Цели.
Математика: - закреплять умение решать задачи на движение, составлять обратные задачи;
- повторить геометрические фигуры, величины: скорость, время, расстояние и единицы, в которых они измеряются;
- выработать умение самостоятельно и в комплексе применять знания, умения и навыки осуществлять их перенос в новые условия;
- развивать умение читать числовые выражения разными способами;
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление;
- воспитывать самостоятельность и взаимопомощь.
ПДД: - повторить правила движения группами по улицам и дорогам;
- повторить знание сигналов светофора, знание некоторых дорожных знаков;
- развитие пространственного видения;
- воспитание внимания и ответственности на дороге.
Оборудование.
Математика:
- Карточки с уравнениями для 1 группы.
- Запись таблиц с задачами на движение на доске.
- Плакат с автомобилем на доске (с числовыми выражениями).
- Опоры: v t s.
- Схема-чертёж к задачам на движение.
- Модель решения.
- 6 альбомных листов и по 3 фломастера (у каждой бригады).
- Квадрат с числами у каждого ученика.
ПДД:
- Иллюстрация города Стерлитамака.
- Иллюстрация со светофором.
- Дорожные знаки.
- Выставка детских рисунков по ПДД.
- План микрорайона.
- Разметки домов.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по улицам нашего города.
- Как называется наш город и на территории какой республики он находится? (Город Стерлитамак, РБ.)
- На территории нашего города находятся 30 улиц, 2 проспекта и 5 площадей. С каждым годом город растёт: появляются новые улицы, строятся новые дороги.
- Чтобы наша экскурсия прошла удачно, нужно повторить правила движения группами по улицам и дорогам. Какие из них вы знаете?
- Построиться в ряд по 2 человека. У сопровождающих в руках должны быть красные флажки.
- Идти надо по тротуару шагом, придерживаясь правой стороны. Без разрешения из строя выходить нельзя.
- Если нет тротуара, надо шагать по обочине навстречу идущему транспорту, соблюдая особую осторожность.
- Переходить улицу нужно по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора или разрешающий жест регулировщика.
2. Устный счёт.
- Итак, необходимые для нас ПДД мы повторили, а теперь отправимся на экскурсию.
- Скажите, как можно перемещаться по улицам нашего города? (Пешком, на автомобиле, на общественном транспорте).
Разделимся на группы.
1 группа поедет на общественном транспорте.
Будете работать по карточкам – решать уравнения, вида:
15 • t =90 15 • t =630:7
v • 14=70 v • 14=560:8
s :16=6 s:16=2 • 3
3 ученика пойдут пешком (к доске).
Составьте задачу по таблице про туристов и решите её.
V |
T |
S |
? км/ч |
3 ч. |
18 км |
6 км/ч |
? ч. |
18 км |
6 км/ч |
3 ч. |
? км |
2 группа отправится на экскурсию вот на таком автомобиле <Рисунок 1>.
- Прочитайте разными способами выражение, которое находится в квадрате. Найдите его значение (с комментированием).
- ………………… в треугольнике.
- …………………..в нижнем прямоугольнике.
- ………………….в левой окружности.
- ………………….в левом верхнем прямоугольнике.
- ………………….в правой окружности.
(1 группа и дети у доски закончили свою работу.)
- Что не назвали? (v • t)
- Что это такое? (Это формула нахождения расстояния.)
- Где используется? (В задачах на движение.)
- В каких единицах измеряется? (км, м, дм, см, мм – единицах длины.)
- Какие ещё величины используются в задачах на движение? (Скорость и время.)
- Как найти V, t?(- Скорость равна расстоянию, делённому на время. Записывается формулой v=s: t.
- Время находим, если расстояние разделим на скорость. Вычисляется с помощью формулы t=s: v).
- В каких единицах измеряется скорость? (км/ч, м/с, км/мин, м/мин).
Проверка детей у доски.
- Сравните задачи. Какой вывод можете сделать? (Задачи взаимообратные.)
3. Физ. минутка.
- Мы остановились на перекрёстке у светофора. Как вы думаете, почему? (Горит красный свет.)
- У нас есть время, чтобы немного отдохнуть.
Стоп, машина! Стоп мотор!
Тормози скорей, шофёр!
Красный глаз глядит в упор-
Это строгий светофор.
Вид он грозный напускает,
Ехать дальше не пускает.
Обождал шофёр немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зелёный глаз,
Подмигнул и говорит:
“Ехать можно, путь открыт! (М. Пляцковский
“Светофор”)
- Итак, какие сигналы светофора вы знаете? (Красный-стой!
Жёлтый-жди!
А зелёный-проходи!)
4. Решение задач на движение.
- Мы с вами выйдем из машины и отправимся в картинную галерею.
Наш класс движется со скоростью 2 км/ч. Одновременно навстречу нам вышли ребята из 32 школы. Они движутся со скоростью 3 км/ч. Через 2 часа школьники встретились. Какое расстояние было между детьми первоначально?
- Как оформляем задачи на движение? (Чертежом или таблицей).
