Цель: развитие познавательного интереса к русскому языку.
Задачи:
- повысить общую языковую культуру;
- помочь уч-ся расширить и закрепить знания по русскому языку, убедить, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах родного языка
Две команды.
Ведущий 1: “ Грамота – к мудрости ступенька”, - гласит старинная русская пословица. Русский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, к грамоте, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищнице научных знаний.
Ведущий 2: Правда, и неграмотные люди умеют разговаривать; с детства они от родных и окружающих их людей учатся живой речи, они склоняют, спрягают, строят предложения по грамматическим законам, хотя и не знают, что есть такие законы. Однако эти люди допускают много неточностей, неправильностей в речи, язык их беден и невыразителен, сложную по содержанию мысль едва ли они сумеют передать верно.
Только глубоко усвоив правила грамматики, можно научиться правильно и говорить, и писать, то есть стать действительно грамотным. А сейчас мы посмотрим, какая же из команд самая грамотная.
1. Конкурс “Разминка”.
Каждая команда по очереди отвечает на загадки – шутки.
1.Чем кончается день и ночь?
2. Что стоит посередине земли?
3.Чем кончается лето и начинается осень?
4. Что находится в начале книги?
5. Что мы слышим в начале урока?
6.Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе
не встретиться оно, а в огороде втрое?
2. Конкурс “Демосфен и скороговорки”
Ведущий 1: Я прочел вчера про знаменитого древнегреческого оратора Демосфена. В книге говорилось, что Демосфен много лет упражнялся, чтоб стать искусным оратором. Он ходил ежедневно на берег моря, набирал в рот камешков, закрывал глаза, чтобы шум морского прибоя напоминал ему гул людской толпы, и так, воображая себя окружённым слушателями, произносил речи. Неужели это могло быть на самом деле?
Ведущий 2 : В действительности могло быть, конечно, и по – другому. Это ведь предание, а не исторический факт. Но, по-моему, чтобы научиться говорить четко и выразительно, вовсе нет надобности брать камешки в рот. Лучше поупражняться в произношении замечательных скороговорок, которые бытуют в народе. Вот мы сейчас и проверим: хорошая ли дикция у участников нашего КВНа. Просим от каждой команды подойти по 5 человек. Каждому предлагается прочитать правильно скороговорку.
1.Идет с козой косой козел.
2. Архип осип, Осип охрип.
3. Мамаша Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.
4. Шла Саша по шоссе и жевала сушки.
5. Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп.
6. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
7. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
8. Водовоз вез воду из водопровода.
9. Ткет ткач ткани на платок Тане.
10. На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Ведущий 1: Чтобы наши болельщики не скучали, мы им предложим решить народную скороговорку- загадку.
Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок, сколько было галок? (Ответ: 3 палки и 4 галки).
3. Конкурс “Красна речь пословицей”.
Ведущий 1: Богатство языка определяется не только богатством словаря, но и разнообразием фразеологических сочетаний и оборотов, которые сложились издавна в народной речи и делают наш язык метким, гибким, красочным. К фразеологическим сочетаниям относят пословицы и поговорки, в которых отразилась мудрость народа. Недаром говорится: “Пословица не на ветер молвится”. А.М.Горький справедливо говорил: “…Пословицы… краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги”
Ведущий 2: Материалы к этому заданию находятся в беспорядке. Нужно разобрать их по парам, чтобы получились пословицы. ( Каждая команда получает по 12 карточек. Соединив начало и конец фраз, нужно быстро и правильно собрать 6 пословиц).
Первая часть | Вторая часть |
1) Новых друзей наживай, | а старых не теряй. |
2) Ученый водит, | а неученый следом ходит. |
3) Не отведав горького, | не узнаешь и сладкого. |
4) Корень учения горек, | А плод сладок. |
5) Дело веди, | А безделье гони. |
6) Ум без книги | что птица без крыльев. |
7) Лодырь да бездельник | им праздник и в понедельник. |
8) В умной беседе ума наберешься, | а в глупой – свой растеряешь. |
9) Человек от лени болеет, | а от труда здоровеет. |
10) Грамоте учиться - | всегда пригодится. |
11) Не спеши языком, | торопись делом. |
12) Кто хочет много знать, | тому надо мало спать. |
4. Конкурс “Ударение”
Ведущий 1: В стихотворном фельетоне В.Масса и М. Червинского “Между прочим” есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:
Говорил он, между прочим,
“Красив`ее”, “Мы так х`очим”,
“Д`осуг, ш`офер, пр`оцент, з`аем,
Кв`артал, п`ортфель, билитень”,
“П`оверх плана выполняем”,
“Агент зв`онит целый день”.
Найдите и исправьте речевые ошибки в данном отрывке. Задание одинаковое для обеих команд. Кто выполнит быстрее и правильнее, тот победил.
5. Конкурс капитанов
Ведущий 2: А теперь мы проверим грамотность наших капитанов. В некоторых местных говорах (диалектах), особенно в южнорусских, имеется склонность окончания – ов, -ев, характерные для существительных мужского рода, распространять на средний и женский род (местов, делов, болотов и т.д.)
Напишите следующие существительные в родительном падеже множественного числа.
Сапог, носок, чулок, простыня, кочерга, гектар, килограмм, грамм, рельс, валенок, погон, аршин, зять, курица, туфля, судья, блюдце, дупло, свеча.
Пока капитаны выполняют задание, зрителям предлагается ответить на загадки – шутки.
- Что можно видеть с закрытыми словами? (сон)
- Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (тень)
- Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)
- Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)
- Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
- Каким поясом не подпояшешься? (климатическим)
- Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? ( Ни одной - все их нужно положить)
- Мой первый слог – предлог,
Второй – сигнал беды.
А весь я иногда
Вам нужен для воды. (Насос).
6. Конкурс “Отыщите приставки”.
Ведущий 1: Определите, какие из данных слов имеют приставки по-, приставку под- или подо- и какие вовсе не имеют приставки.
Задание первой команде.
Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить.
Задание второй команде.
Подождать, подовый (пирог), подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник.
Ведущий 2: Вот вы и справились с последним заданием. А теперь наше жюри подведет итоги.
Награждение победившей команды, проигравшая команда получает утешительные призы.