Клубный час "Архитектура Санкт-Петербурга"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


ЦЕЛЬ:

  • воспитание у учащихся чувства прекрасного, эстетического вкуса,

  • расширение кругозора, воспитание чувства гордости за нашу Родину, патриотизма

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация о Санкт-Петербурге, портреты зодчих, альбом издательства “Художник РСФСР”–Ленинград 1974 г., фонограмма “Седьмая Патетическая” Д.Д.Шостаковича, фонограмма “Трио №1” Ф.Мендельсона, книга А.Вересова “Старые мастера” /изд. Детская литература, Ленинград,1970 г./

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжаем разговор о городах нашей Родины. Поговорим сегодня о том, что представляет собой Санкт-Петербург для нашего народа, для всего человечества, о городе, что “пушкинской сложен строфою”.

Проектор: - строки о Санкт-Петербурге

1. Санкт-Петербург – прекрасный город на Неве, город белых ночей, воспетый поэтами, увековеченный художниками. С этим городом неразрывно связаны история России и русская культура.

2. Санкт-Петербург – город-герой, выстоявший невиданную в мировой истории 900-дневную блокаду.

3. Санкт-Петербург – город многочисленных музеев и памятников, изумительных архитектурных ансамблей и величественных дворцов, парков и садов, многочисленных мостов и каналов, один из красивейших городов мира.

На доске – карта времён Петра I

Мультимедийный проектор: - памятник Петру I

УЧЕНИК: читает стихотворение А.С. Пушкина “Медный всадник”

УЧИТЕЛЬ: - Ребята! Вы, несомненно, все без исключения по архитектурным сооружениям узнаете город Санкт-Петербург. Красивые здания, знаменитые памятники, чудесные соборы! Но прежде чем начать нашу беседу, вы должны помнить, что вся эта красота создана руками простого народа, все замыслы зодчих претворяли в жизнь бедные крепостные люди! Какие величественные сооружения были возведены с помощью примитивной техники, а зачастую и без неё!

Представьте себе град Петербург - … / читает выдержку из книги А.Вересова “Старые мастера”.

Мультимедийный проектор: - иллюстрация к читаемому материалу.

Музыка:

1. Мендельсон;

2. 7-я Патетическая Шостаковича.

3. Бой Курантов.

Оформление:

1. Карта С.-Петербурга времён Петра Первого.

2. Мультимедийный проектор

УЧИТЕЛЬ:- А теперь поговорим о зодчих города и их творениях, которые своим талантом создали лицо Санкт-Петербурга.

Мультимедийный проектор – портрет Растрелли

ВАРФОЛОМЕЙ РАСТРЕЛЛИ

УЧИТЕЛЬ:- Варфоломей Варфоломеевич Растрелли /Барталамео Франческо/ /1700-1771/.

Русский архитектор, сын скульптора Барталамео Карло Растрелли. Вместе с отцом приехал в Россию из Италии в 1716г. С 1730г.- придворный архитектор. Творчество Растрелли сформировалось под воздействием русской культуры. Растрелли – ярчайший представитель архитектуры барокко в России, автор собора Смольного монастыря, Строгановского дворца и др.

Мультимедийный проектор – изображение Зимнего дворца.

УЧИТЕЛЬ:- Главный фасад Зимнего дворца, выходящий а Дворцовую площадь, прорезан тремя въездными арками и декорирован колоннами. Зданию придают особую пышность многочисленные лепные статуи, декоративные вазы.

Мультимедийный проектор – Екатерининский дворец

УЧИТЕЛЬ:- Чрезвычайно пышен и грациозен Екатерининский дворец! Протяженность его фасада 306 м. Царско-сельский дворцово-парковый ансамбль – одна из вершин творчества Растрелли.

Музыка – Мендельсон

УЧЕНИК:

- Он русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венцы,
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы.

Мультимедийный проектор – Петергофский дворец

УЧИТЕЛЬ: - В 17840 г. Растрелли приступил к перестройке Большого Петергофского Дворца. Выразительная объемная композиция, сочная пластика и богатый силуэт – отличительные черт этого произведения Растрелли.

Музыка – 7 Патетическая Шостаковича

УЧИТЕЛЬ:- В годы Отечественной войны дворец был варварски разрушен фашистами.

УЧЕНИК:

- Он верил, что их пышное цветенье
Убережет российская зима.
Они росли – чудесное сплетенье
Живой мечты и трезвого ума.

Их тонкие, как кружево, фасады,
Узор гирлянд и завитки волют
Порвали в клочья злобные снаряды,
Сожги дотла, как лишь фашисты жгут.

