Цели занятия:
- развивать у учащихся духовно-нравственные качества и гражданскую позицию;
- расширять представления детей о родной стране,
- воспитывать у детей патриотические чувства, любовь, гордость и уважение к Родине;
- развивать творчество и фантазию.
Оформление кабинета:
- карта России,
- различные пейзажи,
- фотографии с изображением России,
- страницы устного журнала,
- выставка детских рисунков,
- сочинения ребят на тему “ Какой я представляю себе Россию, глядя на карту”,
- на доске название мероприятия.
Оборудование:
- магнитофон,
- изображения герба и флага России,
- плакат с ребусом,
- цветная бумага,
- клей,
- ножницы,
- шариковые ручки по числу детей,
- плакат с кроссвордом,
- ромашка с заданиями,
- инструкционные карты по труду.
Ход занятия
Дети входят в кабинет под мелодию В. Баснера “ С чего начинается Родина?”
Учитель. Дорогие ребята, уважаемые учителя, родители и гости! Мы рады приветствовать вас на занятии, посвящённом дню Единства под названием “ Славься, Отечество!”
С чего начинается Родина? Как вы, ребята, можете ответить на этот вопрос?
Дети. Родина начинается с родного дома, где живёт моя семья. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем, это тоже Родина. О своём дворе, улице, где мы играем с друзьями, о своём городе, посёлке, о Москве. Всё это - Родина.
Учитель. Молодцы, правильно.
1 Чтец.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём!
Учитель. Родина – это Отечество, отчизна. К. Д. Ушинский писал: “Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…”
А сила наша в единстве. А как вы понимаете название праздника – день Единства?
( Ответы детей и родителей)
Учитель. Если мы обратимся к школьному Толковому Словарю русского языка, то прочитаем что “ единство – это общность, цельность, сплочённость, неразрывность связи”. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.
Итак, первая страница нашего устного журнала так и называется
“Одна у человека мать – одна у него и Родина”
Учитель. Ребята, как называется наша страна?
Дети. Россия!
Учитель. Покажите на карте границы нашего государства. Какая она наша Россия?
Дети. Большая, огромная, красивая, богатая, сильная.
Учитель показывает и рассказывает в пейзажах и фотографиях о красоте и величии России.
Картины И. И. Левитана “Весна – большая вода”, И. Э. Грабаря “Февральская лазурь”, фотография Древний ансамбль Кижей. Общая панорама, фотография Кремль. Красная площадь.
2 Чтец.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом– снега и вьюга.
Дети читают отрывки из своих сочинений на тему: “Какой я представляю себе Россию, глядя на карту”.
Учитель. А какие пословицы вы знаете о Родине?
Дети. “ Для Родины своей не сил, ни жизни не жалей”, “Родина – мать, умей за неё постоять”, “Жить – Родине служить”, “ Человек без Родины, что соловей без песни”, “Нет ничего на свете краше, чем Родина наша”.
Учитель. Следующая страница нашего журнала “ Символы России”. У каждого государства есть свои символы. Свой герб, гимн, флаг.
1 Чтец. (Показывает изображения герба)
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
2 Чтец. (Показывает изображение флага)
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
3 Чтец. (Гимн – это торжественная песня)
В Древней Греции и Риме
Пели гимны в честь богов.
Распевает гимн и ныне
В школе гимн учеников.
Только гимн совсем иной –
Гимн страны своей родной.
Учитель. Наше государство большое, могучее, сильное. А сила наша в единстве. Есть такая пословица “ Когда мы едины – мы непобедимы”. У вас, дорогие друзья, тоже есть своё маленькое государство – это ваша семья. В жизни каждого человека семья играет важную роль. Давайте сейчас мысленно перенесёмся в атмосферу вашей семьи. Но сначала ответьте: что значит для вас ваша семья, дом?
Дети. В семье мы учимся жить, находим дружбу, взаимопонимание.
Учитель. Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся семья вместе. Попробуйте отгадать первую часть пословицы, она то и будет названием третьей страницы нашего журнала. Но в начале я прочитаю небольшое стихотворение:
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.
Итак, вторая часть пословицы звучит так “так и душа на месте”.
Дети. Вся семья вместе, так и душа на месте”.
Учитель. Вы правильно отгадали. Как же сберечь тепло в родном доме? Как сделать его по – настоящему привлекательным?
