Урок-встреча "О природе — языком математики"

Разделы: Математика


Цель урока: Обобщить знания, умения, навыки сложения и вычитания десятичных дробей, в нестандартной ситуации.

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания, умения сложения и вычитания десятичных дробей ;
Развивающая: способствовать развитию навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развивать математическое мышление; умение сравнивать и делать вывод;
Воспитательная: Способствовать развитию наблюдательности, внимания, аккуратности; любви к родной природе, к народным традициям; здоровье сберегающий фактор.

Эпиграф урока: “ Число выраженное десятичным знаком, прочтёт и немец, и русский, и араб одинаково” (Д. Менделеев)

Видеоклип “Берёзовая роща”

Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами закрепим материал сложение и вычитание десятичных дробей и и будем использовать при решении интересных задач. Каждый ваш правильный ответ - листик для нашего дерева.

Мы встретились с вами на чудесной поляне.
Возле берёзовой рощи, у самой красивой нашей берёзки.
Сегодня мы вспомним, как складывать и как вычитать десятичные дроби.
Решать будем с вами примеры задачи,
Отвечать на вопросы, а как же иначе.
Чуть-чуть предложу я вам поиграть,
“Секретный” рисунок нарисовать.
Все буквы собрать наших мгновений
и слово составить на обозрение.
Желаю удачи!Терпения, успехов,
Ну и конечно жду точных и полных ответов.
А начну я с загадки, слушайте ребятки.
Первое дело- мир освещать,
Второе дело- крик утешать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвёртое дело - чистоту соблюдать.

-Как вы думает, о каком дереве идёт речь в этой загадке?

- Правильно, о берёзе. Подумайте дома, спросите своих мам, бабушек, дедушек, что бы значило каждое дело нашей берёзки. (На доске ствол берёзы, где появляются трещины и листочки)

Ствол у берёзки белый бывает,
А почему мы позже узнаем.
Когда выполним задания.
После каждого задания на нашей берёзке будут появляться листочки.
На стволе берёзы обычно бывают
Трещины и наросты.
Мы их сейчас посчитаем и кое-что узнаем.
Устно работать начинаем. Числовой кроссворд заполним с вами.

1 заданиеТрещины”.

1. 130, 7-10, 7=120 всего видов берёз.
2. 39,6+0,6=40 видов берёз в России.
3. 19,3+0,7=20 метров высота белой берёзы.
4. 26,5-1,5=25
5.6. в апреле, мае начинает цвести берёза т.е появляются серёжки.

Кому интересно?!

Оказываются, всё лето весят зелёные серёжки, к осени созревают. Семена маленькие, едва заметные, снабженные двумя крылышками в 1г около 5000 семян.

У нас появился первый листик на нашей берёзке (на листике буква Б ).

Второе мгновение “Народ всё примечает, примет он много знает”

Итак, из народных наблюдений.

Тест.

1. Листья желтеют: 

с макушки а – а =
снизу а + 0 =

а- поздняя весна
1- средняя весна
0- ранняя весна

2. Если из пораненной берёзы в апреле течет много сока, то будет:

Уменьшаемое – вычитаемое =?

Сумма – сухое лето;

Разность – дождливое лето.

3. Если листья на берёзе распустились раньше, чем у ольхи, то лето будет:

а + в = в + а

Переместительный закон сложения - сухим

Сочетательный закон сложения - позднее и мокрое.

Дома вы пап и мам расспросите,
С дедушкой, бабушкой поговорите.
Ну и приметы все запишите,
В школу учителю принесите.

У нас появился второй листик на нашей берёзке (на листике буква Е).

Третье мгновение “ Прохлада”

Давайте ответим мы на вопрос
Сколько берёза воды испаряет,
Сколько вёдер она выпивает?
А для этого порядок наведём,
Фигуры все разберём,
Начало найдём,
Быстро сосчитаем и ответ узнаем. (Карточки на доска в другом порядке)

0,2+2+0,8 =(квадрат)
(квадрат) -2,1 =(окружность)
(окружность) -0,6 =(треугольник)
(треугольник) -0,024 =шестиугольник)
(шестиугольник) + 5,724=(трапеция)

Итак, сколько у нас получилось друзья?

Шесть вёдер! Вот это да!

Вот почему у берёзки прохладно всегда!

У нас появился третий листик на нашей берёзке (на листике буква Т).