УЧИТЕЛЬ:

- Но красота вовек неистребима.
И там, где смерти сузилось кольцо,
Из кирпичей, из черных клубов дыма
Встает ее прекрасное лицо.

АДРИАН ЗАХАРОВ

Мультимедийный проектор – портрет Захарова работы Щукина

УЧИТЕЛЬ:- Адриян Дмитриевич Захаров / 1761-1811/ - выдающийся представитель классицизма в русской архитектуре конца ХVIII- начала ХIХ века. Сын мелкого служащего Адмиралтейств- коллегии, Захаров с 6 лет начал ученье в петербургской Академии художеств. В 1782 году он окончил ее с золотой медалью, а в 1782-1786гг. обучался архитектуре во Франции. В 1805 году был назначен главным архитектором Адмиралтейства.

Мультимедийный проектор – здание Адмиралтейства

УЧИТЕЛЬ:- В 1806 году было начато сооружение здания Адмиралтейства по проектам Захарова / постройка была завершена после смерти Захарова в 1823 году/. Это самое значительное творение Захарова представляет собой высшее достижение классицизма в истории русской архитектуры. Башня Адмиралтейства стала эмблемой города на Неве

Музыка – Мендельсон

УЧЕНИК:

- Преодолев ветров злодейство
И вьюг крутящуюся мглу,
Над городом Адмиралтейство
Зажгло бессмертную иглу.

Чтоб в громе пушечных ударов
В Неву входили корабли
Поставил Адриан Захаров
Маяк отеческой земли.

Мультимедийный проектор – блокадный Ленинград

УЧЕНИК:

- И этой шпаги острый пламень
Прорвав сырой туман болот,
Фасада вытянутый камень
Приподнял в дерзостный полет.

Музыка – Шостакович

В года блокады, смерти, стужи
Она, закутана чехлом,
Для нас хранила ясность ту же,
Сверкая в воздухе морском.

УЧИТЕЛЬ:- Немцы бомбили Ленинград из дальнобойных орудий. Если экспонаты из музеев можно было вывести, эвакуировать, то о зданиях нельзя этого сказать. И тогда их стали маскировать, красит в серый цвет – наводить камуфляж, чтобы с воздуха они не были заметны, обкладывать мешками, чтобы осколки меньше повредили стены, в небо на небольшую высоту поднимали дирижабли, чтобы при попадании смягчить удар. Соблюдалась светомаскировка. Город погрузился во мглу. Выходя вечером из домов, истощенные ленинградцы вешали на грудь карманные фонари. Блокадный город голодал. Люди падали, умирали от истощения, но несмотря на все это, они беспокоились о памятниках архитектуры, которые составляют славу города, а не о своих домах и жилищах. И проходя мимо них, они твердо верили, что выстоят, победят.

УЧЕНИК:

- Была в ней нашей воли твердость,
Стремленье ввысь, в лазурь и свет
И несклоняемая гордость –
Предвестье будущих побед.

АНДРЕЙ ВОРОНИХИН

Мультимедийный проектор- портрет Воронихина работы неизвестного художника.

УЧИТЕЛЬ: Андрей Никифорович Воронихин /1759-1814/ - выдающийся русский архитектор, яркий представитель классицизма – родился на Урале, в семье крепостных графа А.С. Строганова. Подростком обучался у замечательных московских зодчих В.И. Баженова М.Ф. Казакова. В 1786 году Строганов освободил его от крепостной зависимости. В 1797 году Петербуржская Академия художеств присвоила ему звание академика перспективной живописи, а в 1800 – звание архитектора. Воронихин стал преподовать архитектуру в Академии, профессором которой был утверждён в 1802 году.

 

Мультимедийный проектор- Казанский собор.

Музыка – Мендельсон.

УЧИТЕЛЬ: - Казанский собор – замечательный памятник русской классической архитектуры. Проект, предложенный Воронихиным, в 1800 году был принят как лучший среди проектов собора /Камерона, Тома де Томона, Гонзаго/. Собор строился с 1801 по 1811 г.г. Купол собора имеет пролёт в 17,1 м. В украшении собора принимали участие лучшие ваятели XIX века – Мартос, Пименов, Прокофьев.

В Казанском соборе погребён русский полководец М.И. Кутузов.

Мультимедийный проектор- Горный институт

УЧИТЕЛЬ: - На берегу Невы стоит здание Горного института, возведённое по проекту Воронихина. Его центр – величественный 12-колонный портик. По краям лестницы возвышаются две монументальные /3,6 м./ скульптурные композиции, выполненные из пудостовского камня “Геракл и Антей” (скульп. Пименов) и “Похищение Прозерпины” (Демут-Малиновский).

