Методическая разработка урока математики по теме "Нумерация чисел первого десятка"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: проверить достижение результатов обучения.

Задачи урока:

1. проверить

  • знание названий и последовательности чисел первого десятка;
  • умение обозначать количество предметов на рисунке числом и записать его цифрой;
  • умение сравнивать числа первого десятка;
  • умение увеличивать и уменьшать числа на единицу;

2. развитие внимания, речи;

3. воспитание чувства взаимовыручки, взаимопомощи, доброжелательности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы работы на уроке: коллективное обсуждение, самостоятельная работа.

Оборудование: предметные картинки с изображением кота Леопольда, мышей с воздушными шарами, дерева, солнышка; счётный материал; магниты; карточки с заданиями для самостоятельной работы; учебник математики М.И. Башмакова, М.Г.Нефёдовой.

Подготовительная работа:

  1. для каждого ученика на листах бумаги цвета осенних листьев написаны задания самостоятельной работы
  2. в тетради в клетку учителем написаны задания (см. ход урока: работа в тетради)

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Работа по теме урока.

(На доске на листе ватмана поставлены точки и обозначены цифрами от 0 до 10.)

- Надо соединить линиями числа в порядке возрастания.

(Дети выполняют задание под музыку из мультфильма “Про кота Леопольда”.)

Что у нас получилось?

- Кто догадался, герои какого мультфильма прилетели к нам на урок на вертолёте? --- Молодцы, правильно.

(На доске крепятся два рисунка мышей с воздушными шариками в лапках. На обратной стороне шариков написаны задания)

- Мыши опять ссорятся с котом Леопольдом! Придумали мыши для него задания. Чтобы помирить их с котом Леопольдом, поможем им выполнить задания. Вы согласны?

- Сколько мышей прилетело на вертолёте?
- Сколько шариков всего у них в лапках?
- Посчитайте, сколько шариков у белого мышонка.
- Сколько шариков у серого мышонка?
- У какого мышонка шариков больше?
- На сколько?
- Что надо сделать, чтобы шариков стало поровну?

- Наши мышки приземлились на полянку, не простую, математическую. На ней растут математические “ромашки”. С их помощью мы ответим на вопросы мышей.

1 шарик. Устный счёт. (Дети показывают ответы на “ромашках”.)

- Увеличьте 7 на 1, 5 на 1.
- Уменьшите 3 на 1, 9 на 1.
- Покажите число, предыдущее числу 6, числу 2.
- Покажите число, следующее при счёте за числом 8, за числом 1.
- Покажите число, стоящее между числами 3 и 5, между числами 6 и 8.

- Леопольд не ходил в школу и перепутал карточки с числами. Поможем ему, ребята?

(На доске прикреплены рисунок кота Леопольда и карточки, на которых записаны неверные неравенства с числами первого десятка. Надо исправить ошибки.)

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.

2 шарик. Работаем в учебнике.

№ 1. Проверка знаний названий геометрических фигур и навыков пересчёта фигур.
№ 2. Проверка наглядных представлений о линиях.

3 шарик. Работаем в тетради.

Дополни запись:

8 > ...;
9 < ...;
1 < ...;
1 > ... .

Сравни числа, поставь знак: > , < , = .

7 ... 4;
8 ... 8;
10 ... 0;
0 ... 5.

Запиши цепочку чисел:

7 ? 9;
5 ? ? ? 9;
6 ? ? 3.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Рук нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это так птицы летят.
Как они сядут - тоже покажем,
Крылья сложили назад.

- Осень. С деревьев облетают листья. Эти листочки мыши принесли в класс. На них математические задания.

(На столах у детей жёлтые листочки с записью самостоятельной работы.)

4 шарик. Самостоятельная работа.

Сравни числа.

4 ... 9;
8 ... 5;
6 ... 2;
5 ... 0;
6 ... 6;
4 ... 4;
7 ... 9;
0 ... 1.

Увеличь на 1.

6 ...;
2 ...;
8 ... .

Уменьши на 1.

4 ...;
9 ...;
6 ... .

- Кто выполнил задание - поднимите листочки. Помощники соберите их и положите на учительский стол. О результатах вы узнаете на следующем уроке.

- Выглянуло солнышко из-за тучки, протянуло свой луч. И опять не простой, а математический. Обрадовались мыши, побежали по лучику гулять.

(На доске рисунок солнышка с длинным лучиком, а на луче фигурки мышей, кленовый лист, мухомор.)

5 шарик. Работа с числовым лучом.

- Какое число отмечено мухомором?
- Какое кленовым листочком?
- Сравните их.
- На каком числе остановился белый мышонок?
- На каком серый?
- Сравните их.

4. Итог урока.

- Мыши, радостные побежали к коту Леопольду, захотели ему рассказать, как им было интересно на уроке математики в 1 А. Давайте мы поможем им и расскажем коту Леопольду, чем мы занимались на уроке.

- Молодцы! Вы помирили кота Леопольда и мышей!

- Урок окончен.