Вот четвертое мгновение “1,2,3 быстро встали, все дружно прочитали”

Чуть – чуть поиграем,
А ну-ка шестеро ко мне.
Я покажу вам десятичную дробь,
Вам надо правильно встать
И все хором прочитаем. (выходят 6 учащихся, которые получают карточки 1,2,3,4,5, ,)

И так начали

1,2345; 23,145; 314,52; 5314,2; 51423; 45, 321.

Молодцы! У нас появился четвёртый листик на нашей берёзке (на листике буква У).

“Математический башмачок ” следующее задание:

Вот это да!

Возле берёзки ботинок нашла,
Он необычный, правда, весьма
Вы только внимательно посмотрите,
И цифры все определите…
Из цифр составлен след такой,
Но размыло его водой.
2 317 4
Исправьте, что нужно
И запишите в тетрадку дружно.
(башмак из цифр: 1;2;3;4;7; 3,17)
Старайтесь с природой дружить,
Не сорить, за собой убирать.
Природа создана, чтоб нам помогать.

У нас появился пятый листик на нашей берёзке (на листике буква Л).

Переходим к шестому заданию “Ларец

(Шкатулка с замком и тремя ключами)
А вот ларец перед вами
С большим замком и тремя ключами,
Чтоб ларец открыть
Задачу надо нам решить
На ключике выражение
Найди ему применение
Слушаем задачу,
Подбираем ключ,
Если код узнаем, то ларец открыт.

Задача.

Первое число 7,3 второе число на 7,2 меньше первого, а третье число на 6,9 больше второго. Найдите третье число.

первый ключ 7,3+7,2-6,9=
второй ключ 7,3-7,2-6,9 =
третий ключ 7,3-7,2+6,9 =
третий ключ, код 7,

Ну что открываем ларец? (достаём из ларца берёзовый банный веник).

Оказывается веники начинали заготавливать с 7-12 июля , они считались самыми целебными.

У нас появился шестой листик на нашей берёзке (на листике буква И).

Седьмое задание “Тест”

1. Поставить вместо звёздочки число:

2,703 - *  = 2,703
А) 0; Б) 1; В) 2,703.

2,703 - *  = 0
А) 0; Б) 1; В) 2,703.

2,703 + *  = 2,703
А) 0; Б) 1; В) 2,703.

2.Укажи в каком случае, сделана правильно запись:

0,325 + 11,76
А) 0,325      Б) 0,325      В) 0,325
    + 11,76     +11,076     +11,760

31,73 - 2,4
А) 31,73    Б) 31,73     В)31,73
    - 2,4    - 2,4         - 2,40

3. Выполни сложение:

0,17+1
А) 1,17 Б) 0,18 В) 0,27

4. Выполни вычитание:

2- 0,63
А) 0,43 Б) 1,37 В)1,63

Берём карандаш и проверим друг друга. (ответ А, В, А, В, А, В, А, Б.)

У нас появился седьмой листик на нашей берёзке (на листике буква Н)

Последнее мгновение “Секретный рисунок”.

(Учащиеся заполняют готовую таблицу)
Секретный рисунок построим с вами
Таблицу возьмём десятичную, необычную
Слева целая часть, сверху дробная.
Ну, что берём карандаш цветной
И красим ячейки все дружно, в начале со мной.

1,1; 1,3; 1,5; 1,6; 1,7; 1,9; 1,10; 1, 11; 1,13; 1,14 ; 1, 15.
2,1; 2,3; 2,5; 2,7; 2,9; 2,13; 2, 15.
3, 1 ; 3,3; 3,5; 3,7; 3,9; 3,13; 3, 15.
4,1; 4,2; 4,3; 4,5; 4,6; 4,7; 4,9; 4,13; 4,14 ; 4, 15.
5,3; 5,5; 5,7; 5,9; 5,12; 5,13; 5, 15.

(в таблице получилось слово ЧАГА )

Сообщение о чаге.

У нас появился восьмой листик на нашей берёзке (на листике точка ).

Мы с вами собрали 7 букв- листочков
7 мгновений пролетело
Мы собрали БЕТУЛИН
А это вещество, которое придаёт
Белый цвет стволам берёз.
Берёза- символ России, нашей Родины.
Я надеюсь, вы новое что-то узнали,
Чтоб природу беречь не забывали,
Всегда с любовью её охраняли!
Давайте друзья подведём итог.
Чем занимались целый урок?
Какому дереву посвящен урок?
И вот у нас прощание
Милые дети до свидания!
Спасибо за урок и ваше старание!

( “Берёза- символ России, нашей Родины” плакат, цвет букв соответствует цвету флага России).