Музыка – Мендельсон.

УЧЕНИК:

- Крепостной мечтатель на чужбине,
Отрицатель италийских нег,
Лишь о снежной думал он пустыне,
Зоркий мастер, русский человек.
И над дельтой невских вод холодных,
Там, где вьюги севера поют,
Словно храм в дорических колоннах,
Свой поставил горный институт.

УЧЕНИК:

- Этот строгий обнажённый портик
Каменных, взнесённых к небу струн
Стережёт трезубец, словно кортик,
В невской тине высящий Нептун.
И цветёт суровая громада,
Стужею зажатая в тиски,
Как новорождённая Эллада
Над простором северной реки.

Мультимедийный проектор- взрыв с военного корабля.

Музыка – Шостакович.

УЧЕНИК:

- В грозный год, в тяжёлый год вмерзая,
Из орудий в снеговой пыли
Били здесь врага, не уставая,
Балтики советской корабли.

И дивились в мутных вьюгах марта,
За раскатом слушая раскат,
Мужеством прославленная Спарта,
Как стоит, не дрогнув, Ленинград.

КАРЛО РОССИ

Мультимедийный проектор - портрет Карло Росси работы Митуара.

Мультимедийный проектор - Михайловский дворец

УЧИТЕЛЬ: - Михайловский дворец / сооружение относится к 1819-1825 гг / был задуман Росси как центр архитектурного ансамбля в центре города. Перед Великокняжеским дворцом был предусмотрен парадный двор, с двух сторон ограниченный флигелями. Коринфская колонна придаёт дворцу торжественность.

Мультимедийный проектор – Александровский театр

Музыка – Мендельсон

УЧЕНИК:

- Рим строгостью его отметил величавой,
Он, взвесив замысел, в расчёты погружён,
На невских берегах поставил портик славы
И выровнял ряды торжественных колонн.

УЧИТЕЛЬ: - Главный фасад выполнен в виде лоджии с колоннами, поддерживающими Аттик с колесницей Аполлона / скульпт. Пименов /. В настоящее время - это Здание Государственного академического театра драмы им. Пушкина.

Мультимедийный проектор – улица зодчего Росси

Музыка – Мендельсон

УЧЕНИК:

- Любил он простоту и постоянство,
Безжалостной служил и точной красоте,
Родному городу дал пышное убранство,
Был славой вознесён и умер в нищете.

УЧИТЕЛЬ: - В 1828-1834 гг., одновременно с постройкой Александрийского театра, создавалась новая театральная улица – ныне улица Зодчего Росси. Одна из красивейших улиц в мире, она составляет со зданием театра единый ансамбль, завершающийся полукруглой площадью на берегу Фонтанки.

Мультимедийный проектор – Дворцовая площадь

УЧЕНИК:

- Но жив его мечтой одушевлённый камень.
Что римский Колизей? Он превзойдён в веках,
И арки, созданной рабочими руками,
Уже неудержим стремительный размах.

Мультимедийный проектор – арка

УЧЕНИК:

- Под ней проносим мы победные знамёна
Иных строителей, освободивших труд,
Дворцы свободных дум и счастья стадионы
По планам их мечты в честь Родины встают.

УЧИТЕЛЬ: - Дворцовая площадь одно из прекраснейших в мире архитектурных сооружений. Её обрамляют Зимний дворец и здание Главного штаба, построенное по проекту по проекту Росси в 1819-1829 г.г. Здание Главного штаба состоит из двух огромных по протяжённости корпусов, соединённых величественной аркой – памятником Отечественной войне 1812 г. Триумфальный характер арки раскрывается в аллегорической скульптуре, венчающей сооружение и в пластическом декоре арки – композиция из воинских доспехов и оружия –(скульпторы Пименов и Демут-Малиновский).

ВАСИЛИЙ СТАСОВ.

Мультимедийный проектор- портрет Василия Стасова работы Варнека.

УЧИТЕЛЬ: - Василий Петрович Стасов (1769-1848 г.г.) вписал яркую страницу в историю отечественной архитектуры. Среди сооружений, выполненных по его проектам – Преображенский, Троицкий соборы, Нарвские триумфальные ворота в Петербурге. У Московской заставы – при въезде в столицу - по проекту Стасова в 1838 году был воздвигнут памятник в честь победителей в русско-персидской и русско-турецкой войнах 1826-1828 г.г. Чугунные триумфальные ворота впечатляют величавостью своего образа. 12 дорических колонн поддерживают мощный антаблемент, украшенный скульптурными изображениями аллегорических фигур, оружия и доспехов (скульптор Орловский).

Музыка – Мендельсон.

