Мир неорганических соединений

Разделы: Химия


Цели: Обобщить и систематизировать знания о свойствах основных классов неорганических соединений, закрепить понятия о генетическом ряде элементов, сформировать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, развить познавательную активность, совершенствовать навыки проведения экспериментальной работы.

Задачи: Правильно называть неорганические вещества, уметь пользоваться терминами и понятиями.

Девиз: “Учиться будем весело, чтобы хорошо учиться!”.

Ход урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы проведем урок - встречу 2-х команд, урок-соревнование. Соревнования бывают разные: спортивные, по профессиональному мастерству. А у нас пройдут соревнования по химическим знаниям о важнейших классах неорганических соединений. В учебной встрече - соревновании принимают участие - две команды: название команд. Соревнование судит жюри:

учитель химии и консультанты -старшеклассники. Итоги каждого этапа соревнований будут записываться в “отчет” на доске. Учебная встреча- соревнование состоит из следующих этапов.

  • личный зачет;
  • соревнование “Кто лучше”?
  • игра “Найти родственников”;
  • игра “Телеграмма”;
  • химический эксперимент;
  • игра “Номенклатура”;
  • соревнование “Дай ответ”?

Личный зачет.

Выполняет каждый ученик команды. Вопрос для ответа ученик определяет по жребию. Ответы оцениваются по пятибалльной системе. Время ответа 5-7 минут. Вопросы:

1. Укажите, какие из перечисленных веществ: оксид серы (IV), сульфат меди ( II), цинк, азотная кислота- могут реагировать с гидроксидом натрия. Запишите уравнения реакций. Назовите продукты реакций.

2. Укажите, в результате каких реакций образуется сульфат меди (II). Допишите уравнения этих реакций:

CuCl2+KON—> Cu + H24(paзб) —>
CuO + H24—> Cu(OH)2 + H24—>

3. Укажите те группы, в которых все вещества реагируют с соляной кислотой:

1. Hg, KOH, Н2 О 2. Fe (ОН)3, BaO, Zn

3. Н2 SO4, NaOH, СO2 4. К2 О, Mg, Ca (ОН)2
Напишите уравнения реакций с одной из выбранных групп.

4. Напишите уравнения реакций. Определите вещество А:
К—>К2О—>КОН—>Сu (ОН)2—>А Назовите его.

5. Приведите конкретный пример, иллюстрирующий генетический ряд:
металл—> оксид металла—>основание—>соль.

Запишите уравнения реакций.

6. Приведите конкретный пример, иллюстрирующий генетический ряд:
неметалл>оксид неметалла>кислота>соль.

7. Напишите уравнения реакций характерных для оснований.

8. Напишите уравнения реакций характерных для кислот.

9. С каким из данных веществ будут оксид кальция: HCL, NaOH, H2O, H2SO4, K2SO4
Составьте уравнения реакций. Назовите продукты.

10. Закончите уравнения практически осуществляемых химических реакций.

Ca(OH)2 + CuO—> H2SO4 + CuO—>
А1(ОН)3 + НС1—> HCl + Cu—>

I1. Составьте два уравнения реакций, в результате которых образуется соль сульфат меди (II).

12. С какими из данных веществ будут реагировать оксид серы (IV):
НС1, Ca (OH)2, Na Cl, H2O, ZnO. Назовите продукты реакций.

13. Напишите уравнения реакций нейтрализации, в результате которых образуются
соли: хлорид магния, сульфат алюминия, фосфат калия.

Соревнование; “Кто лучше?”

В течение 3 минут каждая команда отвечает на вопросы, написанные на 20 разноцветных карточках (для каждой команды - свой цвет), ответы проверяет жюри и присуждает за каждое правильно составленное уравнение 1 балл. Задание. Даны продукты реакций. Напишите исходные вещества.

1....= Са(ОН)2
2....=2Fe(NO3)3+3H2O
3...=BaSО4+2NaCl
4...=MgCl2+H2^
5...=K24+H2O
6...=NaH2PO4+H2O
7...=Al2(SO4)3+3H2O
8...=Na2SO4+2H2O
9...=Fe2O3+3H2O
10...=Ba(OH)2
11…= CaCO3
12...=ALC13+3H2O
13...=AgCl+HNO3
14..=Ca(OH)2+H2
15...=Cu(OH)2+Na2SO4
16....=Al2(SO4)3+3H2^
17...=2NaOH+H2O
8...= Na3PO4+3H2O 19...=Zn(NO3)2+2H2O
20..=CuO+H2O

Игра: “Найти родственников”.

