У:- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!
Послушайте эти строки, назовите автора и скажите, о ком они?
“Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой…”
(Говорят дети)
(На доску вывешивается рисунок Мойдодыра) <Рисунок1>
У:- А кто знает, почему его так зовут? (Говорят дети)
У:- Верно, в старину на Руси говорили, что вымыть чисто – значит оттереть до дыр всю грязь так, что человек светился. Значит Мойдодыр очень любит чистоту и следит за тем, чтобы все дети соблюдали правила личной гигиены. А зачем это нужно делать?
(Говорят дети)
У:- Давайте послушаем нашего школьного медицинского работника Нину Геннадьевну.
М.р.- С начала этого учебного года энтероколитом (заболевание кишечника) заболели 7 детей, чесоткой – 5, псевдотуберкулезом – 6, микроспорией (заболевание волосистой части головы – 3 человека. Это очень опасные заболевания, лечение занимает много времени.
У:- Но может быть вы все здоровые дети и вам не страшны разные инфекции и болезни? Вам не нужно соблюдать правила личной гигиены, закаляться, заниматься спортом?
Давайте проверим это с помощью анкеты. Если вы согласны с предложением – загните палец на руке. Договорились?
- У меня часто болит горло.
- У меня нередко бывает насморк.
- Иногда у меня болит ухо.
- У меня больные зубы.
- Часто у меня болит живот.
- Иногда у меня болит голова.
- Нередко меня тошнит.
- Некоторые продукты и лекарства вызывают аллергию.
- Каждый год я болею гриппом.
- Из-за болезней я часто пропускаю школу.
У:- Поднимите руку, кто не загнул ни одного пальца? Таких совсем нет?! Кто загнул пять пальцев? Десять? Значит здоровых детей в нашем классе очень мало и для того сохранить здоровье я предлагаю, отгадав загадки, вспомнить друзей Мойдодыра и подружиться с ними.
1. Хожу – брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей. (Расческа)
2. Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос. (Носовой платок)
3. Два конца, два кольца –
Посередине гвоздик. (Ножницы)
4. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
5. Волосистою головкой
В рот оно влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка)
6. Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел бродягу лохматого. (Зеркало)
(Дети отгадывают загадки и прикрепляют таблички с отгадками рядом с изображением Мойдодыра.)
У: - Ребята, всем вам хорошо известны эти предметы, а умеете ли вы ими пользоваться? Я назвала их друзьями Мойдодыра, а почему – хотелось бы узнать от вас. Мойдодыр предлагает поиграть в игру “Оживи предмет”. Пусть желающий выберет любой предмет гигиены, лежащий у меня в коробочке, и расскажет, чем он полезен и необходим человеку.
(Ребенок берет мыло и рассказывает все, что знает о нем. Подготовленный ученик зачитывает из истории вещей о мыле.)
Из истории вещей. Мыло.
Археологи установили, что уже 6000 лет назад у римлян существовало налаженное производство мыла. Его делали из козьего, бараньего и бычьего жира с добавлением золы дерева бука. В России мыловаренное производство получило распространение во времена Петра Первого, но вплоть до 19-го века мылом пользовалась знать и богатые люди. Крестьяне же использовали щелок – древесную золу заливали кипятком и распаривали в печи.
Задание: собери алгоритм – памятку “Я мою руки”
(На доске вразброс прикреплены таблички с надписями о последовательности мытья рук, дети составляют алгоритм – памятку)
Я мою руки (памятка)
1. Сильно намочите руки.
2. Возьмите мыло.
3. Намыливайте руки с обеих сторон.
4. Намыливайте руки между пальцами.
5. Полощите руки чистой водой.
(Ребенок выбирает зубную щетку и рассказывает о ее применении. Заранее подготовленный ученик зачитывает из истории вещей.)
Из истории вещей. Зубная щетка.
Ее придумал еще первобытный человек. Обыкновенная палочка с разжеванным концом – вот и все изобретение. Но и в наше время на базарах Индии продают палочки определенного дерева. Для чистки зубов достаточно зачистить палочку от коры и пожевать. Размочаленные волокна с успехом очищают зубы, а выделившийся сок, приятный на вкус, дезинфицирует полость рта, укрепляет зубы и десна.
На Руси во времена Ивана Грозного после трапезы пускали в ход так называемую зубную метлу или веник – галочку с пучком щетины на конце.
Петр Первый в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпочкой с толченым мелом перед важными встречами с иностранцами.
