги – Киш Л.Н., учащиеся – Греку С.В.
Игры, тренинги на знакомство.
Введение в тему семинара. Павленко С.А.
“Знакомство” (педагоги).
Участники садятся на стулья расположенные кругом.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы очень рады, что Вы откликнулись на наше приглашение и прибыли из далека, не побоявшись дорожных трудностей. Со многими из Вас мы уже знакомы, а некоторые у нас впервые. И прежде чем приступить к работе я хотела бы, чтобы Мы представились друг другу. (Идёт представление) Очень приятно!
Несколько слов о нашей начальной школе. На данный момент в четырех классах обучается 12 человек. Педагогический состав: 4 учителя – трое с высшим образованием, один учится в Тобольском пединституте и воспитатель ГПД педагогический стаж 44 года. В таком составе мы работаем уже 5 лет. И сегодня хотим поделиться опытом работы по теме “Концепция воспитательной системы творческого взаимодействия в начальной школе”.
Почему мы взяли именно эту тему?
В силу различных причин многие наши учащиеся не получают в семье того, что необходимо ребенку для нормального развития. И дело не только в материальном неблагополучии. Многим ребятам не хватает заботы, участия, внимания к ним и их проблемам. И школа, по мере, своих сил пытается заполнить эту пустоту, дать детям то, чего они лишены дома, сделать их жизнь более содержательной, заполненной социально значимой деятельностью.
И, это не красивые слова – для многих ребят школа стала вторым домом, тем островком радости и интересной жизни, который помогает найти себя в сложном нынешнем мире. Сегодня мы можем говорить о том, что, получая навыки коллективной творческой деятельности (в классном коллективе, в сборах детской организации “Светлячок”, в работе Советов дел школы, различных кружках), каждый ученик нашей школы на разных этапах своей школьной жизни получает возможности для самореализации.
Сегодня мы представляем вашему вниманию различные формы и методы творческого взаимодействия.
По просьбе участников прошлогоднего семинара в гостях у нас не только учителя, но и учащиеся из соседних: Комсомольской и Зареченской школ.
Деление на группы (цветовые жетоны).
Принятие клятвы. (Соединиться всем участникам подгруппы. Каждая группа придумывает свой вариант.)
Клятва педагогов.
Я, участник семинара перед лицом своих и чужих товарищей торжественно клянусь говорить правду, правду и ничего кроме правды! Я клянусь быть добрым, быть честным, быть справедливым, активным!
Я клянусь все свои силы отдать высшей цели – изучению “себя” и “другого”. Я обязуюсь во время игры не пить, не курить, не заводить романы. Если я нарушу эту свою присягу, пусть покарает меня суровая рука ведущего. Или какая-либо другая “рука”!
“Знакомство” (учащиеся).
Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. И вы будете преодолевать различные трудности. А чтобы мы могли помочь друг другу нам необходимо познакомиться.
Игры на знакомство с детьми. (10 минут)
1. Игра “Снежный ком”.
Назвать имена по кругу .
2. Игра “Давайте поздороваемся”.
Все участники встают в круг.
- Вам нужно поздороваться со своими соседями слева и справа:
за руку;
локтями;
спинами;
плечами.
3. Игра “Я дрозд”.
Присутствующие разбиваются на пары, повторяют за ведущим слова и движения.
Я дрозд и ты дрозд, (ладошка на себя и соседа).
У меня нос и у тебя нос, (показать нос свой и соседа).
У меня ушки, глазки (показать….).
И у тебя ушки, глазки.
У меня губки сладки (показать…).
И у тебя губки сладки.
Я твой друг и ты мой друг (поздороваться за руку).
Вместе мы два друга (обняться).
И мы понимаем друг друга.
4. Игра “У дедушки Егора”.
Я, участник семинара перед лицом своих и чужих товарищей торжественно клянусь говорить правду, правду и ничего кроме правды! Я клянусь быть добрым, быть честным, быть справедливым, быть активным!
Сейчас я вам дам волшебный листочек, который вы должны сохранить на протяжении всего путешествия. (Раздаются листочки.) С помощью этих листочков вы объединитесь в три команды. По окончании путешествия вы займете места за столиками в соответствии с цветом. А сейчас в добрый путь с Данией Магфуровной.