Дети. Надо проявлять заботу о других, уважать старших, помогать по хозяйству, делать приятные сюрпризы. Быть единым целым. Ведь вместе можно горы свернуть.
Сценка “Сюрприз”
Вечер. Квартира семьи Петровых. Дома отец, Сергей Иванович, сын Дима, дочь Оля, подруга дочери Аня. Отец и сын играют в шашки, девочки играют в куклы.
Оля. (Подруге). Как есть хочется! Скорей бы мама пришла, хотя бы ужин приготовила.
Аня. А разве вы не можете приготовить ужин сами к маминому приходу?
Оля. Не знаю. Мы так никогда не делаем.
Аня. А давай попробуем.
Оля. Давай!
( Девочки идут на кухню).
Аня. А где у вас картошка?
Оля. Вот. А у нас ещё огурец есть.
Девочки начинают чистить картошку. Оля роняет кастрюлю. На шум приходят папа и сын.
Отец. Что это у вас тут за шум?
Оля. Готовим маме сюрприз.
Сын. Какой?
Оля. Ужин!
Сын. Ура! Я тоже хочу приготовить сюрприз, только я картошку чистить не умею.
Аня. Да уже и не надо. Ты лучше мусор вынеси.
Отец. Выходит один я без сюрприза. Придётся браться за веник.
Все работают. Раздаётся звонок. Входит мама, удивлённо глядит вокруг себя, роняет сумки , хватается за сердце. Все суетятся.
Сын. Вот так сюрприз! И зачем мы всё это затеяли? Как было раньше хорошо: мама придёт, всех накормит, всё уберёт. А теперь что?
Отец. А к сюрпризам – то надо готовиться постепенно.
Сын. Мамочка, успокойся, мы больше так не будем!
Оля. Нет, неправильно! Мы будем это делать каждый день, и ты привыкнешь, мамочка.
Все. Ведь мы тебя очень любим!
Мама. Спасибо, родные! Мне очень приятно, что вы решили мне помочь.
Учитель. Давайте попробуем сейчас сделать друг другу приятные сюрпризы. Мы все вместе оформим панно “ Радость”.
Дети и взрослые изготавливают бабочек из цветной бумаги в технике “оригами” по инструкционным картам. Внутри бабочек записаны добрые и приятные пожелания своим родным. Затем бабочек прикрепляют к уже готовому рисунку.
Учитель. Надо стараться, чтобы огонёк в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, чтобы были всегда вместе. Ведь не зря наш праздник так и называется День Единства. И наконец, последняя страница нашего журнала “ Игровая” (для родителей).
1 Задание. Разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Всенародно избранный глава государства (Президент).
2. Интересы человека, записанные в Декларации ООН и защищаемые государством. (Права).
3. Столица нашего государства (Москва).
4. государственный символ России (герб).
5. Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой (гимн).
6. Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму (свобода).
По вертикали:
7. Общее право всех граждан (равенство).
8. Высший законодательный орган нашей страны (дума).
9. Российский триколор (флаг).
10. Основной закон нашей страны (конституция).
11. Государство, в котором мы живём (Россия).
2 Задание.
Игра “ Ромашка”. На больших лепестках написано начало пословиц, а на маленьких конец. Надо правильно составить пословицы о Родине, о маме, о труде.
3 Задание.
Викторина по географии:
- Море, которое считается озером? Каспийское. Показать на карте.
- Самое глубокое озеро? Байкал, показать на карте.
- На каком континенте нет ни одной реки? Антарктида. Показать на карте.
- Какой остров на Дальнем Востоке нашей страны, своим очертанием напоминает рыбу? Сахалин. Показать на карте.
- Берега какой реки являются границей между Европой и Азией? Река Урал.
- Как называется край между Владимиром и Рязанью? Мещёра.
- Назовите имя героя сказки А. С. Пушкина, которое отличается от названия реки в Сибири одной буквой? Елисей – Енисей.
- Какой город самый сердитый? Грозный.
- Название какого города состоит из названия птицы и животного? Воронеж.
- Название какого города состоит из одного мужского имени и сто женских? Севастополь.
Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы с вами были вместе короткое время. Но как вы успели заметить, если мы едины, то любое задание нам давалось легко. Мы помогали друг другу, вместе нам было весело. Я ещё раз хочу поздравить вас всех с Днём Единства. Уважайте друг друга, помогайте друг другу, любите свою Родину и тогда всё у вас будет хорошо.