Урок русского языка в 5-м классе "Буквы -З- и -С- на конце приставок"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. помочь учащимся определить условия выбора букв з и с на конце приставок, научиться применять правило в практической деятельности;
  2. прививать любовь к природе;
  3. развивать умение правильно выделять приставку в слове, формировать умение определять условие выбора букв з или с на конце приставок и правильно писать их, развивать устную монологическую речь, умение сравнивать, делать выводы и обобщения.

Оборудование:

  1. Карточка №1. (Текст с целью проверки умения учащихся писать приставки одновариантные.)
  2. Материал для наблюдения.
  3. Алгоритм « Буквы з и с на конце приставок».
  4. Материал лингвистической задачи.
  5. Карточка №2 (для работы по выбору уч-ся.)
  6. Толковый словарь С.И.Ожегова.
  7. Карточки для индивидуальной работы учащихся, имеющих низкие учебные возможности.
  8. Тест на определение уровня обучаемости по теме урока.

1.Актуализация знаний учащихся о правописании приставок, которые являются одновариантными.

1.1.Индивидуальные задания на карточках учащимся, испытывающим затруднения в усвоении материала.

1.2.Прочитайте запись на доске. Можно ли её назвать текстом? Почему? Озаглавьте текст.

Спишите текст, который напечатан в карточке №1, вставьте пропущенные орфограммы, графически обозначьте их.1 учащийся работает с текстом у доски.

Наступила весна. Солнце согнало снег (с) полей. В пожелтевшей прошлогодней травке проглядывают свежие зелёные стебельки. На деревьях раскрываются почки и (вы)пускают молоденькие листочки.

Выполните взаимопроверку, сравнив выполненное задание с работой на доске и послушав объяснение.

1.3.Назовите слова, в составе которых есть приставка.

(Наступила, согнало, пожелтевшей, проглядывают, раскрываются, выпускают).

Хочу обратить ваше внимание на про-. Её следует отличать от приставки пра-, которая указывает на древность чего-то или кого-то: прабабушка ,праязык.

Обратите внимание на остальные слова с приставками. Какое из них лишнее? Почему?

(Раскрываются, т.к. в этом слове рас-, которая не относится к группе приставок, пишущихся одинаково.)

1.4.Послушайте устный монологический ответ о правописании гласных и согласных в приставках. Дополните ответ своими примерами. Дайте рецензию.

2.Сообщение темы и целей урока. Самоцелеполагание учащихся.

3. «Открытие» нового знания.

3.1.Материал для наблюдения.

  • разгораться, растаять
  • вздрогнуть, всходить
  • бездонный, бескрайний
  1. Прочитайте слова.
  2. Есть ли в них приставки? Выделите их.
  3. Сравните пары слов, записанных в разных столбиках. Чем отличаются в них приставки?
  4. Сравните произношение и написание конечной согласной в приставках.
  5. Можете ли вы определить, от чего зависит выбор букв з или с на конце приставок?
  6. Сделайте вывод.

3.2.Проверьте себя по учебнику.

Прочитайте правило на странице 166. Повторите его и проговорите друг другу.

3.3.Чтобы научиться применять правило, составим алгоритм.

  1. Убедись, что орфограмма вØ. Выдели её.
  2. Определи, перед каким согласным стоит приставка?
  • перед звонкими
    [б,в,г,д,ж,з,й,л,м,н,р]
    Пиши з разбудить
  • перед глухими
    [п,ф,к,т,ш,с,ч,ц,щ,х]
    Пиши с раскрыть

Отличай от слов с с- ( сбить, сдать, сгиб и т.д.) и слов, начинающихся с з ( здесь, здание, здоровье, ни зги ( не видно ) и др. )

4.Первичное закрепление.

4.1. Пользуясь алгоритмом, выполните упражнение 423. (У доски с проговариванием алгоритма.)

4.2. Решите лингвистическую задачу. Прочитайте слова с приставками на -з,- с. Почему они распределены в три группы? Какая из групп может вызвать у вас наибольшие затруднения?

безграничный

безвкусный

распахнуть

исправить

 

беззвёздный

рассвет

исследовать

бессонный

 

расчёт

расчётливый

бесшумный

безжизненный

расщедриться

рассчитать

1 группа: приставки в словах пишутся и произносятся одинаково.

2 группа: слова содержат удвоенные согласные, которые при произношении сливаются в долгий звук. Нужно правильно выделить значимые части слова, подобрав однокоренные слова, чтобы не ошибиться в написании.

