ЦЕЛЬ: Обсудить с родителями проблему влияния телевидения на развитие личности младшего школьника.
ЗАДАЧИ:
- ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА С ТЕЛЕВИЗОРОМ.
- ОПРЕДЕЛИТЬ НАИМЕНОВАНИЯ И КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ПРОСМОТРА ДЕТЬМИ.
ФОРМА: информационный лекторий с элементами дискуссий.
УЧАСТНИКИ: родители, классный руководитель.
ОБОРУДОВАНИЕ: оформить собрание можно выставкой рисунков учащихся на тему “Моя любимая телепередача”.
ХОД СОБРАНИЯ.
Добрый вечер!
В этот час
Рада видеть
Здесь всех вас.
Сегодня наше заседание в клубе “Педагогика воспитания” посвящено проблеме телевидения.
Сегодня телевидение стало обыденным явлением повседневной жизни каждого из нас и частью жизни детей.
Нам предстоит выяснить что же такое телевидение: друг или враг?
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ:
Возможно, вы подумайте, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты статистики в нашем классе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА.
1.Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
Постоянно- ….. чел.
Редко- …. чел.
2.Ты любишь смотреть всё подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
Подряд-….. чел.
Выборочно-.….чел.
3.Ты смотришь телевизор один или со своей семьёй?
Один-….. чел.
1 и вместе-….чел.
4.Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телепередачи?
ДА-…. чел.
НЕТ-…. чел.
ИНОГДА-…. чел.
5.Рекомендуют ли тебе родители смотреть какие-то телепередачи?
ДА-…. (познавательные, спортивные,
учебно-познавательные.)
НЕТ - ….чел.
6.Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?
7.Какие телепередачи тебя больше всего интересуют?
НОВЫЙ РОБИНЗОН ИЛИ ЧТО ВОЗЬМЁТ С СОБОЙ НА НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЁНОК.
(провели психологический эксперимент.)
Методика “РОБИНЗОН” представляла собой игровую ситуацию.
Ребёнок, воображая себя на необитаемом острове с замечательными деревьями и добрыми зверями, может заказать по рации, которая работает в определённое время, что-либо себе из следующего списка:
*сладости, *книги, *компьютер, *телевизор, *друга, подругу, *игры, *маму, *папу.
НО “По рации, которая заработает через час поле твоего приезда на остров, потом через неделю , через месяц, последний раз через год.
Ты можешь заказать из списка всё, что ты хочешь, но только что-то одно.
Результаты приводим в таблице.
Посмотрите внимательно: СЛАДОСТИ через 1 час.
Но компьютер и телевизор предпочтительнее мамы с папой для многих детей.
Видим что потребность в удовольствии, потребность в общении, и наконец ценности сегодняшнего дня- это прежде всего телевизор и компьютер т.е.ЭКРАН.
*ЭКСКУРСИЯ НА ВЫСТАВКУ РИСУНКОВ “МОЯ ЛЮБИМАЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧА”,
*ПРОГРАММА ТЕЛЕПЕРЕДАЧ 3Б КЛАССА.
ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
*Какие телепередачи, на ваш взгляд, положительно влияют на личность ребёнка, а какие наоборот?
(ОБСУЖДЕНИЕ) выслушиваем.
Давайте разберёмся, что же такое телевидение для наших детей-
ДРУГ или ВРАГ?
У нас сегодня присутствуют 2 команды.
1-ДЕТИ.
2-РОДИТЕЛИ.
Я предлагаю:
1-ДЕТИ найти в телевидении (+) для детей.
2-РОДИТЕЛИ найти (-) для детей.
ОБСУЖДЕНИЕ.
ЗАСЛУШИВАЕМ 1-ДЕТИ, (+),
*Возможности телевидения в развитии ребёнка очевидны. Оно помогает детям находить ответы на те вопросы, на которые не отвечают взрослые, понять, что такое “ХОРОШО” и что такое “ПЛОХО”.,узнавать о различных явлениях в разных областях знаний ,развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию наконец ,занять свободное время ребёнка.
Телевидению как средству массовой коммуникации отводится ряд функций: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ,РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ, ОРГАНИЗУЮЩАЯ.
Имеется также в виду, что практически каждая телепередача не просто разнообразит досуг, но и воздействует на интеллект, эмоции и чувства человека.
*Стих.
Я тружусь целый день,
И поверьте, мне не лень
У компьютера сидеть.
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора
Я смотрю аж “до упора”.
Лёжа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой
И с глазами ..я- слепой!
Но что-то есть и (-) слово 2 РОДИТЕЛИ.
- В то же время исследования врачей- гигиенистов доказывают отрицательное влияние телевидения на здоровье детей. Более всего при этом страдает нервная система, слух и зрение. Не только медики , но и наиболее внимательные родители сами замечают, что под воздействием зрелищ, которые ребёнок изо дня в день смотрит по телевизору, в его поведении резче проступает раздражительность и апатия. Он всё чаще жалуется на усталость и головную боль.
