Повышение двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия

Разделы: Работа с дошкольниками


Движение составляет основу любой детской деятельности. “Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями ”[1]. Движение для детей – это лекарство, которое помогает развитию и становлению жизненно важных систем организма.

Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития, до 62% детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии, к старшему возрасту до 70% [2].

Антропометрический анализ (по данным роста, веса, окружности грудной клетки) [2] свидетельствует, что показатели веса у детей с нарушением зрения выше на 10–15% по сравнению с нормально видящими, а показатели роста ниже на 5–7%, чем у здоровых сверстников. Это происходит по причине не достаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориентацией детей с нарушением зрения.

Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Частота случаев нарушений составляет 60–65% и зависит от характера зрительной патологии.

Например, при косоглазии, миопии ребёнок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее видение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.).

Неправильно сформированные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для большего проявления различных нарушений (плоскостопие, деформация нижних конечностей).

Дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих сверстников (в 3–4 раза чаще отклонений в физическом развитии).

В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, фрагментарность, пропуск деталей техники движений, повторения упражнения с ошибкой, появление пауз при выполнении различных заданий, несформированность пространственных представлений, затрудненно само восприятие движений, быстрая утомляемость и вследствие этого потеря интереса к выполняемым заданиям [2].

В коррекционно-педагогической работе необходимо проводить активизацию зрительных функций через активную двигательную деятельность детей с нарушением зрения.

Известно, что любое статическое положение для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста не является комфортным, если оно достаточно длительно и связано с монотонными движениями. Это может вызвать ненужные напряжения некоторых мышц ребёнка, снизить эмоциональный фон занятий. Поэтому необходимо искать пути повышения двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях по развитию зрительного восприятия.

Правильная организация коррекционных занятий улучшает психическое и физическое развитие детей, их двигательную активность.

В этой работе сделаем акцент на движении, как связующем звене комбинированного занятия тифлопедагога.

Мы поставили задачу – создать новую форму комплексного тифлопедагогического занятия с оригинальным содержанием, основанном на различных двигательных действиях ребёнка.

Согласно такой установке произойдет повышение двигательной активности детей на коррекционном занятии тифлопедагога.

Это актуально: во-первых, у детей с нарушением зрения необходимо формировать зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения); во-вторых, повышение двигательной активности за счёт увеличения разнообразия движений является пропедевтикой различных двигательных актов и физических упражнений.

Изучая новинки коррекционно-методической литературы, обратили внимание на замечательную методику М.А.Мишина, Е.В.Козловой под названием “Упражнения с карточками” с использованием сетки и прищепок при проведении тифлопедагогического занятия в сочетании с двигательной активностью детей с нарушением зрения.

Взяв за основу методику М.А.Мишина, мы составили серию игр-упражнений (по темам) для детей с нарушением зрения конспекты занятий с использованием сетки и прищепок, которые интегрировано, решают задачи по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения, позволяют повысить двигательную активность, поддерживают интерес к выполнению задания.

Предлагаем несколько игр-упражнений.

Необходимое оборудование: сетка, прищепки, тематические карточки.

1. “Жмурки с прищепками”.

Цель: развитие мелкой моторики, координации сил пальцев, ориентировки.

Один ребёнок прикрепляет прищепки на самом себе на одежду, другой – голящий, с закрытыми глазами ищет их и снимает.

2. “Быстрые пальчики”.

Цель: развитие мелкой моторики, координация силы пальцев.

Играют 4–6 детей (2–3 – команды по 2 игрока в каждой). По сигналу ведущего один игрок начинает и заканчивает прикреплять прищепки на другого игрока. Затем ребёнок, на котором прикреплены прищепки, сам снимает их и считает. “Быстрые пальчики” считаются у той команды, которая больше набрала прищепок.

3. “Собираем урожай”.

Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительных функций, классификация овощей и фруктов, пропедевтика упражнение из различных исходных положений.

Ребёнок снимает с сетки карточки с изображениями фруктов (овощей), выполняет задания из разных положений (стоя на коленях, стоя на правой (левой) ноге, лёжа на животе).

4. “Бабушкины помощники”.

Тема: овощи – фрукты.

Цель: повышение двигательной активности, развитие зрительной функции, классификация овощей и фруктов по форме (продолговатая и круглая).

