Методическая разработка внеклассного мероприятия "День моря"

Разделы: География


Цели мероприятия:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Выработка умений работать с дополнительными источниками информации и систематизировать изученный материал
  • Углубление умений индивидуально-командной работы
  • Художестивенно-эстетическое развитие учащихся

Предварительная подготовка к мероприятию:

Участники праздника готовят костюмы с морской тематикой (тельняшки, бескозырки), эмблемы команд, плакаты с названием команды и девизами, готовят подборку песен и стихов о море.

Учитель готовит вопросы и задания для команд, компьютерную презентацию, подбирает необходимые музыкальные фрагменты.

Технические средства:

  • персональный компьютер
  • мультимедиапроектор
  • Фото - и видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации
  • демонстрационный экран
  • аудиоколонки

Оформление мероприятия:

Класс оформлен в стиле корабельной кают-компании.

Каждая команда располагается за отдельным столом.

Проведение мероприятия:

Слово учителя.

“Меняется все: времена, нравы, даже ход светил. Неизменным остается одно – бесконечная любознательность человека!” Таков девиз работы Географического общества школы №3 г. Реутова. Воспользуемся же любознательностью детей и проведем “День моря” весело, задорно и небесполезно для географии.

Итак.

I этап.

На экране морская тематика, звучит мелодия из песни Ю. Антонова “Море, море”. Команды в соответствующих костюмах, приколоты эмблемы, готовы девизы. Вступительное слово учителя, и моряки приветствуют друг друга.

II этап. “Что такое море? ”

а) Каждой команде выделяются карточки с определением, некоторые слова пропущены, предложение не закончено.

“Море – это часть…, более или менее отделенные от них сушей, отличающаяся от вод … свойствами воды, соленостью, …, … . ”

(Оценивается скорость и правильность ответа. Команда-победитель получает якорь)

б) Командам предлагается вспомнить и написать за 1 минуту как можно больше названий морей

(За каждый правильный ответ – 1 якорь)

III этап.

Презентации туров по морю (домашняя заготовка конкурирующих туристических агенств с буклетами, схемами, возможны мультимедийные решения).

IV этап.

Блиц-викторина. Участники вытягивают вопрос – отвечают (1 ответ – 1 якорь).

1. Какие цветные моря вы знаете?

(Черное, Белое, Красное, Желтое).

2. Моря каких океанов омывают нашу Родину?

(Сев. Ледовитый, Тихий, Атлантический океаны)

3. Назовите моря Северного Ледовитого океана, омывающие берега нашей страны.

(Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское)

4. Назовите моря Атлантического океана.

(Карибское, Средиземное, Балтийское, Черное, Азовское, Мраморное)

5. Назовите самое большое и самое глубокое море у берегов России

(Берингово море)

6. Через какие ворота может пройти даже ледокол?

(Карские ворота).

V этап. “Почтальон принес письма. ”

(Стук в дверь) “– Это он, школьный почтальон,” Почтальон вручает конверт, на нем:

Куда: Школа №3. Географическому обществу.

Отправитель: Кашалот и Дельфин.

На экране – по очереди дельфин и кашалот.

Почтальон зачитывает письма, команды ищут ошибки. Но животные писали искренно и правдиво.(ошибок в письмах нет) Победителям – по 1 якорю.

ПИСЬМО КАШАЛОТА.

Дорогой друг! Приветствует тебя кашалот!

Думаю, что в гости ты меня пригласить не сможешь.

Раз у тебя нет гигантских кальмаров и больших рыб, то мне у тебя делать нечего. Но как же ты сам так бедно живешь – без кальмаров? Чем ты питаешься? Мне тебя жаль. Это не жизнь. Приплывай ко мне, мы поймаем с тобой вместе отличного кальмарчика и пообедаем славно. Не пожалеешь.

Обо мне ты знаешь, надеюсь, немало, но могу и дополнить твои знания.