- Увлечение телевидением разрушает режим дня ребёнка: резко сокращает время сна и пребывания на свежем воздухе. Недосыпание и кислородное голодание снижает сопротивляемость детского организма к заболеваниям. Нередко при этом ухудшается память, ослабевает внимание. Успехи в учёбе даются всё с большим трудом.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ. “ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ….”
(РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ПОЗНАВАНИЕ МИРА, ЗАНЯТЬ ВРЕМЯ).
Увлечение телевидением таит реальную опасность нарушения семейных отношений, ослабления эмоциональных связей между близкими людьми. В то непродолжительное время, когда семья собирается дома, включенный телевизор лишает людей возможности общаться друг с другом. Нередко такие отношения способствуют своеобразному бегству ребёнка в “телеэкранные дебри”. Поглощая одну передачу за другой, он привыкает к пассивной роли “ наблюдателя со стороны”. Особенно страдают в этом случае робкие- застенчивые и неконтактные-подростки. Им Телевизор заменяет товарищей, собеседников, советчиков. Чем сильнее в семье такого ребёнка взрослые увлечены телевидением, тем более одиноким чувствует он себя в родном доме. У ребёнка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют ТЕЛЕМАНИЕЙ.
*Слово предоставляется школьному психологу.
*Самоанализ родителей с помощью фишек.
А сейчас я предлагаю вам, дорогие родители, необычное задание.
Дайте пожалуйста самооценку. Цель этого самоанализа помочь разобраться в отношениях с ребёнком, своевременно предотвратить ошибки, чтобы не допустить, избежать нервных срывов, агрессивности у своих детей.
Я задаю вопрос, а вы отвечаете с помощью фишек.
КРАСНАЯ – ВЫ ПОСТУПАЕТЕ ТАК ( ДА).
ЖЁЛТАЯ – НЕ ВСЕГДА.
ЗЕЛЁНАЯ – НЕ ПОСТУПАЕТЕ ТАК.(НЕТ).
1.Каждый вечер вы уделяете своему ребёнку время
на разговоры, игры, рассказы..
2.Вместе с ребёнком смотрите детские передачи.
3.Вы обсуждаете просмотренные телепередачи.
4.Ребёнок не смотрит со взрослыми передачи для
взрослых.
5.Совершаете прогулки, экскурсии.
6.Есть ли передачи, которые собирают у экрана всю
вашу семью.
7.Обсуждаете телепередачи с членами семьи.
8 Устраивает ли вас отношение вашего ребёнка к
телевидению.
Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы разговариваем с детьми. Эти разговоры часто возникают неожиданно и подчас так же неожиданно обрываются, но некоторые надолго остаются в памяти и после них возникает удивительное чувство радости, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия. Пусть такие вечера украсят детство ваших детей и будут ежедневными.
НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: (ПАМЯТКА).
- Существует ряд элементарных требований к гигиене просмотра телепередач: достаточное расстояние от экрана до телезрителя.
- Дополнительная подсветка вечером и частичное затемнение днём, уровень громкости, не превышающий естественную потребность.
- Не рекомендуется сидеть близко у телевизора, а также на полу перед ним, так – как рентгеновские лучи исходят вниз.
- Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его вроде бы никто не смотрит, но никто и не выключает.(такой звуковой фон вызывает дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталости.
- Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора?
- Для дошкольника оно не должно превышать 1,5 ч в неделю, для младшего школьника – 3ч включая просмотры и в выходные дни
- Подбирайте “телерепертуар” для ребёнка, будьте в курсе того, что он смотрит, обсуждайте всё что происходит на экран.
- Желательно, чтобы из-за телевидения не страдали другие занятия: учёба, спорт, чтение художественной литературы, помощь по дому, общение с друзьями.
ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ. “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.
- 1-дети.
- 2-родители.
*Вы поручили ребёнку прибраться и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер (просмотрел телевизор), ничего не сделал. Ваша реакция?
*Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг с интересным фильмом и вы засмотрелись. Как объяснить это маме и папе?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РОДИТЕЛЯМ.
1.Обратите внимание, сколько времени проводит
ваш ребёнок у телевизора?
2.Задаёт ли ребёнок вопросы после просмотра
передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
3.Какие передачи предпочитает?
Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то телевизор должен “ сломаться” хотя бы на месяц. Вы спросите: а как же взрослые? Ответ: Воспитание требует жертв. Задумайтесь над этой проблемой!
Давайте подведём итог : мы все хотим что бы наши дети были умными, здоровыми, коммуникабельными, успешными.
Давайте с помощью мяча закончим фразу “МОЙ РЕБЁНОК БУДЕТ УСПЕШНЫМ ЕСЛИ…” и передаёте мяч другому .
Бьёт по стеклу хрусталь лучом,
Ковры разбросаны по стенам,
Мы твёрдо знаем, что почём,
Но забываем о бесценном.