Цели: Обобщить и систематизировать знания о свойствах основных классов неорганических соединений, закрепить понятия о генетическом ряде элементов, сформировать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, развить познавательную активность, совершенствовать навыки проведения экспериментальной работы.
Задачи: Правильно называть неорганические вещества, уметь пользоваться терминами и понятиями.
Девиз: “Учиться будем весело, чтобы хорошо учиться!”.
Ход урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы проведем урок - встречу 2-х команд, урок-соревнование. Соревнования бывают разные: спортивные, по профессиональному мастерству. А у нас пройдут соревнования по химическим знаниям о важнейших классах неорганических соединений. В учебной встрече - соревновании принимают участие - две команды: название команд. Соревнование судит жюри:
учитель химии и консультанты -старшеклассники. Итоги каждого этапа соревнований будут записываться в “отчет” на доске. Учебная встреча- соревнование состоит из следующих этапов.
- личный зачет;
- соревнование “Кто лучше”?
- игра “Найти родственников”;
- игра “Телеграмма”;
- химический эксперимент;
- игра “Номенклатура”;
- соревнование “Дай ответ”?
Личный зачет.
Выполняет каждый ученик команды. Вопрос для ответа ученик определяет по жребию. Ответы оцениваются по пятибалльной системе. Время ответа 5-7 минут. Вопросы:
1. Укажите, какие из перечисленных веществ: оксид серы (IV), сульфат меди ( II), цинк, азотная кислота- могут реагировать с гидроксидом натрия. Запишите уравнения реакций. Назовите продукты реакций.
2. Укажите, в результате каких реакций образуется сульфат меди (II). Допишите уравнения этих реакций:
CuCl2+KON—> | Cu + H2SО4(paзб) —> |
CuO + H2SО4—> | Cu(OH)2 + H2SО4—> |
3. Укажите те группы, в которых все вещества реагируют с соляной кислотой:
1. Hg, KOH, Н2 О 2. Fe (ОН)3, BaO, Zn
3. Н2 SO4, NaOH, СO2 4. К2 О, Mg, Ca
(ОН)2
Напишите уравнения реакций с одной из
выбранных групп.
4. Напишите уравнения реакций. Определите
вещество А:
К—>К2О—>КОН—>Сu (ОН)2—>А
Назовите его.
5. Приведите конкретный пример, иллюстрирующий
генетический ряд:
металл—> оксид металла—>основание—>соль.
Запишите уравнения реакций.
6. Приведите конкретный пример, иллюстрирующий
генетический ряд:
неметалл>оксид неметалла>кислота>соль.
7. Напишите уравнения реакций характерных для оснований.
8. Напишите уравнения реакций характерных для кислот.
9. С каким из данных веществ будут оксид кальция:
HCL, NaOH, H2O, H2SO4, K2SO4
Составьте уравнения реакций. Назовите
продукты.
10. Закончите уравнения практически осуществляемых химических реакций.
Ca(OH)2 + CuO—> | H2SO4 + CuO—> |
А1(ОН)3 + НС1—> | HCl + Cu—> |
I1. Составьте два уравнения реакций, в результате которых образуется соль сульфат меди (II).
12. С какими из данных веществ будут реагировать
оксид серы (IV):
НС1, Ca (OH)2, Na Cl, H2O, ZnO. Назовите продукты
реакций.
13. Напишите уравнения реакций нейтрализации, в
результате которых образуются
соли: хлорид магния, сульфат алюминия, фосфат
калия.
Соревнование; “Кто лучше?”
В течение 3 минут каждая команда отвечает на вопросы, написанные на 20 разноцветных карточках (для каждой команды - свой цвет), ответы проверяет жюри и присуждает за каждое правильно составленное уравнение 1 балл. Задание. Даны продукты реакций. Напишите исходные вещества.
1....= Са(ОН)2
2....=2Fe(NO3)3+3H2O
3...=BaSО4+2NaCl
4...=MgCl2+H2^
5...=K2SО4+H2O
6...=NaH2PO4+H2O
7...=Al2(SO4)3+3H2O
8...=Na2SO4+2H2O
9...=Fe2O3+3H2O
10...=Ba(OH)2
11…= CaCO3
12...=ALC13+3H2O
13...=AgCl+HNO3
14..=Ca(OH)2+H2
15...=Cu(OH)2+Na2SO4
16....=Al2(SO4)3+3H2^
17...=2NaOH+H2O
8...= Na3PO4+3H2O 19...=Zn(NO3)2+2H2O
20..=CuO+H2O
Игра: “Найти родственников”.
