Поиск эффективных форм сотрудничества с семьёй дошкольника.
Общеизвестно, что семья – первая ступень в жизни человека. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. О приоритете семьи в воспитании ребёнка говорится в Законе РФ “Об образовании”. “Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте”.
Для того чтобы говорить о природе семьи, необходимо ясно представлять значение понятия “семья”. Свободная энциклопедия – Википедия дает такое определение.
Слово “семья” восходит к корню “сем”, имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи.
Задача семьи состоит в том, чтобы:
- создать максимальные наилучшие условия для роста и развития ребёнка;
- стать социально-экономической и психологической защитой ребёнка;
- передать опыт создания, сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного “Я”.
Одно из основных направлений профессиональной деятельности воспитателя – это работа с семьёй.
Цели взаимодействия семьи и ДОУ рассматриваются в создании благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений педагогов и родителей в развитии личности ребёнка, раскрытии его индивидуальности.
Психологический словарь (под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова) определяет взаимодействие как процесс непосредственного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающего их взаимную обусловленность и связь [4, с. 51].
Отсюда, требование поддерживать и укреплять связь с семьёй, опираться на неё при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.
Таким образом, семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга, связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность развития детей.
Понимание научно-теоретических определений взаимодействия ДОУ и семьи ориентирует на повышение роли воспитателя, помогает корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Каждый раз, когда начинается набор детей в группу, задумываюсь, как наладить отношения с семьей, как заслужить доверие, понравиться? Задача привлечь родителей к сотрудничеству непростая. С каждым родителем нужно суметь достичь хоть какого-то взаимопонимания. Доброжелательный тон в беседах, деликатность, внимательность, умение прислушиваться к мнению родителей – это стимул к профессиональному росту, постоянное совершенствование своей педагогической этики.
Необходимость повышать качество работы с семьёй на основе обновления форм и методов взаимодействия с родителями – важная задача и обязательное условие улучшения работы с семьей.
Формы взаимодействия с родителями самые разнообразные.
- Групповые родительские собрания.
- Индивидуальные беседы.
- Посещение семей.
- Консультации.
- Практикумы.
- Заполнение социальных паспортов.
- Круглый стол.
- Прогулки, походы, экскурсии.
- Субботники.
- Участие в коллективных формах ДОУ (“Дни открытых дверей”, Клуб для родителей “Реченька”, лектории).
- Наглядно-информационные методы: папки-передвижки, стенды, фотомонтажи, выставки детских работ.
- Досуговые формы, совместные праздники.
- Выполнение домашних заданий логопеда.
- Обобщение опыта семейного воспитания.
Хотелось бы подробнее остановиться на последней. Актуальность её в том, что творческое использование этой формы работы позволяет широко пропагандировать лучший опыт воспитания ребенка в семье.
Через анкеты, посещение семей, индивидуальные беседы выявляем ценностные ориентации родителей, уровень педагогической культуры семьи. Очень помогает домашнее задание в форме сочинения на тему “Мой ребёнок”. Нам важно знать, что интересного в той или иной семье, чему могут поучиться другие, какой опыт может пригодиться другим семьям. Родители активно включаются в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребёнка.
Положительные примеры воспитания детей в семье красочно оформляем, выделяем заголовок “Знакомьтесь: семья Гончаренко”, иллюстрируем семейными фотографиями, дополняем комментарием педагога. При этом родители сопоставляют своё восприятие ребёнка с тем, что выразит педагог, заручаются поддержкой воспитателя.
Приведу два примера положительного опыта семьи.
Знакомьтесь: семья Белугиных.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни.
Нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична.
Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. И мы это наблюдаем в семье Белугиных. С какой радостью, нежностью, любовью встречает всегда свою маму Кирилл. В общении со сверстниками Кирилл избирателен, если чувствует симпатию, доверие, он проявляет активность, предпочитает играть с такими детьми. Но к взрослым проявляет настороженное, боязливое отношение, может поэтому очень радуется, открывается только своим близким, своей маме.
Искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни Кирилла, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать ребёнка – вот основа глубокого постоянного контакта с ребёнком. Родители хотят, чтобы Кирилл был добрым, эрудированным и смелым. Вот как пишет Ирина Анатольевна о своей семье.
В семье двое детей. У Кирилла есть старшая сестра школьница. Кирилл четвёртый год воспитывается в группе “Солнышко”. В нашей семье Кирилл второй ребенок. Кирилл спокойный, уравновешенный мальчик. Он любит конструктор “Лего”, собирать пазлы, ему нравится разукрашивать картинки - раскраски. Кирилл – добрый, ласковый, отзывчивый ребенок. Я называю его “заинькой”. Он постоянно признается мне в любви, обнимает и целует меня. Я не препятствую таким проявлениям чувств ребёнка, так как считаю, что хоть мальчик, хоть девочка, чтобы вырасти гуманным человеком, должен, прежде всего, любить и уважать своих родителей.