Узнают меня по зубам и по голове. Зубы у меня почти все расположены на нижней челюсти, а на голове – большая подушка из жира. Поэтому меня не спутаешь с другими китами. Я не просто кит – я самый-самый большой, самый-самый зубастый из китов. Есть у меня зуб, который весит почти полтора килограмма! Да и длина тела у меня ( я недавно проверял) – целых двадцать метров! Кальмаров люблю самых разных. Не брезгую и осьминогами. Если попадается морской окунь, скат, мелкая акула (с большой лучше не связываться), треска, рыба-удильщик – тоже отведаю. Правда, гигантские кальмары не очень стремятся попасть ко мне на обед и так защищаются, что отбивают весь аппетит. Недавно один так отбил, что у меня на голове след от его присосков остался.

Кстати, насчет обеда. Если все-таки решишься прийти ко мне в гости, то знай, что меня можно встретить в Беринговом, Баренцевом, Охотском и Японском морях. Нас, кашалотов всего два подвида: северный, они все живут в водах Атлантического и Тихого океанов в Северном полушарии, и южный, обитающие в водах Атлантического, Индийского и Тихого океанов в Южном полушарии. Так что не перепутай нас, хотя тебе везде рады, я уверен.

На наших детенышей могут нападать коварные касатки. Не люблю я их, а они – меня. Не сложились отношения, что тут поделаешь. Надеюсь, ты тоже с ними не дружишь? Впрочем, друзей хочется иметь всем животным. Так что я не обижусь, если ты напишешь письмо и противным ( с моей точки зрения) касаткам.

Ты, наверное, знаешь, что люди много лет охотятся на нас. А кончается такая охота всегда одинаково: нас, китов, стало намного меньше, и человек понял, что мы нуждаемся в охране. Жаль, что люди осознали это слишком поздно.

Очень рад с тобой познакомиться. В честь этого пускаю самый большой фонтан и громко “реву”.

Навеки твой кашалот.

ПИСЬМО ДЕЛЬФИНА.

Здравствуй, дорогой друг!

Есть ли у тебя домашний бассейн, чтобы я мог у тебя погостить?

Ведь моя длина больше полутора метров. К тому же я не могу лежать все время неподвижно, мне нужен просто, чтобы плавать, кувыркаться. К людям мы, дельфины относимся очень хорошо, быстро к вам привыкаем, а случается, и от гибели спасаем. Я сам недавно одному человеку помог доплыть до берега. Мы, дельфины, часто подплываем к кораблям. К сожалению, люди не всегда ценят наше отношение, а иногда даже наша доверчивость оборачивается для нас бедой. Ведь человек ловит нас для того, чтобы использовать наш жир, сделать консервы из нашего мяса. Хорошо, что сейчас многие люди, особенно ученые, поняли, что мы, дельфины, необычайно умны, добры, можем стать одними из лучших друзей человека. Надеюсь, что переписка с вами, дети, поможет многим людям нас получше узнать, изучить наш характер, наши способности и дружить с нами.

Я очень люблю рыбу, особенно сардинку, селедку, скумбрию, ставриду. Слыхал, что и многие люди не прочь скушать таких рыбешек. А как ты? Кроме рыбы, я не брезгую и разными моллюсками, они тоже недурны на вкус.

Я так хочу увидеться с тобой! Ты знаешь, я всегда буду рад тебя видеть. Меня можно найти в умеренных и тропических водах всего Мирового океана. Я бываю и в Баренцевом, Балтийском, Черном, Охотском, Японском морях, в водах Курильских островов.

До свидания. Очень хорошо, что мы с тобой подружились. Надеюсь, что когда-нибудь ты будешь путешествовать по океану и узнаешь меня. Я буду ждать.

Твой друг дельфин.

VI этап. “Морские термины”.

Кто быстрее объяснит:

Норд, зюйд, вест, ост, штиль, цунами, кок, трап, иллюминатор, архипелаг, штурвал, полундра, трюм, румб, рубка и пр.

(Каждый правильный ответ – 1 якорь.)

VII этап. “Песни моря”

Каждая команда по очереди поет по куплету, связанному с морем. Успехи, естественно оцениваются. Оцениваются и стихи.

VIII. Итоги

Награждение.

Награждаются все команды: победители – спасательным кругом с надписью “Всегда оставайся на плаву”, остальным можно небольшие сувениры с морской тематикой.

Звучит музыка, на экране – море, все расходятся, но уж очень не хочется.

Учитель поздравляет команды и делает вывод:

Победила любознательность и интерес к географии.