Мультимедийный проектор- Марсово поле.

УЧЕНИК:

- Простор Невы, белеющие ночи,
Чугун решёток, шпили и болты,
Василий Стасов, зоркий русский зодчий,
Считал заветом строгой красоты.
На поле Марсовом, осеребрённым
Луною, затопившей Летний сад,
Он в лёгком строе вытянул колонны
Шеренгой войск, пришедших на парад.

УЧИТЕЛЬ: - Застройка Марсового поля началась ещё в ХVI I I веке. После была произведена генеральная реконструкция старых сооружений, и в 1817-1819г.г. здесь возникло здание казарм Павловского полка (ныне здание Ленэнерго), определившее лицо огромной городской площади.

Мультимедийный проектор- г. Пушкин.

УЧИТЕЛЬ: - в 1811 г. Стасов перепланировал здание Лицея в Царском селе (ныне Пушкин).

УЧЕНИК:

- Не соблазняясь пышностью узора,
Следя за тем, чтоб мысль была светла,
В тяжёлой глыбе русского собора
Он сочетал с Элладой купола.
И тот же скромный замысел лелея
Суровым вдохновением горя,
Громаду царскосельского лицея
Поставил, как корабль на якоря.

Мультимедийный проектор- Придворные конюшни.

Музыка – Мендельсон.

УЧИТЕЛЬ:-Старое здание придворных конюшен на Конюшенной площади и набережной Мойки в 1817-1823 гг. было перестроено по проекту Стасова и приобрело облик, сохранившийся до наших дней. Главным в архитектурной композиции является центральный объем /бывшая церковь, где 1 февраля 1837 года отпевалось тело Пушкина/.

УЧЕНИК:

- В стране морских просторов и норд-оста
Он не расстался с гордой красотой.
Чтоб строить так торжественно и просто,
Быть надо зодчим с русскою мечтой!

Мультимедийный проектор – стрелка Васильевского острова

УЧИТЕЛЬ:- Стрелка Васильевского острова, омываемого Большой и Малой Невой – средоточие замечательных архитектурных памятников. Ее композиционный центр –здание Биржи, построенное по проекту Тома де Томона в 1805-1810гг. /Ныне Центральный Военно-морской музей/. Достопримечательностью стрелки являются ростральные колонны / первоначально задуманные как маяки/. Колонны украшены скульптурными изображениями носовых частей кораблей /отсюда название колонн/.

УЧЕНИК:

- Ограды и мосты, порталы и колонны
Здесь были слзданы трудом ночей бессонных
И русским гением в величье простоты
Согреты зодчества бессмертные черты.

Мультимедийный проектор – Петропавловская крепость

УЧИТЕЛЬ:- Уникальный исторический и архитектурный памятник. Крепость была заложена в 1703 году. В 1712 году по приказу Петра I началось сооружение Петропавловского собора по проекту архитектора Трезини. Высота золоченого шпиля 122,5 м. В конце XVIII века были “одеты камнем” стены крепости.

УЧЕНИК:

- У старой крепости, у мшистых бастионов
Цветет иная жизнь, разросся парк зеленый,
На светлой отмели приневского песка
Счастливый слышит смех свободная река.

Мультимедийный проектор – Зимняя Канавка

Музыка – Мендельсон

УЧИТЕЛЬ:- Мойку с Невой соединяет Зимняя Канавка, прорытая близ Зимнего дворца. Этот небольшой канал - один из поэтический уголков С.-Петербурга.

УЧЕНИК:

- О город над Невой, взнесенный величаво,
Ты наша плоть и кровь, наследие и слава.
Высокой строгости, храня в веках черты,
Еще прекраснее, стройнее станешь ты!

Мультимедийный проектор- здание Смольного.

УЧИТЕЛЬ: - Здание Смольного – характерный памятник архитектуры классицизма, возведено по проекту Кварнеги в 1808 году. Смольный вошёл в историю как штаб Великой Октябрьской Социалистической Революции, откуда Ленин руководил вооружённым восстанием.

УЧЕНИК:

- Мы ценим зодчества и молодость и смелость,
Нам хочется, чтоб здесь легко жилось и пелось,
Чтоб дружным строем шли широкие года
В веселье отдыха и мужестве труда!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Вот, ребята, вы познакомились с великим городом на Неве, узнали новые имена, такие как Растрелли, Захаров, Воронихин, Росси, Стасов, Тома де Томон, Кварнеги! Их имена и шедевры, возведённые по их замыслам, внесены золотыми буквами в мировую сокровищницу архитектурного наследия. И мы с вами должны гордиться, что такой город как Санкт-Петербург, находится в нашей стране!