Детям предлагают помочь бабушке собрать и разложить урожай по блюдам. Одному ребёнку дают поднос продолговатой формы, другому – тарелку круглой формы. Они снимают с сетки карточки с изображением овощей и фруктов соответствующей форме их посуды.

5. “Собираем букет из цветов”.

Тема: цветы, деревья.

Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики, ориентировки, упражнение в выделении лишнего предмета (по цвету, по форме, по размеру, по названию).

Ребёнок находит на сетке (по словесно инструкции вверх левом углу, в нижнем правом, в центре и т.д.) из 4-х картинок с изображением цветов одну лишнюю и снимают с сетки, собирает свой букет цветов.

6. “Весенний (осенний) веночек”.

Тема: цветы, листья.

Цель: зрительное внимание, пропедевтика упражнений из разных исходных положений, повышение двигательной активности детей, выкладывание веночка в определенной последовательности (по образцу)

Ребёнок продолжает закреплять на сетке цветы (листья) в определенной последовательности (по образцу) т.е. плести веночек. Выполняет из разных исходных положений: стоя на носках, стоя на коленях, лежа на животе, стоя на одной ноге.

7. “Соберем автомобиль”.

Тема: транспорт.

Цель: собрать и сложить из геометрических фигур по образцу целое изображение (грузовую машину), развивать зрительные функции.

Ребёнок рассматривает схему грузовой машины (образец из геометрич.фигур). На сетке (заводе) висят геометрич.фигуры (детали на 2–3 – больше, чем необходимо по образцу) ребёнок отправляется “на завод” и набирает необходимые детали для сборки машины (можно собрать самолет, корабль, легковой автомобиль).

8. “Знатоки транспорта”.

Тема: транспорт.

Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику, классификация транспорта по назначению.

Карточки с изображением транспорта (варианты в цветовом изображении, в контурном, в силуэтном) висят на сетке (верхняя часть – воздушный транспорт, средняя часть сетки – наземный транспорт, нижняя часть сетки – водный транспорт). “Самоделкин” готовится к поступлению в школу “Водителей всех видов транспорта” ребёнок проверяет правильно ли “Самоделкин” сдал экзамен, находит ошибки и исправляет их.

9. “Что движется быстрее?”

Тема: транспорт.

Цель: развитие зрительной функции, зрительного пространственного ориентирования, повышение двигательной активности, выделение транспорта по скорости движения.

Ребёнок выбирает карточки со стола с изображением транспорта в зависимости от скорости его движения (от самого медленного до самого быстрого) – велосипед, машина, самолет, ракета и т.п. Карточки берет по одной и располагает на сетке снизу вверх

Варианты: расстояние от стола к сетке ребенок прыгает на 2-х ногах, на 1-й ноге, возвращается спиной вперед.

10. “Помоги маме развесить бельё”.

Цель: Развитие согласованности деятельности рук детей, тренироваться прикреплять предмет (одежду кукол) на вертикальную сетку, развитие пространственной ориентировки.

У ребёнка в одной руке прищепка, в другой – один предмет одежды кукол, он “прикрепляет” (развешивает) его на сетке.

Варианты: упражняться в квалификации – одежда для мальчиков, для девочек; головные уборы; зимняя – летняя одежда. Кто быстрее; в любом месте на сетке; как можно выше (ниже); на среднем уровне; в правой (левой) части сетки…

11. “Ветерок”.

Цель: Учить выполнять дыхательные упражнения.

Ребёнок переходит на противоположную сторону сетки и дует на любую карточку, располагаясь прямо перед ней. Силой воздушного потока ребёнку необходимо отклонить карточку от вертикали и увидеть, что на ней изображено. (можно менять исходное положение: стоя на коленях, стоя, лёжа; регулировать силу воздушного потока – один вдох, три выдоха).

12. “Волшебная палочка”.

Цель: Развитие глазомера, координация движений.

Карточки висят на сетке другой стороной, ребёнок должен перевернуть карточку палочкой и увидеть, что на ней изображено (выполнять можно с определённого расстояния, из разных положений).

13. “Собери картинку”.

Цель: Собрать и составить из частей целое изображение.

Ребёнку предлагается целая картинка для запоминания. На сетке висят части такой же картинки и несколько лишних. Ребёнку необходимо выбрать нужные части и собрать целую картинку.

14. “Забавное зеркало”.

Цель: Выполнение гимнастических упражнений в сочетании со зрительной гимнастикой.

