Форма урока выбрана не случайно. По мнению С.А.Шмакова, ведущего исследователя игр, “Игра - одно из интереснейших явлений культуры. Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные”. [1]
Во время игры раскрываются скрытые способности ребенка: кто-то, оказывается, хорошо рисует и может подготовить плакаты и рисунки для проведения конкурса, кто-то пишет стихи, а кто-то будет страстным болельщиком. Я не первый год провожу этот урок. Из года в год вносятся изменения, меняется урок, меняются дети, но постоянно то, что после проведения его долго остается состояние праздника, блеск в глазах детей.
Когда начинаем изучать тему “давление”, я спрашиваю ребят: “Как вы относитесь к тому, чтобы провести урок в форме КВН?”. Объясняю, что это игровой урок, но к нему придется готовиться не только мне, но и им, что надо будет прочитать дополнительную литературу, самостоятельно выбрать вопросы для соперников. И всегда в ответ получаю согласие. Самое главное то, что принять участие в подготовке к уроку, согласны все ребята. Они рисуют плакаты, часами сидят в библиотеке.
Игра рассчитана на 45 минут. Класс делится пополам. Заранее идет распределение обязанностей: 7 человек команда вместе с капитаном, художники, болельщики.
Команды сами выбирают себе название. Например: “Веселые ребята” и “Мушкетеры”.
Ход урока.
Звучит музыкальная заставка:
“Мы начинаем КВН.
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого…”
Учитель:
Мы начинаем наш необычный урок. Он, действительно, никого не оставит в стороне.
Учитель представляет членов жюри (это свободные от уроков учителя), команды и их капитанов. Состязание состоит из 6 конкурсов: [2]
- Конкурс “Приветствие”. Это визитная карточка команды – максимальная оценка 3 балла.
- Конкурс “Разминка” – 5 баллов.
- Конкурс “Путешествие” – 5 баллов.
- Конкурс болельщиков. 3 балла.
- Конкурс “Эрудитов” - 7 баллов.
- Конкурс капитанов. – 5 баллов.
После жеребьевки команды по очереди представляют свое “Приветствие”, в котором они обосновывают свое название и говорят свой девиз.
Команда “Мушкетеров” объясняет свое название тем, что они “как мушкетеры” очень смелые, находчивые. Они могут найти выход из любой ситуации и, потому, их девиз: “Вперед! Только вперед, к победе!”.
Вторая команда объясняет свое название тем, что они очень веселые, остроумные. Им это очень помогает в учебе и поможет в игре. Их девиз: “Дайте нам точку опоры, и мы победим!”, а также поют свою песенку:
Дорогого Архимеда не забудем никогда.
Свойства жидкости и газа
Будем помнить мы всегда.
Будем в ванне мы купаться,
Слово “Эврика!” кричать,
Если опыт нам удастся,
Можем Землю мы сдвигать.
После каждого конкурса жюри объявляет результат.
Следующий конкурс “Разминка”.
Команды подготовили по 5 вопросов, которые поочередно задают друг другу.[3,4] На обсуждение вопроса дается по 20 секунд.
Вопросы:
- В два одинаковых сосуда налили одинаковые
объемы воды и керосина. В каком сосуде давление
на дно будет больше?
(В сосуде с водой, так как плотность воды больше). - Зачем у лопаты верхний край, на который
наступают, изгибают, а лезвие лопаты заостряют?
(В первом случае – чтобы уменьшить давление на стопу, во втором – чтобы увеличить давление на землю). - Какой ученый первый указал на существование
атмосферного давления?
(Отто фон Герике) - Кто первый придумал воздушный шар, и кто первый
совершил кратковременный полет?
(Братья Монгольфье. Путешественники – овца, петух, утка). - Почему водным животным не нужен прочный скелет?
(Средняя плотность живых организмов населяющих водную среду мало отличается от плотности воды, поэтому их вес почти полностью уравновешивается Архимедовой силой). - От сжатия легких объем кита уменьшается, что
уменьшается вместе с ним?
(Выталкивающая сила). - Почему на земле гусь тяжелый, а на воде легкий?
(Особенности поведения тел на воде связаны с малым трением и наличием выталкивающей силы). - Почему Торричелли для опыта выбрал ртуть?
(У ртути плотность больше, чем у остальных жидкостей). - От чего зависит сила Архимеда?
(Сила Архимеда зависит от плотности жидкости, от объема погруженной части тела). - Где легче плавать: в пресном озере или море?
(Плотность морской воды больше, чем плотность обычной воды).
Следующий конкурс – “Путешествие”.
Одной команде предстоит путешествие в горы (на высоту до двух километров). Второй - на дно озера (на глубину не более 40 метров).
Команда, отправляющаяся в горы, должна объяснить: как они будут определять высоту подъема, имея барометр; какой рюкзак они выберут; что они будут чувствовать, поднимаясь в гору.
Команда, отправляющаяся под воду, рассказывает о своем снаряжении, в которое входят баллоны со сжатым воздухом, маски, ласты. Желательно назвать фамилии изобретателей акваланга (Ж. Кусто и Э. Гальяна). На рассказ им дается 3 минуты, на подготовку 10 минут.
Пока “путешественники” готовятся, мы приступаем к конкурсу – болельщиков.
Его еще можно назвать “Отгадай!”. Поочередно выходят по одному болельщику от каждой команды, берут карточку, читают ее. Затем мимикой и жестами показывают своей команде, что в ней написано.[2] Болельщики в течение одной минуты должны отгадать, что они изображают. Задания заключаются в следующем: надо изобразить воздушный шар, шар Паскаля, сообщающиеся сосуды, опыт Торричелли, фонтан, барометр.
За это время “путешественники” подготовили свой рассказ и представляют его.
Следующий конкурс – “Эрудитов”.
Приглашаются по 3 участника из каждой команды. Получают кроссворд с заданием. За 5 минут они должны его разгадать.
Вопросы к кроссворду:
- Единица давления. (Паскаль)
- Итальянский ученый, впервые измеривший атмосферное давление. (Торричелли)
- Прибор, применяемый для определения глубины морей, действие которого основано на явлении отражения ультразвука. (Эхолот)
- Аппарат, предназначенный для изучения морских глубин. (Батискаф)
- Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)
- Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
- Глубина, на которую судно погружается в воду. (Осадка)
За это время жюри проводит оценку плакатов, которые готовили команды. (На конкурс представляются плакаты в поддержку своей команды и рисунки по тематике КВН).
Эрудиты сдают кроссворд. Ключевое слово – АРХИМЕД.
Последний конкурс – конкурс капитанов. Он состоит из двух частей. Первая часть – это конкурс блиц. Учитель называет слова, а капитаны по очереди (быстро) должны ответить, что это: физическая величина, фамилия ученого или единица измерения.
- Давление (физическая величина).
- Манометр (прибор для измерения давления).
- Сила (физическая величина).
- Торричелли (итальянский ученый).
- Барометр (прибор для измерения атмосферного давления)
- Паскаль (единица измерения и фамилия ученого).
- Ареометр (прибор).
- мм. ртутного столба (единица измерения).
Вторая часть – капитанам предлагается провести свой первый урок по физике так, чтобы ученики заинтересовались и полюбили предмет.
Жюри подводит общий итог и объявляет результат.
Литература.
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры, - М.: Новая школа, 1994 г.
- И.Я.Ланина. Внеклассная работа по физике, - М.: Просвещение, 1977 г.
- Г.Н.Степанова. Сборник вопросов и задач по физике (для 7-8 классов),- Санкт-Петербург.: Специальная литература, 1995 г.
- А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, - М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.