У: - А все ли умеют правильно чистить зубы? Как вы это делаете?
(Говорят дети)
У: - Наш школьный доктор обобщит все, что вы сказали, а вы еще раз внимательно послушайте.
М. р.:
1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки – снизу вверх.
3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки – вперед назад.
4. Кончиком четки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
5. Не забудьте почистить язык.
- Давайте все вместе разучим стихотворение:
Как поел, почисти зубки.
Делай это два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты!
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.
(Игра “ Береги зубы”)
(Неверное утверждение – хлопок.)
- Нельзя грызть зубами грецкие орехи.
- Не следует полоскать зубы после еды.
- Нельзя есть сырые овощи и фрукты
- Следует чистить зубы утром и вечером и после сладкого.
- Посещай зубного врача только когда заболит зуб.
- Щетка с искусственной щетиной лучше, чем с натуральной.
- Не позволяй никому пользоваться своей зубной щеткой.
- Меняй зубную щетку раз в пять лет.
- Не ешь одновременно горячую и холодную пищу.
- Храни щетку щетиной вверх.
- Чаще ешь сладости, пей газированные напитки.
(Ребенок выбирает ножницы, рассказывает о применении)
Игровое задание: обстриги ногти.
(Дети получают ножницы и нарисованные кисти рук с выделенными черным цветом ногтями. Они должны не торопясь, аккуратно обрезать ногти, не задев пальцы.)
(Следующий ребенок рассказывает о применении носового платка. Подготовленный ребенок зачитывает из истории вещей о носовом платке.)
Из истории вещей. Носовой платок.
Те, кто пользуется квадратным носовым платком и не подозревает, что выполняет указ французского короля Людовика 16, изданный в 1784 году. Согласно этого указа “длина платка должна равняться его ширине”. А раньше платки были овальной формы и на их изготовление шло очень много ткани.
Первые сведения о платке относятся к третьему веку до нашей эры. Ими пользовались греческие и римские патриции во времена продолжительных и обильных трапез, когда пот катился с них градом.
Во Франции дамы и кавалеры имели по два платка: один для красоты дамы носили в руке, а кавалеры в специальном карманчике, а второй имел практическое значение и напоказ не выставлялся.
Вопрос: сколько носовых платков надо иметь? (Обсуждение)
У:- Какого предмета нет около Мойдодыра, но лежит на столе? (Мочалка) А зачем нужна мочалка, если можно вымыться просто с мылом? Попробуйте рукой погладить спинку? Везде ли вам удалось достать? Кроме этого с ее помощью удаляются отжившие клетки кожи происходит массаж.
У:- Но здоровым человек не может быть не занимаясь физкультурой и спортом. К этому нас призывает наш спортивный комитет. (Ученик читает стихотворение)
Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады!
За старание в награду будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды!
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно начинают с
физзарядки!
Не играйте с дремой в прятки.
Быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало!
У:- Ребята из спортивного комитета нашего класса предлагают вам выучить несколько упражнений из дыхательной гимнастики, которые вы сможете включить в утреннюю гимнастику. Эти упражнения очень полезны для профилактики простудных заболеваний.
(Дети разучивают упражнения)
- “ Помаши крыльями, как петух ” Вдох – поднять руки в стороны. На выдохе похлопать руками по бедрам и произнести “ ку-ка-ре-ку”.
- “ Трубач ”. Кисти рук собраны в трубочку, подняты вверх – глубокий вдох. На выдохе произнести “ту-ту-ту-ту”.
- “Часики ”. Размахивая прямыми руками взад-вперед произнести “тик-так-тик-так.”
- “ Каша кипит ”. Сидя, правая рука на груди, левая на животе. Втянуть живот и набрать воздух в грудь. Выдыхаем воздух произносим “пф-пф-пф-пф”.
У: -Молодцы!
- Подводя итог классного часа давайте составим коллаж. У вас на партах лежат страницы разных газет и ножницы. Выберите слова, фразы, фотографии, которые относятся к теме нашего сегодняшнего разговора и приклейте на ватман.
(Дети составляют коллаж)
У: - В завершении встречи послушайте стихотворение – наказ, которое вам прочитает президент нашего класса. (Читает ученик.)
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять!
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомни, ведь здоровье
В магазине не купить!
У: - Мне тоже хочется пожелать вам следующее:
Желаю вам цвести, расти, копить, крепить
здоровье,
Оно для каждого из вас – главнейшее условье!
Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас, и сердце добрым
будет!
Спасибо всем!