Я поощряю в нем любовь ко всему живому, к окружающему его миру, доверие к людям, стремление их понять. Веду разговоры с ним, как с взрослым о причинах и результатах человеческих поступков, о том, как правильно себя вести, что такое хорошо и что такое плохо. У Кирилла много слабых мест. Хотя он и умный мальчик, но быстро устаёт. У него слабые навыки самообслуживания и недостаточное физическое развитие. Он скован в общении с малознакомыми или незнакомыми людьми и даже детьми, может быть очень стеснительным. Хотелось бы преодолеть все эти недостатки и научить хорошо говорить, правильно выговаривать звуки “Р” и “Л”.
Наказываем Кирилла редко, чаще всего просто делаем замечания, но даже этого бывает достаточно. Он, конечно, дуется, но сразу все понимает и легко отходит, сам идёт на контакт. Поощрением может быть: сладкое, но немного (много Кирилл не любит), просмотр мультфильмов, телепередач. Физическая сила в воспитании ребенка недопустима. Хотим, чтобы он умел сдержать свое слово, а так как родители являются главным примером, то стараемся выполнять данные ему обещания. Мы вместе играем в настольные игры, в шашки. Любим ездить вместе в зоопарк. Вместе поем песни. Вместе смотрим телепередачи, иногда устраиваем просмотр фотографий или домашнего видео. Стараемся выбираться на семейные прогулки. Любим семейные праздники, делаем друг другу подарки, дети что-нибудь рисуют или делают своими руками. Считаем, что семья является основой и условием успеха во всём. Стараемся сделать отношения в семье наиболее доброжелательными, исключающими оскорбление, грубость, обиду. Боремся за чистоту и правильность речи. Учим детей быть благодарными. Стараемся развить в семье отношения взаимопомощи, постепенно, путем увеличения числа обязанностей, приучаем детей к труду.
У нас есть традиция семейного чтения. С первых лет жизни, каждый вечер, если есть возможность, я читаю детям книги. Начинали мы совсем с детских стишков, а сейчас читаем достаточно объёмные произведения. Читаю различные художественные произведения, иногда детскую научно-популярную литературу. Всегда объясняю детям незнакомые слова, стараюсь отвечать на их вопросы, возникающие по ходу чтения. Рассказываю детям, что книга может отличаться от фильма или мультфильма снятого по ней, стараюсь объяснить, что книга намного глубже и интереснее. При чтении книги лучше развивается фантазия, образность мышления. Вообще это традиция восходящая глубоко в историю дореволюционной России, где во всякой интеллигентной семье читали детям вслух. Считаю, что чтение детям книг вслух закладывает основы любви к чтению, к книге, как к первооснове, источнику знаний, закладывает основы грамотной устной и письменной речи.
Хотелось бы, чтобы Кирилл вырос здоровым, целеустремленным, разумным человеком, умеющим общаться с людьми, находить с ними компромисс, но имеющим и свое собственное мнение, умеющим его отстоять. Чтобы у него в жизни были свои хорошие интересы и увлечения, чтобы Кирилл был крепким семьянином. Мы хотим развить в нем мужские черты: ответственность за свои слова и поступки, смелость, способность постоять за себя и за близких ему людей.
Первая детская книжка в руках мамы, папы, бабушки, дедушки – с этого начинается ЧИТАТЕЛЬ. В результате приобщения к книге, облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум, книга помогает овладеть речью.
Чем привлекательна традиция семейного чтения? Это и возможность поговорить, поспорить, обсудить, возможность увидеть друг друга по-новому. Почему ваш ребёнок просит Вас почитать вслух, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами? Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Это рождает в нём чувство уверенности, защищённости. Чрезвычайно важно поддерживать Кирилла чаще, чтобы он почувствовал уверенность, признание его достижений. И этого добиваются родители Кирилла.
Представленный опыт семьи Белугиных показывает, насколько родители заинтересованы в своих детях, стремятся к тому, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми.
Опыт семьи интересен и полезен всем.
Знакомьтесь: семья Толстиковых.
Предлагаемый опыт семейного воспитания – это пример воспитания трудолюбия.
- Трудолюбие – это черта характера, заключающаяся в положительном отношении к труду. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Трудолюбие предполагает потребность и привычку трудиться.
Оптимальные условия воспитания трудолюбия – это уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, пример.
Все эти условия имеются в семье Саши Толстиковой.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка, мама и я.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому
И дочка – главная помощница.