Выполняется в паре. Дети располагаются друг против друга (сетка между ними). Один – ведущий, другой – ведомый. Ведомый непрерывно стремится зеркально воспроизвести движения ведущего. (Можно с предметами в руках: кубики, флажки, кегли).

15. “Доставалочка”.

Цель: Тренировать мышцы спины, рук, туловища, шеи, соизмерять расстояния между выбранными карточками с размахом своих рук.

Ребёнок находит на сетке такие карточки, расстояние между которыми соответствует максимальному расстоянию между ладонями (пальцами) вытянутых в сторону рук. Ребёнок сначала зрительно выбирает на сетке две карточки, затем подходит и прикладывает к ним руки (выполняется 3 раза – с наклоном влево (вправо), в основной стойке). Продолжительность растягивания рук 3–4 секунды.

16. “Запомни и найди”.

Цель: Развитие зрительной памяти, зрительно-моторной координации, последовательной ориентировки в микро- и макро- пространстве.

Ребёнок переворачивает карточку на столе, запоминает её, и идёт искать такую же на сетке. Находит, снимает и сравнивает с лежащей на столе (от стола к сетке можно: допрыгать, проползти на четвереньках, перешагивая через препятствия).

Перечисленные игры-упражнения – это фрагменты из разных интегрированных занятий по развитию зрительного восприятия с использованием сетки и прищепок, которые позволили повысить двигательную активность для детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога. (Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия смотреть в приложении № 1).

Другой интересный метод с использованием гимнастического катка, предложенный Мишиным М.А., я использую в качестве глазо-двигательной гимнастики, физкультминутки, активизации зрительных функций и развития зрительно-двигательно-пространственной ориентировки.

Предлагаю несколько игр-упражнений.

Оборудование: гимнастический каток, схема движения.

1. “В гости к бабушке”.

Цель: упражнять прослеживающую функцию зрения, корригировать нарушение осанки, упражнять в наклонах.

Ребёнок прокатывает каток по линии слева направо и в обратном направлении (дорожки из сплошной линии и из точек). В процессе данного упражнения дети многократно приседают, потягиваются, наклоняются в разные стороны и делают вращательные движения в суставах рук.

2. “Фотографы”.

Цель: та же, развивать зрительную память и внимание.

Ребёнок прокатывает каток по линии и старается запомнить, “сфотографировать” картинки, встретившиеся ему на пути. В конце он сообщает, какие фотографии сделал.

3. “Веселый поезд”.

Цель: та же, развитие зрительного внимания.

Дети (3–4) двигаются друг за другом, прокатывая каток по линии, изображая поезд с вагонами, и напевают песню “Мы едем, едем, едем…”

Игры-упражнения с гимнастическим катком позволили расширить арсенал коррекционных упражнений, проводя их в новой, интересной для детей форме.

В детском саду мной оборудована сенсорная комната, в которой наряду с развитием зрительного восприятия, ощущений использую игры-упражнения, способствующие развитию движений, ориентировке в пространстве.

Игры-упражнения проводятся в затемненной комнате. Оборудование: фонарик, кубики, дорожки, канат.

  1. “Перейди через ручеёк по бревнышку” – ребёнок проходит босиком по канату, освещая себе путь фонариком.
  2. “Не провались в болото” – ребёнок проходит по дорожке, наступая на нарисованные следы, освещая себе путь фонариком.
  3. “Полоса препятствий” – ребёнок перешагивает через кубики разной высоты, освещает себе путь фонариком.
  4. Игра-развлечение “Поймай зайчика” – в сенсорной комнате в темноте по полу “бегут” огоньки от светящегося шара. Ребёнок “ловит” руками (наступает ногами) лучики света.

Таким образом, мне удалось создать сеть интегрированных занятий для детей с нарушением зрения, в которых задачи формирования зрительного восприятия и интеллектуального развития тесно связаны с двигательной активностью детей.

Таблица сравнительных результатов двигательной активности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на занятиях тифлопедагога.(%)

Занятие

Исследуемые параметры

Время общих движений детей Время активности детей, поддержание интереса Время, затраченное на развитие мелкой моторики Время ориентировки в большом пространстве Скорость выполнения заданий Снижение утомляемости
Традиционное

25

60

35–60

25

60–90

60

Интегрированное

80

90

80

80

40–90

90

Как эти занятия повлияют на общее физическое развитие детей, т.е. на формирование осанки, скорость выполнения движений, ловкость и т.д. – это уже следующий этап моей исследовательской работы.