- Оформим с помощью чертежа. (Ученик у доски, остальные – в тетрадях.)
- Что известно в задаче? Что нужно найти?
- Какая модель решения подходит к этой задаче? (1 модель).
1 группа. Решает задачу по данной модели.
Ученик из 3 группы работает у доски.
- Показать все способы решения.
2 группа. Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась по 2 модели. (На сколько километров больше-меньше.)
- Запишите решение и ответ. (Ученик за доской изменяет чертёж, записывает решение и ответ.)
Дополнительный вопрос:
- Измените условие задачи так, чтобы она решалась по 3 модели. (Во сколько раз больше – меньше.)
5. Физ. минутка.
- Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула, и вы снова попадёте на улицу нашего города.
- Послушайте, что запрещается, а что разрешается на улицах нашего города.
Дети выходят с дорожными знаками.
- Я в кругу с обводом красным.
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.
- Этот знак запрещает движение пешеходов.
- Круглый знак, а в нём – окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь – свалка кирпича?
- Этот знак запрещает въезд автомобилей, предупреждает об опасности.
- В треугольнике шагаю,
Транспорт я предупреждаю:
Скоро место перехода,
Берегите пешехода.
- Этот знак предупреждает водителей, что скоро будет наземный пешеходный переход.
- Только я для пешехода
Знак на месте перехода.
В голубом иду квадрате –
Переходоуказатель.
- Этот знак показывает, что в данном месте пешеходы могут переходить дорогу.
- Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Мой приятель говорит:
- Это значит путь закрыт.
Там спортсмены впереди
С номерами на груди.
На дороге эстафета:
Надо ж детям бегать где-то…
Но боюсь, однако.
Смысл другой у знака.
- Этот знак предупреждает водителей, что рядом школа или детский сад и нужно сбавить скорость. А называется он “Осторожно: дети!”
6. Выставка рисунков по ПДД.
- Я уверена, что вы хорошо усвоили ПДД. Мы, наконец, дошли до картинной галереи. Посмотрите, какие работы на ней представлены.
- Какой рисунок вам больше всего понравился?
7. Решение задач на движение.
- А теперь отправимся обратно в школу. С этими же данными составим задачу на движение в противоположном направлении.
Учитель меняет данные на чертеже.
- Запишите самостоятельно решение и ответ.
- Взаимопроверка.
8. Работа в бригадах.
- 1,2,3 бригады составьте модель-решение к задаче на встречное движение.
- 4,5,6 – к задаче на движение в противоположном направлении.
- Почему выражения, составленные по задачам, получились одинаковые? (Скорость сближения и удаления находим сложением.)
9. Застройка улицы.
- Теперь взгляните сюда (показ плана). Что это? (Это план улицы.) <Рисунок 2>
- Это, ребята, план нашего микрорайона, а прямоугольниками обозначены дома, в которых вы живёте. Почему прямоугольники разные? (Потому что дома различаются по длине.)
- Давайте выполним задание, благодаря которому вы узнаете, какие по длине встречаются дома в нашем микрорайоне, а я смогу проверить насколько хорошо вы усвоили тему “Скорость, время, расстояние”.
- Перед каждым из вас квадрат с числами. Я читаю задание, а вы закрашиваете квадратик с правильным ответом.
- Взрослый мужчина, передвигаясь со скоростью 90 м/мин., преодолел длину дома за 2 минуты. Какова длина дома? (180 м)
- Вычисли длину соседнего дома, если он на 50 м длиннее. (230 м)
- Какова длина дома, если кошка пробегает его за 3 минуты со скоростью 40 м/мин.? (120 м)
- Найти длину дома, если собака, пробегая его, 3 мин. бежала со скоростью 10 м/мин., 4 мин. со скоростью 20 м/мин.(110 м)
- Какова длина соседнего дома, если она в 2 раза длиннее предыдущего? (220 м)
- Пара подружек прошла мимо дома, длина которого 150 м. Какое расстояние прошла каждая из них? (150 м)
- Мальчики вышли из крайних подъездов дома и направились навстречу друг другу. Через 2 минуты они встретились. Какова длина дома, если скорость первого мальчика 30 м/мин., а второго – 20 м/мин. (100м)
- Мама с дочкой вышли из подъезда и отправились по своим делам в противоположном направлении друг от друга. Мама шла со скоростью 50 м/мин., дочка со скоростью 30 м/мин. Какова длина дома, если она равна расстоянию между мамой и дочкой через 3 минуты? (240 м)
- Что у вас получилось? (Цифра 5.)
180 | 230 | 90 | 30 |
120 | 50 | 70 | 115 |
110 | 220 | 210 | 320 |
510 | 150 | 80 | 180 |
100 | 240 | 420 | 500 |
10. Домашнее задание.
- За хорошую работу я раздаю каждому из вас разметку вашего дома. Дома вам нужно будет склеить макет дома, повторить безопасный путь из дома до школы и придумать задачу на движение. На следующем занятии по ПДД мы приклеим макеты ваших домов на наш план и будем практически повторять правила перехода улиц и дорог.
11 Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Что понравилось?