Вещества задают вам вопрос “Родственники ли мы?”. Составьте генетический ряд и напишите уравнения реакций. По одному игроку от команды, ответ оценивается по 5-ти бальной системе. Время работы 3 минуты.

  1. Со2, CaSO4, H2So4, Сu(ОН)2, MgO, Cl2, FeO, , SO3, Н2О, MgSO3, СаСо3, Сu,S, Ca, H2CO3,H2SO3. (S ответ)
  2. MgO, HC1, А1(ОН)3, Н2О, Mg, Al, MgCl2,MgSO4, A1C13, SО3, Fe2O3, H2CO3, Mg(OH)2, CaSO4, Cl2, Ca. (Mg -ответ)

Игра: “Телеграмма”.

Пришла телеграмма:

Пропало вещество, вместо него появилось неизвестное с наименованием С. Назовите пропавшее вещество (письменно). Команды соревнуются кто быстрее, оценивается по 3-ти бальной системе.

a) Р2О52О—>А
б) СаО + Н2О—>B
в) А+В—>С

Ответ: С=Са3(РО4)2.

Химический эксперимент.

Выполняют по одному участнику от каждой команды по желанию. За каждое правильно выполненное превращение 1 балл. Время выполнения 3-5 минут, дополнительный балл за правила ТБ.

  1. Из имеющихся на столе реактивов получить гидроксид меди (II). Записать уравнение проведенной реакции.
  2. Проведите реакцию нейтрализации, используя имеющиеся на столе реактивы. Записать уравнение проведенной реакции.

Игра: “Номенклатура”.

Давайте знакомиться, предлагают жители мира неорганических соединений, ну а мы оценим Вашу коммуникабельность - качество необходимое в жизни каждому человеку. Каждая команда получает комплект игры “номенклатура”. Ваша задача как можно больше и правильно уложить соединений на соответствующие формулы. Продолжительность - 3 мин. За правильно уложенную карточку - 1 балл. Консультанты следят за игрой.

Основное игровое поле.

Al(SО4)

FeCl3

Na2O3

СuO

A12O3

CO2

KNO3

CaCO3

MgSO4

CO

NO

H2O

Cu(NО3)2

Fe Cl2

K2SiO3

Na2O

Cu(OH)2

Fe2O3

A1(OH)3

Ca(OH)2

Fe(OH)2

HNO3

H3PO4

HC1

Mg(OH)2

Fe(OH)3

NaOH

H2CO3

HF

H2SO4

Mn(OH)2

FeO

KOH

H2S

HBr

H2SO3

Рабочие карточки.

Оксид углерода(IV)

оксид алюминия

оксид меди(II)

сульфид натрия

хлорид железа (III)

сульфат алюминия

оксид азота (I)

оксид азота(II)

оксид углерoда (II)

сульфит магния

карбонат кальция

нитрат калия

оксид железа (III)

Гидроксид меди (II)

оксид натрия

силикат натрия

хлорид железа (II)

нитрат меди (II)

соляная кислота

Ортофосфор-ная кислота

азотная кислота

гидроксид железа (II)

гидроксид кальция

гидроксид алюминия

серная кислота

Фтороводород

ная кислота

угольная кислота

гидроксид натрия

гидроксид железа (III)

Гидроксид магния

сернистая кислота

Сероводород

ная кислота

бромово дородная кислота

тидроксид калия

оксид железа (II)

гидроксид марганца (II)

Соревнование “Дай ответ”

Каждая команда получает круговые схемы. Разместите в этих кругах

I команда- формулы кислот.

II команда - формулы .оснований

Подберите формулы для заполнения области пресечения кругов. Ответ поясните. На работу 3 минуты. Ответ оценивается по 5-ти бальной системе.

 

В заключении жюри подводит итоги - подсчитывают общее число баллов, заработанных каждой командой, объявляет победителя.

Команда победитель - “5”- приз

Участникам личного зачета оценка в журнал.

Учитель благодарит за работу команды и жюри.

По результатам соревнований можно выпустить “Молнию” с фамилиями ребят, принесших командам наибольшее число баллов.

Литература: урок составлен по материалам газеты “Химия” приложение к газете “Первое сентября” прошлых лет.