3 группа: сочетания выделенных букв обозначают звуки, которые затрудняют написание слов. Нужно правильно подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень.

4.3. Словарная работа.

Запишите в тетрадь слова: расчёт, расчётливый, рассчитать.

- Что вы можете о них сказать?

- Докажите это, выяснив лексическое значение слова расчёт (см. словарь С.И.Ожегова.)

  1. Расчёт. ( см. рассчитать ) Произвести исчисление чего-нибудь. Рассчитать стоимость товара.
  2. Предусмотреть, заранее определить (рассчитал, что всё обойдётся благополучно.)
  3. Намерение, предположение. Поездка не входит в мои расчёты.
  4. Увольнение с полной выплатой заработанного. Получить расчёт.
  5. Экономия, бережливость. Во всём соблюдать расчёт.
  6. Воинское подразделение, обслуживающее орудие. Орудийный расчёт.

- Разберите слова по составу.

- Составьте с одним из слов словосочетание или предложение.

Обратите внимание на слова, которые похожи по произношению, но отличаются по значению и написанию.

Рассвет, расцвет.

-Выделите в них корень и приставку.

-Объясните значение слов.

Рассвет-1.время перед восходом солнца, начало утра. Встать на рассвете.

2.перен. ранний период, начало чего-то. На рассвете жизни.

Расцвет-1(см.расцвести) распустить бутоны, дать цветки. Розы расцвели.

2. высшая степень развития чего-нибудь, подъём. Расцвет культуры.

-Подберите однокоренные слова к слову рассвет.

Рассветный, свет, светать, рассветать.

-Составьте с одним из них предложение.

4.4.Синтаксический разбор предложения.

На рассвете насекомые и цветы сладко спят.
(На рассвете лес наполняется радостным пением птиц.
Светает, и молочный туман начинает рассеиваться.)

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Предлагаю вам выполнить задание по выбору: упражнение 424 или карточку №2.

(1учащийся за доской выполняет упражнение 424).

Самопроверка.

Карточка №2.

Вставьте пропущенные орфограммы. Графически обозначьте условия выбора букв з или с на конце приставок.

Отцветает черёмуха.

По крапиве ра. сыпались белые лепестки: (от)цвета..т черёмуха. Зато ра.цвела бузина и з.мл.ника. Некоторые бутоны ландышей тоже ра.крылись. Взошедший овёс з.лёными солдатиками ра.ставился по чёрному полю. Всё инт.ресно: каждая мелочь в жизни бе.численных растений ра.сказывает о движении всей жизни на земле.(М.Пришвин.)

6.Повторение. Рефлексивно-оценочный этап.

Достигли ли вы поставленных перед собой целей?

Что вам в этом помогло?

Над чем бы вы хотели поработать на следующем уроке?

Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет тест на определение уровня обучаемости.

7. Домашнее задание.

Параграф 82, упражнение 426 или 427 по выбору, словарные слова.

Тест на определение уровня обучаемости по теме «Буквы з и с на конце приставок».

1.Продолжи ответ.

Приставка оканчивается на

з, если стоит перед с, если стоит перед

…. согласным. …. согласным.

2.Вставь з или с. Подчеркни лишнее слово.

1.Ра.таять, в.ходить,
бе.шумный, и.бежать.

2.Во.гордиться, ра.бить,
и.давать, ра.цвет.

1.Бе.вкусный, в.дыхать,
чре.мерный, ра.свет.

2.Ра.чётливый,бе.крайний,
в.порхнуть, бе.брежный.

3.Допиши подходящие по смыслу приставки на –з,-с. Обозначь условия выбора орфограммы.

Образец: раздать, распустить.

без-, бес-: … брежный
… предельный

раз-, рас-: … сказать
… будить

вз-, вс-: … плеск
… дох

из-, ис-: … бежать
… править

без-, бес-: … дарный
… цветный

раз-, рас-: … писание
… жимать

вз-, вс-: … дыхать
… крикнуть

из-, ис-: … дать
… портить

4.Замените словосочетания синонимичными прилагательными с приставками на –з, -с. Образец; крестьянин без земли- безземельный.

  • Ночь без звезд-
  • Даль без предела-
  • Труд без пользы-
  • Зима без снега-
  • Ночь без сна-
  • Человек без жалости-
  • Рыцарь без страха-
  • Малыш без защиты-