Тема коллективной работы: “Моделирование животных в технике оригами”.
Форма организации совместной деятельности: комбинированная (совместно – индивидуальная и совместно – взаимодействующая)
Цели урока: обучающие : совершенствовать умение чтения чертежей необходимых для выполнения работы; продолжить знакомство на практике с основными геометрическими понятиями.
Развивающие: развитие меткой моторики рук; развивать пространственное мышление и умение мысленно оперировать с объемными предметами; развивать творческие способности, развитие интереса к предмету.
Воспитательные: воспитывать умение концентрации внимания; воспитывать аккуратность.
Материалы и оборудование к уроку: бумага для оригами, схемы для выполнения моделей, схема демонстрационная большая для выполнения модели голубя, ножницы, макеты Ноевого ковчега <Приложение 1> и голубя <Приложение2>, медиапроектор.
Ход урока.
До начала урока учащиеся, разделенные на 4 группы, рассаживаются за столы, на которых лежат схемы, ножницы и бумага и карточки с фамилиями учащихся. Первая группа работает совместно с учителем с пошаговым контролем, вторая и третья группы работают по подробным схемам с контролем учителя, четвертая группа работает самостоятельно.
Этот урок посвящен искусству оригами.
Можно о каждом ребенке сказать:
Каждый ребенок умеет мечтать,
Хочет, как взрослый, свой мир сотворить,
Птиц и животных в лесах расселить.
Взрослый поможет создать эту сказку,
Главное - вовремя сделать подсказку…
Тот, кто придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов…
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Мы предлагаем попробовать с нами
Выучить технику “оригами”.
Н. Урсу
Что такое оригами? Где родилось это искусство? Оригами впервые появилось в Японии. Слово “оригами” означает “бумага”, но по произношению очень похоже на слово “Бог”. Не случайно первыми изделиями в технике оригами были коробочки для приношения в храмах даров Богу. <Рисунок 1>
Уже в 14 веке оригами стало любимым увлечением в Японии. Умение складывать фигурки стало одним из признаков хорошего образования. Искусство передавалось по женской линии: первые уроки давались дома; а в начале 19 столетия такой предмет появился в школах Японии.<Рисунок 2>
Сейчас это искусство популярно во всем мире. И кроме традиционного журавлика, модели изготавливаются самые разные: и очень большие <Рисунок 3>, и очень маленькие <Рисунок 4>, даже цветы <Рисунок 5>и одежда, <Рисунок 6>. В современном оригами модели изготавливаются как из квадратного листа бумаги, так и из прямоугольного и доже круглого. Кроме простых моделей оригамисты выполняют и сложные модели из нескольких листов – модулей.
Современные модели выполняются не только из бумаги. Есть модели из металла <Рисунок 7>, стекла <Рисунок 8> и денежных банкнот <Рисунок 9>.
На сегодняшнем уроке мы будем работать с традиционным материалом – бумагой. Тема урока “Ноев ковчег”.
Кто такой Ной, что вы о нем знаете? Ной – праведник, которому Господь, когда решил наказать людей за их грехи, повелел построить корабль – ковчег и собрать в него животных, <Рисунок 10> по 7 пар чистых и по паре нечистых. Для того чтобы семейство праведника Ноя и животные могли спастись и населить землю после потопа. Когда корабль был готов <Рисунок 11>, семья и животные собраны, начался дождь. Достать спрятанный макет ковчега. Схема в <Приложении 1>. Вода поднималась все выше и выше <Рисунок 12>. Через 40 дней и ночей водой были покрыты даже горы. А ковчег спокойно плыл по волнам. Когда закончился дождя, Ной выпустил ворона, но тот вернулся ни с чем. Через некоторое время Ной выпустил голубя, голубь вернулся обратно. Вытащить из ковчега модель голубя. Схема в <Приложении 2>. Когда голубя выпустили второй раз, он прилетел с оливковой веткой, что означало, что вода уходит и, уже видны верхушки деревьев. Когда же голубя выпустили в третий раз, он не вернулся – вода ушла. Тогда Ной открыл дверь ковчега. Когда все вышли, то увидели яркое небо с сияющей радугой, цветущую землю, зеленые деревья. <Рисунок 13>
Подобно Ною, мы соберем в ковчег животных. Первая группа вместе со мной выполняет модель голубя <Приложение 2>, вторая группа – модель зайца <Приложение 3>, третья – пеликана <Приложение 4>, четвертая – корову <Приложение 5>.
Практическая часть урока.
Подготовка бумаги к работе: выполнение квадрата из листа А 4. Повторение обозначений. Выполнение работ – работа в группах. Сбор животных в Ноев ковчег под песню С. и Е. Ершовых “Ковчег”.
Вода, вода, кругом вода,
Не деться никуда.
Но наш ковчег плывет – плывет.
Его Господь ведет.
Кто Бога помнит ночью и днем,
Кто Богу служит день за днем,
В ком вера есть – те будут жить,
Тем радуга будет светить.
Не самый сильный будет спасен,
Не самый хитрый будет спасен,
Не самый ловкий, не самый умный,
Но Богу послушный – вот закон!
Заключительная часть урока.
Самооценка деятельности учащимися. Обсуждение новых знаний и навыков полученных на уроке, решение кроссворда по основным понятиям.
1. Первые изделия выполненные в технике оригами.
2. Геометрическая фигура, лежащая в основе многих моделей.
3.Модель, считающаяся символом оригами.
4. Действие, выполняемое для создания моделей.
5. Традиционный материал для создания моделей.
6. Одна из частей модели.
7. Страна, являющаяся родиной искусства оригами.
Список литературы.
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Все об оригами. – СПб.: ООО “СЗКЭО “Кристалл””, 2005. – 272 с., ил.
2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2004. – 192 с., ил.
3. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами: Бумажный зоопарк. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2003. – 192 с., ил.
4. Гарматин А. Оригами для начинающих. – СПб, 2005. – 300 с., ил.