ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:
1.Формировать умения и навыки
процарапывания рисунка по эскизу с помощью
изобразительных средств графики (линия, штрих,
пятно).
2.Формировать умение пропорционального
изображения.
3. Развивать творческое воображение.
4. Показать богатство и разнообразие искусства на
основе взаимосвязи трех искусств: изо,
литературы, музыки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Зрительный ряд:
Слайды: “формы древнегреческих сосудов”; “античный орнамент”;
Видеофильм “Мифы древней Греции”.
Литературный ряд: Стихотворение “Древние греки”
Музыкальный ряд: диск “ Звуки живой природы- Остров чаек” (из музыкальной коллекции “RELAX”)
ТСО: компьютер, экран, проектор.
Другое оборудование: ларец с лавровым венком, “жемчужины” (бусы), яблоко, кнопки.
Для учащихся (на каждого ученика): использованные стержни ручек (для процарапывания), эскизы древнегреческих сосудов, вазы из бумаги, покрытые свечой и гуашью.
Для учителя: ваза из бумаги, покрытая свечой и гуашью, использованный стержень ручки (для процарапывания).
Сценарий урока:
1.ОРГМОМЕНТ
Добрый день, ребята! Я приглашаю вас посетить мир искусства Древней Греции.
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из нас:
и Прометей, и Геракл, и Атлас).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы.
В них прославляли богов и царей,
Мудрость и славу отважных людей.
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Ребята, кстати, 5 минут назад, когда звенел
звонок
Прекрасная богиня просилась на урок.
Красивая девушка, жрица любви,
Рожденная в пене морской, выходи!
(Под музыку входит АФРОДИТА
)Я думаю, ребята, богиню вы узнали.
Так как же древние греки ее называли? (АФРОДИТА)
АФРОДИТА:
Верховный бог, наш грозный Зевс
Меня сюда прислал,
Приказ же свой, как гром небес,
На свитке написал:
“Найти в 2007 году, среди людей простых, тех,
Кто искусство Греции не забывает, чтит.
А самый мудрый человек, искусством увлеченный,
Олимпийскими богами будет щедро награжденный”
Чтобы определить лучшего знатока Древнегреческого искусства я устрою вам два испытания.
1 ИСПЫТАНИЕ
: “Знаешь ли ты…”1. Перечислите стили древнегреческой керамики. (Геометрический стиль, восточный стиль, чернофигурный стиль,краснофигурный стиль)
2. Определите по описанию и изображению тип античного сосуда. (Демонстрация рисунков- слайдов) <приложение1>.
3.В чем особенность чернофигурного и краснофигурного стилей? (В чернофигурных закрашенные черным лаком фигуры выделялись на красном фоне; В краснофигурных на черном лаковом фоне выделялись неокрашенные, цвета красноватой глины, фигурки)
4. Что за античный орнамент перед вами? (демонстрация рисунков-слайдов) <приложени2>
5. Определите греческого бога по описанию или по имени. (демонстрация рисунков-слайдов) <приложение 3>
6. Назовите 5 греческих героев. (Тесей, Персей, Геракл, Ахилл, Одиссей)
2 ИСПЫТАНИЕ:
Реставрация.АФРОДИТА:
Когда я плыла к вам сюда на раковине, то случайно обнаружила корабль, потерпевший крушение. Уже 2500 тыс..лет он лежит под водой. В потайных трюмах сохранились сосуды. Вся беда в том, что рисунок на них стерся. Как знатокам древне греческого искусства предлагаю их вам отреставрировать: восстановить узоры, фигуры людей или животных (раздает всем вазы).
3. ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАДАЧ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Учитель:
Да, ребята, многовековая пыль покрыла эти сосуды. Но я думаю, что и с этим заданием вы справитесь. Скорее всего, это вазы 6 и 5 веков до н.э. чернофигурных и краснофигурных стилей, сюжетами для росписи которых служили сцены из греческих мифов и повседневной жизни. В изображение могли быть добавлены орнаментальные полосы.
- Как вы думаете, с чего лучше начать работу?
- Что будем делать дальше?
- Каким инструментом будем пользоваться? Как называется техника процарапывания?
(Гратография)
Итак ,план наших реставрационных работ такой:
1.Наметить орнаментальные полосы, место под сюжет мифа.
2.Процарапать сцену из полюбившегося мифа: провести контур, освободить от краски фон или фигуры.
3. Заполнить полосы орнаментом.
Для процарапывания мифологического сюжета вы можете пользоваться своими эскизами, выполненными на прошлом уроке.
Ребята, с уроков истории вы знаете, что Греция – страна морская. Греки очень любили море. И пусть в работе по реставрации античных сосудов вас будет сопровождать музыка морских волн, крик чаек, морского прибоя.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. (Под звуки музыки)
5. ВЫСТАВКА РАБОТ. (По мере выполнения работ, сосуды вывешиваются на доску)
Вижу, многие ребята уже справились с заданием. Пожалуйста, расскажите о своем сосуде. В качестве помощника в рассказе вам будет план:
1.Название сосуда.
2.Стиль росписи .
3.Сюжет мифа. (Выслушивается 3-4 описания)
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
АФРОДИТА:
А теперь настал черед нам
Знатока искусства выбирать,
А таковым любой из вас
Сегодня может стать.
Хоть и богиня я, но, право, затрудняюсь
Здесь победителя найти,
На части разрываюсь.
И все ж награда
Должна найти достойного героя!
Считайте жемчуг мой, друзья,
А я пока ларец открою.
(Подсчет жемчуга. У кого больше, тот и получает лавровый венок)
Прелестный юноша (имя)
(или прелестная девушка…)
Сей лавровый венец
Достоин (достойна) ты носить
И лучшим знатоком
Искусства Древней Греции тебе сегодня быть.
А вот подарок лично от меня : (дает
яблоко)
Вкуси златое яблоко, мой друг,
Познаешь ты любовь и красоту вокруг.
Ну, а сейчас, о смертные,
Прощаться нам пора.
В познании искусства вам
Ни пуха, ни пера!!!
7. ОБЩИЙ ИТОГ УРОКА.
Обмен мнениями о прошедшем уроке (учитель - ученики)
P.S Если останется время, можно посмотреть диск “Мифы Древней Греции”