Цели урока:
Образовательные – повторить, углубить, обобщить приобретённые знания и вызвать интерес к урокам физики.
Развивающие – развивать логическое мышление, расширяя кругозор у уч-ся. развивать способность к исследовательской в 4-х минигруппах.
Воспитательные – закрепить навыки, используя игровые моменты.
Тип урока: урок с элементами практической работы, игры
Оборудование: Доска, опорные конспекты, компьютер с разработкой урока, экран, мультимедийный проектор, книга, оборудование для опытов
План урока:
- вводная часть - 3 мин.
- основная часть, выступления команд
- закрепление материала, игра-кроссворд
- подведение итогов
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами поговорим о самом распространенном веществе на Земле - о воде. На уроке мы совершим необычное путешествие в город Водоград. Путь к городу будет нелёгким. Чтобы продвинуться вперёд, вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы.
Была проведена следующая подготовительная работа:
- Учащиеся класса заранее распределились и объединились в мини-группах примерно по шесть человек. Группы получили названия: “ПАР”, “ЛЁД”, “ВОДА”, “КРУГОВОРОТ”.
- Каждая группа получила ряд вопросов по физике, а
также задание представить свое исследование в
форме короткого устного рассказа,
подкрепленного иллюстрациями.
Заранее под руководством учителя были созданы слайды, иллюстрирующие доклад каждой группы.
Учитель просит детей обратить внимание на тему урока:
“Вода и её свойства”
Среди учащихся выбирается жюри, которое ставит оценки командам.
Оценочный лист
Команда “_____________________” оценивается по 5-бальной системе
Этап | Разминка | I станция | II станция | III станция | Нарисуй эмблему | Игра-кроссворд |
Оценка |
Учитель: Желаю вам удачи!
Перед началом игры мы проведём разминку. Даётся задание – загадки:
Задание: Отгадайте, о чём идёт речь?
- Я вода, да по воде же и плаваю. (ОТВЕТ: лёд)
- Ну-ка в горсть её схвати – не удержится в горсти. (ОТВЕТ: вода )
- Без рук, без ног не мал клочок, кверху ползёт. (ОТВЕТ: пар)
Что объединяет эти загадки, и в чём их отличия?
(ОТВЕТ: речь идёт о воде. Находится она в трёх агрегатных состояниях – твёрдом, жидком, газообразном. Вода может переходить из одного агрегатного состояния в другое)
Жюри оценивает ответы
II. Учитель: А теперь в путь!
I станция. “Агрегатное состояние вещества”
Учитель: Я предлагаю каждой команде получить карточку, в которой указано агрегатное состояние вещества. Определите, о каком агрегатном состоянии идет речь. (см. Приложение №1)
Жюри оценивает ответы
II станция. Визитная карточка команд.
Учитель: А теперь команды расскажут нам о своем агрегатном состоянии вещества. Начинает выступление команда “ПАР”.
Команда “ПАР” – Карточка №1
- Что такое парообразование?
(ОТВЕТ: процесс превращения жидкости в пар) - При какой t° =?° C вода превращается в пар при
нормальном атмосферном давлении?
(ОТВЕТ: вода превращается в пар при t° =100° C) - Почему на вершине Эльбруса вода кипит при t° =82° C
(ОТВЕТ: на вершине Эльбруса давление равно 415мм. рт.ст., этому давлению соответствует температура кипения воды t° =82° C ) - Задание к опытам - Определите V испарившейся жидкости и сделайте вывод, от чего зависит испарение. Условие : t° C = Комнатная и t° = 50 ° C и сосуды разной формы (блюдце, стакан).
Совместно с учителем уч-ся свои ответы подтверждают показом опытов. Опыт №1 (см. Приложение №3)
Уч-ся представляют ответы-сообщения, взятые из книги по физике (под руков. Л.Д.Ландау, Л.И. Китайгородский “Физика для всех” кн.2, изд. Москва “Наука” 1978 г. стр.82). См. Презентацию (слайд №2); Приложение №2 (сообщение 1).
