Ударные и безударные гласные (урок систематизации знаний)

Разделы: Начальная школа


Образовательные задачи:

обучающая – закрепление умения проверять безударные гласные;

воспитывающая – воспитание интереса к изучению природы родного края;

развивающая – развитие внимания к окружающему миру, формирование любопытства.

Оборудование: классная доска, рисунок бобров, лисы, ежа, белки, ондатры, выдры; ребус; таблички со словами: плотина, плот, плотно, плотный, коло, круг; аппликации: ручей из цветной бумаги; плотина из бумаги (постепенно достраивается по ходу урока), “хатка”; листки с тестами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

- Прочитайте написанные в квадрате слова. Сравните их между собой. Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания, объясните почему.

    б р о д
    з у б р
    о б о з
    б о б р

В каждом слове данного квадрата есть буква б. Значит, сегодня мы будем писать букву б.

III. Закрепление изученного и введение в тему урока.

- Ребята, вокруг нас много интересного. Мы живём в Сибири.

Это край, который славится богатым растительным и животным миром.

- Посмотрите на картинки. Вы видите на них изображения животных. Назовите их (лиса, еж, белка, ондатра, выдра, бобры). Разделите их на две группы. Почему мы так сделали?

-А  теперь поговорим об одном из них (учитель показывает картинку бобра).

- В начале 60-х годов в нашем крае начались работы по завозу и расселению речных бобров. Первая партия бобров была привезена из Воронежского заповедника и Белоруссии. Бобры хорошо прижились в нашем крае и сейчас их более 6 тысяч. В неволе бобры живут до 19 лет. Мех бобра высоко ценится.

- Какая орфограмма в слове бобры? (Безударная гласная, проверяемая ударением.) Скажите правило. Назовите все безударные гласные, проверяемые ударением (а, и, о, е, я).

- Подберите родственные слова к слову бобры (бобрята, бобриная…).

- Сегодня на уроке мы изучаем тему: “Безударные гласные, проверяемые ударением”

IV. Работа по картинке. Развитие речи.

- Рассмотрим бобров. Какие у них лапки, пальчики, хвост, шерсть?

(Лапки короткие; пальчики длинные, ловкие, как у человека; хвост широкий, кожаный, который служит и рулём, и веслом; шерсть длинная и пушистая.)

- Прочитайте предложения:

  1. У бобров лапки короткие.
  2. У бобров пальчики длинные, ловкие.
  3. У бобров шерсть длинная и пушистая.
  4. У бобров хвосты широкие, кожаные. Они служат рулём и веслом.

1 ряд ----------- 1 предложение списывает.

2 ряд ----------- 2 предложение списывает.

3 ряд ----------- 3 предложение списывает.

- Прочитаем предложения под цифрой 4. Назовите слова по теме нашего урока. Будем писать по памяти. Прочитайте ещё раз. Закройте глазки и заучите.

- Предложения запишите (учитель предложения закрывает).

- Предложения проверьте друг у друга (учитель предложения открывает).

V. Физминутка (релаксация).

VI. Выборочный диктант с пропусками.

- Какие зубы у бобров? (Дети устно отвечают на вопрос)

- Ой, какие трудные слова в ваших ответах. Подумаем над ними. Я буду называть ваши предложения, а вы будете выписывать слова, в написании которых вы сомневаетесь. В этих словах вместо опасной буквы оставляйте пропуск.

Один ученик у доски.

(Зубы у зверьков длинные, острые. Ими они срезают стволы деревьев )

зв…рьков

ср…зают

ств…лы

д…ревьев

- Какая гласная пропущена в этих словах? (Безударная гласная)

- Как мы узнаем, какую букву нужно написать? (Дети отвечают правило проверки безударной гласной, приводя пример. Через чёрточку записывают проверочные слова, вставляя пропущенные буквы)

3 ученика получают карточки:

VII. Работа над новым словом.

- Как вы думаете, зачем бобры валят деревья? (Заслушиваются ответы детей)

- Вот течёт ручей. (На доске прикреплена аппликация ручья)

- Приходят туда бобры – папа и мама.

- Плавать негде, жить негде. Бобры строят плотину.

- Что такое плотина? Для чего нужна плотина? (Показывается аппликация плотины)

- Прочитайте слова. Что заметили? Родственные ли они? (Показываю карточки со словами: плотина, плот, плотный, плотно)

VIII. Работа над орфографической зоркостью.

- Прочитайте, как бобры строят плотину.

- Записан следующий текст: (Бобры носят ветки, сухую траву, укладывают её на дно. Вязким илом зверьки скрепляют плотину. В этой крепкой стене бобры прогрызают колодец)

- Зачем бобры прогрызают колодец?

- А что вам понравилось?

- Запишем в тетрадях только проверочные слова к словам с опасной гласной и докажем, что они проверочные. У доски 1-й ученик. (Это слова: бобр, травы, зверь, крепко, плот, стены)

- А как проверить слово колодец? Сейчас в русском языке ему нет проверочного слова, а раньше было. Это слово коло – круг. От этого слова произошли такие слова как колокол, колода, колодец. Прочитайте это слово. Запомните его. Запишите.

IX. Физминутка для глаз.

XX. Развитие речи.

- А как же живут бобры?

- Вода в ручье набирается, разливается, поднимается выше, заливает плотину. Плавать есть где. А жить где? И тогда на берегу бобры начинают строить домик – хатку. Бобры дышат лёгкими и живут под водой в – хатке. Вход в хатку находится под водой. И делают они это потому, чтобы другие звери не могли в неё войти. Бобры живут семьями. Под водой могут держаться 15 минут. В штате Монтана бобры образовали плотину длиной 700 м, а хатка высотой 13 м. (Учитель показывает хатку на рисунке)

- Запишите в тетрадях слова: домик – хатка.

- А что же едят бобры? Я это записала на доске. (Чтение письменного текста)

- Почему в некоторых словах пропущены буквы? Почему перед этими словами стоят скобки?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы и записывая, где надо, проверочные слова.

(…) Б.бры любят (…) тр.ву, (…) л.ству. (…) З.мой им нравятся водоросли, (…) ст.бли (…) к.стов.

- Какое слово не надо проверять? Почему? (Слово кустов)

- Во первом предложении подчеркните главные члены предложения.

XI. Работа по вариантам.

- А теперь сделаем некоторые выводы.

У вас на листочках предложения-сообщения и предложения-выводы. Прочитайте их про себя. А теперь 1-й вариант спишет предложение-сообщение под буквой А. 2-й вариант под буквой Б. Подберите к ним предложения-вывод.

А. сообщение: Бобрята питаются маминым молоком, как котята.

Вывод: Бобры-млекопитающиеся.

Б. сообщение: Бобры имеют острые передние зубы – резцы, которыми грызут.

Вывод: Бобры – грызуны.

XII. Подведение итогов урока.

- Почему бобров называют необыкновенными животными? Зачем мы проверяем некоторые слова? (Учащиеся устно отвечают на вопросы)

XIII.Оценивание.

XIV. Задание на дом.

Напишите небольшое сочинение о бобрах, пользуясь словами и предложениями, записанными на уроке и используя дополнительную литературу об этих животных.