Внеклассные мероприятия
“Путешествие в Изумрудный город”.
10.10–11.00.
Игра “Изумрудный город”Задачи:
- дать возможность группам продемонстрировать себя как коллектив (сплоченность, организованность, умение сработаться);
- увидеть творческие возможности групп;
- дать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую работу.
Подготовительная работа.
Оформление зала декорациями, изображающими Изумрудный город. Подготовка музыкального оформления.
Реквизиты: тексты заданий, бумага, ножницы, подручный материал и т.п.
ХОД ИГРЫ
В назначенный час каждая группа приходит в свой кабинет. Одновременно к группам приходят ведущие и вручают конверты, в которых есть текст. По этому тексту группа должна отгадать, сюжет какой книги выбран для игры и какого героя будет играть эта группа. (В роли одного героя выступает вся группа, т.е. участники должны проявить себя как единое целое).
Участники отгадывают: книга “Волшебник Изумрудного города” В. Волкова, герои – Элли, Тотошка, Страшила, Дровосек, Лев.
Группам вручаются приглашения посетить Изумрудный город и маршрутные карты. А в знак того, что игра принята, каждый участник должен изготовить для себя зеленые очки. Начало игры состоится, как только группа (уже представляя своего героя) вступит на дорогу, “вымощенную желтым кирпичом”.
На дорогу, вымощенную желтым кирпичом, выходят все по музыкальному сигналу, изображая своих героев и выполняя задания на станциях. За каждое выполненное задание группа получает элемент ключа. Дойдя до ворот во дворец, группа собирает свой ключ. После того, как все ключи будут собраны, открываются ворота и под музыку с песней все участники проходят в актовый зал и рассаживаются по местам (согласно табличкам).
Маршрутный лист
№ | Пункт маршрута | Ответственный на пункте | Задание |
1. | Рекреация начальных классов | Павленко Светлана Анатольевна | Краткая справка о детской организации “Светлячок”. Игра: зажечь гирлянду, в которой не хватает лампочки |
2. | Трудовой кабинет | Федотов Евгений Витальевич | Краткая справка о кабинете. Игра: всей командой забить гвоздь. Условие: каждый член команды ударяет по молотку один раз |
3. | Спортивный зал | Гончаров Андрей Александрович | Краткая справка о спортивном зале. Игра: прокатить мячик через все ладошки, не уронив его на пол |
4. | Рекреация около кабинета физики | Клюй Тимофей Васильевич, Павленко Таня, Рязанова Ксюша | Краткая справка о программе “ЗОЖ”. Игра: “Обрыв”. Все члены группы образуют стену-обрыв, по которому затем должны пройти все участники. |
5. | Кабинет информатики | Барсуков Сергей Владимирович | Краткая справка о кабинете. Игра: “сфотографироваться” всей группой таким образом, чтобы один участник группы смог увидеть в зеркале всю команду. |
6. | Актовый зал | Греку Светлана Викторовна | Собрать свой ключ |
Сказочник встречает группы у дверей актового зала.
- Ваша задача – собрать ключ из элементов, которые вы получили, приклеив к нужному силуэту.
В изумрудный город вы попадете только тогда, когда будут собраны пять ключей.
- Вы представляете одного героя. Изобразите своего героя без слов так, чтобы я вас узнала.
- Исполнить песни из сказок.
(Пока все рассаживаются звучит музыка)
Сказочник:
- Вот и закончилась дорога, вымощенная желтым кирпичом. Перед вами открылись ворота Изумрудного города.
- Предлагаем вам ознакомиться с историей нашего города.
(Звучит музыка)
- Все жители здесь носят зеленые очки день и ночь. Таков приказ Мудрого Гудвина. Иначе великолепие Изумрудного города может ослепить вас, и люди станут несчастны. Великий Гудвин управляет городом мудро и хорошо. Однако для тех, кто приходит в город из пустого любопытства, он ужасен. Скажите, кто вы такие? Есть ли у вас заветные желания, ради которых стоит беспокоить Мудрого Волшебника?
Каждая группа, импровизируя, отвечает на вопрос ведущего.