Вещества задают вам вопрос “Родственники ли мы?”. Составьте генетический ряд и напишите уравнения реакций. По одному игроку от команды, ответ оценивается по 5-ти бальной системе. Время работы 3 минуты.
- Со2, CaSO4, H2So4, Сu(ОН)2, MgO, Cl2, FeO, , SO3, Н2О, MgSO3, СаСо3, Сu,S, Ca, H2CO3,H2SO3. (S ответ)
- MgO, HC1, А1(ОН)3, Н2О, Mg, Al, MgCl2,MgSO4, A1C13, SО3, Fe2O3, H2CO3, Mg(OH)2, CaSO4, Cl2, Ca. (Mg -ответ)
Игра: “Телеграмма”.
Пришла телеграмма:
Пропало вещество, вместо него появилось неизвестное с наименованием С. Назовите пропавшее вещество (письменно). Команды соревнуются кто быстрее, оценивается по 3-ти бальной системе.
a) Р2О5+Н2О—>А
б) СаО + Н2О—>B
в) А+В—>С
Ответ: С=Са3(РО4)2.
Химический эксперимент.
Выполняют по одному участнику от каждой команды по желанию. За каждое правильно выполненное превращение 1 балл. Время выполнения 3-5 минут, дополнительный балл за правила ТБ.
- Из имеющихся на столе реактивов получить гидроксид меди (II). Записать уравнение проведенной реакции.
- Проведите реакцию нейтрализации, используя имеющиеся на столе реактивы. Записать уравнение проведенной реакции.
Игра: “Номенклатура”.
Давайте знакомиться, предлагают жители мира неорганических соединений, ну а мы оценим Вашу коммуникабельность - качество необходимое в жизни каждому человеку. Каждая команда получает комплект игры “номенклатура”. Ваша задача как можно больше и правильно уложить соединений на соответствующие формулы. Продолжительность - 3 мин. За правильно уложенную карточку - 1 балл. Консультанты следят за игрой.
Основное игровое поле.
Al(SО4) |
FeCl3 |
Na2O3 |
СuO |
A12O3 |
CO2 |
KNO3 |
CaCO3 |
MgSO4 |
CO |
NO |
H2O |
Cu(NО3)2 |
Fe Cl2 |
K2SiO3 |
Na2O |
Cu(OH)2 |
Fe2O3 |
A1(OH)3 |
Ca(OH)2 |
Fe(OH)2 |
HNO3 |
H3PO4 |
HC1 |
Mg(OH)2 |
Fe(OH)3 |
NaOH |
H2CO3 |
HF |
H2SO4 |
Mn(OH)2 |
FeO |
KOH |
H2S |
HBr |
H2SO3 |
Рабочие карточки.
Оксид углерода(IV) |
оксид алюминия |
оксид меди(II) |
сульфид натрия |
хлорид железа (III) |
сульфат алюминия |
оксид азота (I) |
оксид азота(II) |
оксид углерoда (II) |
сульфит магния |
карбонат кальция |
нитрат калия |
оксид железа (III) |
Гидроксид меди (II) |
оксид натрия |
силикат натрия |
хлорид железа (II) |
нитрат меди (II) |
соляная кислота |
Ортофосфор-ная кислота |
азотная кислота |
гидроксид железа (II) |
гидроксид кальция |
гидроксид алюминия |
серная кислота |
Фтороводород ная кислота |
угольная кислота |
гидроксид натрия |
гидроксид железа (III) |
Гидроксид магния |
сернистая кислота |
Сероводород ная кислота |
бромово дородная кислота |
тидроксид калия |
оксид железа (II) |
гидроксид марганца (II) |
Соревнование “Дай ответ”
Каждая команда получает круговые схемы. Разместите в этих кругах
I команда- формулы кислот.
II команда - формулы .оснований
Подберите формулы для заполнения области пресечения кругов. Ответ поясните. На работу 3 минуты. Ответ оценивается по 5-ти бальной системе.
В заключении жюри подводит итоги - подсчитывают общее число баллов, заработанных каждой командой, объявляет победителя.
Команда победитель - “5”- приз
Участникам личного зачета оценка в журнал.
Учитель благодарит за работу команды и жюри.
По результатам соревнований можно выпустить “Молнию” с фамилиями ребят, принесших командам наибольшее число баллов.
Литература: урок составлен по материалам газеты “Химия” приложение к газете “Первое сентября” прошлых лет.