Команда “ВОДА” - Карточка №2
- Почему летом озёра и реки долго не пересыхают?
(ОТВЕТ: высокая удельная теплота парообразования) - Благодаря какому свойству вода остывает
медленно?
(ОТВЕТ: высокая теплоёмкость воды) - Чем отличается чистая вода от морской?
(ОТВЕТ: плотностью) - При какой t° C =? вода имеет самую большую
плотность?
(ОТВЕТ: самая большая плотность воды при t° =+4° C)
Сообщение “Свойство воды”.
Совместно с учителем уч-ся свои ответы подтверждают показом опытов №2, №3. (см. Приложение №3).
Уч-ся представляют ответы-сообщения, взятые из книги по физике1 (под руков. Г.С.Ландсберга, изд. Москва “Физматлит”; В.Шабловский. “Занимательная физика”- Санкт-Петербург, “Тригон”. 1997 г., стр.105). См. Презентацию (слайд № 3), Приложение №2 (сообщение 2).
Команда “ЛЁД” - Карточка №3
- Что будет происходить с водой, если ее охладить?
(ОТВЕТ: она будет кристаллизироваться) - При каких условиях вода превращается в лёд?
(ОТВЕТ: температура кристаллизации воды 0° C.) - В какую погоду образуются сосульки?
(ОТВЕТ: в солнечную, морозную погоду нагревается снег на крыше и тает, а вода стекая на теневую сторону замерзает)
Совместно с учителем уч-ся свои ответы подтверждают показом опытов №4, №5. (см Приложение №3).
Уч-ся представляют ответы-сообщения, взятые из книги по физике (под рук. Л.Д.Ландау, Л.И. Китайгородский “Физика для всех” кн.2, изд. Москва “Наука” 1978 г. стр.95) См. Презентацию (слайд №4), Приложение №2 (сообщение 3).
Команда “КРУГОВОРОТ” - Карточка №4
- Как называется процесс, противоположный
испарению?
(ОТВЕТ: при соприкосновении водяного пара с холодной поверхностью он превращается в капельки воды) - Куда исчезает вода при испарении?
(ОТВЕТ: она превращается в невидимый пар) - Почему вода не пропадает?
(ОТВЕТ: вода совершает постоянный круговорот. Круговорот начинается с испарения)
Совместно с учителем уч-ся подтверждают свои ответы показом слайда №5 (см. Презентацию) с объяснением.
Уч-ся представляют ответы-сообщения, взятые из книги по физике (Зигфрид Ауст. Погода. – изд. “Слово”. 1994г. (Серия “Что есть что”). См. Презентацию (слайд №5).
Жюри оценивает ответы и выступления команд
III станция. Конкурс капитанов “Отгадай”
Учитель: Вода – это уникальное вещество, ею можно любоваться часами. Она пробуждает вдохновение у художников, писателей и поэтов. Стихи известных поэтов помогают нам изучать явления природы. Перед вами - строки стихов. Прочитайте их и определите, о каком явлении идет речь.
Ю. П. Кузнецов “ Самовар”
Вот самовар, мерцающий, потливый,
Стоит со шпорой крана, как петух.
ВОПРОС: Когда самовар бывает “потливым”?
М. Ю. Лермонтов “Боярин Орша”
…Светает. В поле тишина.
Густой туман, как пелена
С посеребренною каймой,
Клубится над Днепром-рекой.
ВОПРОС: Почему над рекой образуется туман?
А. С. Пушкин Евгений Онегин
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель. О, да Е.
ВОПРОС: Почему на окне конденсируется водяной пар?
Ф. И. Тютчев “Утро в горах”
Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.
ВОПРОС: Почему склоны высоких гор бывают в тумане?
Жюри оценивает ответы
Пока проходит конкурс капитанов, основные группы нарисуют эмблему своей команды и герб города “Водоград”. См.Презентацию (слайд №6)
Жюри оценивает рисунки
III. В качестве повторения учитель предлагает отгадать кроссворд.
См. приложение Презентации. Игра - кроссворд сл.№7-8
Подведение итогов: жюри подводит итоги всех конкурсов.