Цели:
- закрепить умение составлять программы для конкретного исполнителя;
- формировать умение решать задачу с помощью компьютера;
- показать рациональное практическое применение компьютеров для различных прикладных задач;
- продолжать формировать умение работать в группах;
- развивать доброжелательность, внимательное отношение к людям.
Оборудование:
- карточки с различными задачами;
- СКИ Плюсика;
- листики результатов;
- таблица для расчета всех денег.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Эмоциональный настрой, объявление темы и цели урока, распределить на группы.
2. Закрепление изученного. Введение.
- Сегодня мы заканчиваем изучать исполнителя Плюсика. Скажите, если бы вы его встретили, то чтобы вы хотели ему сказать?
Итак, Плюсик помогает нам решать сложные примеры и производить сложные вычисления, а иногда и решать задачи. Сегодня на уроке он нам еще раз поможет. Мы еще раз поупражняемся в решении задач, а поможет нам в этом Плюсик.
- А урок у нас сегодня не совсем обычный.
У нас в гостях директор роботландской школы и вам уже знакомый Перевозчик из этой сказочной страны, Конюх, Машинист и т.д.
У него к вам большая просьба.
Директор: Скоро у вас и у других роботландцев большой праздник. Вы догадываетесь какой (Новый год). К нему нужно готовиться заранее. Сколько хлопот свалилось на мою голову: и подарки, подготовить и школу нарядить, и елки закупить, порядок навести.
Все никак не могу подсчитать: сколько же средств для этого мне нужно. Вы поможете мне?
Тогда у меня к вам первое задание: по правилам безопасности можно проводить,
Если площадь зала, где проходит праздник, будет не менее 240 квадратных метров. Определите, можно ли в нашем прямоугольном зале проводить праздник, если его длина 17 метров, а ширина 15 метров, причем часть зала занимает сцена, длина которой 4 метра, а ширина 3 метра?
Учитель: Ну что ж, давайте, попробуем решить эту задачу (задачи нужно раздать заранее).
3. Повторение.
Учитель: Вы получили задание директора? Но прежде чем его выполнить, давайте пройдем с вами небольшие подготовительные курсы. Вспомните, как мы поступаем, если нужно вычислить значение выражения, в котором очень много чисел или это выражение сложное?
Обращаемся за помощью к компьютеру, к Плюсику.
Учитель: Сможет ли компьютер решить задачу, если мы ее расскажем?
- Нет, он не слышит, не умеет рассуждать, логически мыслить.
Учитель: А что же нужно, чтобы компьютер решил задачу?
- Ему нужно составить программу.
Учитель: Из каких команд будет состоять программа и почему?
- Из команд, понятных Плюсику. Это запомни, сложи, умножь, раздели, вычти, очисть. (Эти команды на доске)
Учитель: Но не стоит забывать, чтобы написать программу, нам нужно сначала составить математическое выражение для ее решения.
Работаем на листках № 1. (Читаем задачу, дети комментируют)
Учитель: С чего начинаем решение задачи? (Составить краткую запись задачи и математическое выражение для ее решения – делает учитель под диктовку ребят)
Учитель: После составления математического выражения, что нужно сделать, чтобы Плюсик вычислил ее решение? (Составить программу)
Учитель: Из каких команд будет состоять эта программа? (Их команд, понятных Плюсику). Какие команды будут первыми и почему? (Программу составляет ученик на большом экране, все остальные работают на листочках)
Получаем ответ, записываем в карточке.
Учитель: Дайте полный ответ к задаче. Скажите Директору, можно ли проводить праздник в зале (можно).
4. Закрепление. Практическая работа. Решение задач.
Директор: Спасибо, ребята. Но у меня к вам будут еще вопросы. (Кратко говорит задание и отдает карточки)
1 группа – вас я прошу решить такую задачу: Без чего Новый год – не Новый год? (Елка)
Посчитайте, сколько мне за елки заплатить нужно? (Задачи о елках)
2 группа – какой же Новый год без подарков? А вы – посчитайте, сколько будет стоить подарки для моих учеников?
3 группа – Все дети и даже взрослые любят Новый год еще и за то, что на этот праздник всегда покупается и готовиться много вкусного. Вот и я прошу вас, сколько будет потрачено на пирожные, мороженое, и соки детям?
4 группа – Каждому будет приятно, если на праздник его поздравят, не только близкие друзья, но и те друзья, которые живут далеко. У нас много друзей по всей Роботландии и мы хотели бы послать им поздравительные телеграммы. Сколько нужно отдать за открытки?
5 группа – Да, а еще нужно украсить елку, зал. Сколько это будет стоить?
Учитель: Вы получили задачи. Решайте их, составляйте условие, записывая математическое выражение, затем программу и ответ. Ответ вписываем в лист. (На решение оформление 10 минут)
Учитель и Директор помогает ребятам.
Ток, большинство ребят выполнили задание. Давайте посчитаем сразу, а сколько денег потребуется Директору, чтобы подготовить и провести новогодние праздники? Для этого внесем эти ответы в таблицу. Посчитаем с помощью Плюсика общее количество средств. Что нужно сделать?
- Записать математическое выражение. Считаем на компьютере.
Директор: Спасибо, ребята, за помощь. Приезжайте к нам в гости в Роботландию. Нам такие люди нужны.
5. Итог.
Итак: мы с вами сегодня решали задачи с помощью компьютера. Давайте, еще раз перечислим порядок решения задачи с помощью компьютера.
1.
2.
3.
4.
План вывешивается на доску.
На уроке работали хорошо ... (оценка) Постараться ...
Листочки сдать для проверки.
Домашнее задание: придумать свою расчетную задачу, составьте программу и на следующем уроке вы нам расскажете о ней.