Сказочник:
- Вижу, что вы герои нашей сказки. Но в этом стоит убедиться. Если вы правда встретились на дороге, вымощенной желтым кирпичом, вы знаете события, происходившие там. И вы тогда легко покажете мини сценку.
- Я прошу подняться на сцену по три представителя от команд педагогов и по одному представителю от команд учеников.
(Звучит музыка)
- Каждая группа представляет одного героя (показываю и называю: Лев, Тотошка, Элли, Дровосек, Страшила).
- Когда звучит текст, каждая группа вступает в его инсценировку там, где речь идет о ее герое. Задача остается прежней: вся группа должна выступать как одно лицо и изобразить соответствующее действие.
(Звучит музыка)
“На дорогу выскочил огромный Лев. Страшила преградил ему путь, но Лев подбросил его в воздух. Лев ударил и Железного Дровосека лапой, но когти заскрипели по железу. А Дровосек от толчка сел, и воронка слетела у него с головы. Крохотный Тотошка смело бросился на врага. Громадный зверь разинул пасть, чтобы проглотить собачку, но Элли смело выбежала вперед и загородила собой Тотошку. Лев замер в удивлении:
- Вы все очень храбрые! Даже эта маленькая собачка – очень храбрая…
-У нас в Канзасе все собаки такие! – с гордостью молвил Тотошка.”
- Прошу представителей занять свои места.
(Звучит музыка)
Сказочник:
- Ну, что ж, уважаемые Элли, Тотошка, Дровосек, Страшила и Лев! Мудрый Гудвин встретится с вами. Но сначала вам предстоит преодолеть несколько испытаний.
- Первое, вы должны показать свой ум и сообразительность. 11.00–12.00
“Своя игра”
-Ученики участвуют в интеллектуальной игре “Своя игра”. (Приложение 1)
Педагоги разделены на 4 группы: художники, корреспонденты, эксперты, прогнозисты. Каждая группа получает инструкции своих действий (Приложение 2), которые выполняет во время игры.
Художники – в схемах, рисунках изображают мероприятие.
Корреспонденты – в словесной формулировке описывают мероприятие.
Эксперты – анализируют мероприятие с педагогической и психологической точки зрения по предложенным бланкам.
Прогнозисты – предлагают новые приемы, формы, методы проведения внеклассного мероприятия.
- Место я уступаю жителю Изумрудного города – Павленко С.А.
12.00–12.10
- С первым испытанием вы справились. Пора бы и отдохнуть. Объявляется перерыв на 10 минут. Сигналом к следующему испытанию будет звонок.
Перерыв 10 минут. (Звучит музыка).
12.10–12.40
Сказочник:
- А теперь Гудвин Великий и ужасный хочет увидеть, как вы умеете действовать сообща. Для этого вам нужно поиграть в игру “Тридцать к одному”.
Ученики объединяются в одну команду и занимают место на сцене.
Мы просим подняться на сцену по два представителя от команд педагогов.
Группы педагогов, вас мы просим поменяться местами по часовой стрелке. (Художники на место прогнозистов, прогнозисты на место аналитиков, аналитики на место корреспондентов, корреспонденты на место художников).
- Я уступаю место жителям нашего города: Греку Ирине, Мингалеву Евгению, Киш Ирине.
1. Игра “Тридцать к одному” (отв. Киш Л.Н., Барсуков С.В.).
Игру проводят ученики 3-го класса по типу игры “Сто к одному”.
- Молодцы, вы показали хорошие результаты. Но стоит немного отдохнуть.
Перерыв 10 минут. 12.40–12.50
Перерыв 10 минут. (Звучит музыка). 12.50–13.50
2. Творческая мастерская (отв. Киш Л.Н.).
Сказочник:
- Теперь покажите Великому Гудвину смелость в выполнении задания и находчивость. Для этого ребят прошу разделиться на три команды по цветовым жетонам. Педагогов прошу еще раз поменяться местами. Уважаемые педагоги, нам нужна ваша помощь. Каждой группе ребят нужен помощник. Желающие займите место в группе детей.
- Вы побывали в Изумрудном городе, познакомились с его достопримечательностями, выступали в роли его жителей, показали себя настоящих. А сейчас задача детей – спроектировать Изумрудный город будущего (в форме коллажа) по инструкционным картам (Приложение 3), педагогов – подвести итоги путешествия по дорожке, вымощенной желтым кирпичом
(Звучит музыка)
Ученикам помогают педагоги.
По мере освобождения участников с ними проводится диагностика: “Атмосфера в группе” – с педагогами (Приложение 4), “Климат в группе” – с детьми (Приложение 5).
Ребята, у вас получились прекрасные города. Расскажите нам о них. Слово предоставляется …
Дорогие участники, вы прошли все испытания и теперь правитель нашего города готов встретиться с вами и выполнить ваши желания.
Директор школы:
Вот все трудности остались позади. Судя по всему, что я о вас узнал, у вас великолепное соображение, как у любого человека с мозгами. Вы обладаете смелостью. Ведь главное – вера в себя. Всякое живое существо боится опасности, и смелость в том, чтобы победить боязнь. Вы свою боязнь побеждать умеете. Ну, а сердце делает многих людей несчастными.
Всякий же благословляет ту минуту, когда на своей дороге он встречает настоящих друзей и учится самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете – дружбе!
Дорогие друзья, теперь вам ни к чему зеленые очки. Вы обладаете самым дорогим. Вы можете говорить и поступать по-человечески. А чудеса происходят не только в сказках, когда есть желание подарить радость другим.
13.50–14.00
3. Подведение итогов – теле-репортаж.
Корреспондент газеты “Светлячок” – … берет интервью у участников семинара. Оператор – … снимает происходящее на видеокамеру.
Корреспондент: Сегодня Изумрудный город посетили высокие гости из ближайших школьных государств. Для них была проведена обширная программа. Читатели газеты “Светлячок” хотят узнать о ваших впечатлениях.
Корреспондент подходит к группе “Художники”, оператор снимает плакат с рисунками, выполненными этой группой.
Корреспондент: Покажите, пожалуйста, ваш плакат. Расскажите о получившихся веселых картинках.
Корреспондент переходит к группе корреспондентов.
Корреспондент: Ваши впечатления о путешествии в Изумрудный город?
Вопрос прогнозистам.
- Ваш прогноз на будущее?
Корреспондент возвращается на сцену.
Корр. Спасибо присутствующим за интересные рассказы. О развитии событий вы узнаете в следующем номере газеты “Светлячок”.
Сказочник:
- Наше путешествие по Изумрудному городу подошло к концу. Каждый из героев получил, что хотел: Лев – смелость, Страшила – мозги, железный дровосек – сердце, а Элли с Тотошкой вернулись домой, в Канзас. У каждого из вас, в сердце останется маленькая крупинка душевной теплоты, полученной от общения друг с другом. Попрощаемся с Изумрудным городом. Но расставаться с вами не хочется. Поэтому ждем вас после обеда. Педагогов – в 38 кабинете, рядом с актовым залом, а учащихся приглашаем в актовый зал на игровую программу.
(Звучит музыка)
14.00–15.00. Обед – 1 час
15.00–17.00
Круглый стол “Технология творческого взаимодействия”.
- Доклад “Совместная учебная творческая познавательная деятельность” (Приложение 6)
- Доклад “Коллективная творческая деятельность” (Приложение 7).
- Доклад “Совместное самосовершенствование” (Приложение 8).
Подведение итогов семинара.
- “Дерево творчества”.
- Вручение брошюр по теме семинара (см. файл “Брошюра”).
Программа для детей
- Веселые старты.
- Просмотр видеофильма.
- Подвижные игры.
17.00 – ужин
Использованная литература:
1. Новолодская Е.Г. Сочинение экологических и валеологических сказок с младшими школьниками // Нач. школа плюс до и после, № 7/05 – 28–32 с.
2. Тумина Л.Е. Кружок “Сочини сказку”, М.: УЦ “Перпектива”, 1995.
3. Никонович Е.В. Развитие творческих способнотей на уроках литературного чтения. // Нач. школа, № 6/05 – 35–37 с.
4. Старцева Н.Н. Кружок “Школа творческого мышления”// Нач. школа, № 6/04 – 80–86 с.
5. Агафонова Ю.А. Коллективные работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда как средство формирования межличностных отношений // Нач. школа, № 12/03 – 82–88 с.