Увлеченность трудом у Саши проявилась очень рано. Уже в 3-4 года Саша, заявляя: “Я сама!”, настойчиво, решительно и даже упрямо, пробует свои силы в разных областях. Все начиналось с навыков самообслуживания. Самостоятельная еда, спокойное одевание, терпение и настойчивость при возне со шнурками – так складываются привычки. Сначала это какое-то действие, поступок, а потом повторяющаяся серия действий, поступков приводит к автоматизму, то есть привычке.
Все, что связано с трудом, Саша делает с огромным удовольствием. В 4-5 лет самым главным трудом становится игра.
Саша рассказывает о своей кукле.
- У моей куклы Кати есть коляска. У нее есть одежда, я ее носила, когда была маленькая. Я люблю ее одевать, выносить на улицу. Я с ней играю в садик. Моя мама бывает воспитательницей, и я бываю воспитательницей. Это моя любимая игрушка. Я ей стираю, глажу одежду, кормлю её, укладываю спать.
Ребенок овладевает в игрушечном варианте моделью мира, он что-то создает, творит сам, а наблюдая за близкими, усваивает, что является трудом.
Саше очень нравится, когда о ней говорят как о трудолюбивой заботливой девочке. Одобрение вызывает чувство собственного достоинства, гордость. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, Саша с воодушевлением выполняет любую посильную работу. Особенно ей нравится в детском саду дежурить по столовой, помогать Людмиле Леонидовне. Если малыши соседней группы одеваются на прогулку, Саша обязательно помогает тем, кто затрудняется.
Вот как Евгения Валерьевна пишет о своей дочери.
Мою дочь зовут Толстикова Саша. Ласково мы называем ее Сашенька, Сашуля, заинька, котёнок, лапочка-дочка. Моя доченька очень ласковая, добрая, заботливая девочка, всегда готова прийти на помощь. Любимое занятие – это помогать по хозяйству. Она сама может вымыть пол, посуду, постирать и погладить свои вещи.
В саду Сашенька – незаменимый помощник, умеет копать своей маленькой лопаткой, садит морковку, свеклу, картошку и заботливо ухаживает за ними все лето. У нее есть своя лейка, грабли, тяпка. Зимой она поливает цветы и внимательно наблюдает за рассадой.
Саша очень любит, когда ей читают книги, сама пытается научиться читать, она очень упорная девочка и, я думаю, у нее это скоро получится. Саша – спортивная девочка и любит активные игры. Её очень радует посещение бассейна и физкультурных занятий, занятий в танцевальном кружке.
Мою дочь в первую очередь нужно научить правильной речи и умению играть в коллективе, прислушиваться к другим, зачастую она пытается навязать свое мнение другим детям.
Сашенька умная и развитая девочка, это меня в ней радует.
Саша обижается, если ее заставляют делать в данный момент то, что ей бы сейчас не хотелось; или ей не разрешают делать то, для чего она еще мала по возрасту, а она считает, что уже большая, например, хочет одна ходить в магазин, нести тяжелые сумки, самой варить суп и так далее.
Успокоить ее можно, только взяв на руки, обняв. Для моей дочери главное – это ее убедить, найти веские доводы. Сашуля быстрооходчива и не злопамятна, что радует. Она может уйти, поплакать, а затем сама придет, если видит, что на нее больше не сердятся.
Главные поощрения для Саши – это мамины выражения любви и ласки, помогают обещания сходить куда-нибудь (концерт, праздник, спектакль), купить новую вещь, игрушку или лакомство. Главное в нашей семье – выполнять обещанное.
Я думаю, что моя дочь станет воспитателем или учителем. Как она сама говорит: “Я буду Еленой Юрьевной”. Она очень любит проводить дома разные занятия: музыкальные, физкультурные, развивающие.
А еще очень любит маленьких детей и с удовольствием с ними играет и заботится о них.
Как видим, самые близкие люди любовью и терпением открывают в ребенке все лучшее, талантливое, способное. Саше предоставляется возможность все попробовать. Запрещения бывают очень редкими. “Нельзя” то, что опасно для жизни. Казалось бы, доверить такой малышке утюг – это опасно. Но иногда это единственная мера удовлетворить потребность ребенка в деятельности. Совместные действия, личный пример – лучшее обучение трудовым навыкам.
Кроме этого представлены:
- опыт по развитию любознательности;
- опыт по воспитанию здорового образа жизни;
- опыт по обучению навыкам рукоделия;
- опыт по развитию физических качеств.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Пропаганда опыта семейного воспитания способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями в интересах развития личности ребёнка.
- Побуждение родителей к обмену опытом демонстрирует принцип открытости семьи для всех, реализуется принцип единства воспитательных воздействий семьи и ДОУ.
- При таком подходе решается одна из основных задач взаимодействия ДОУ и семьи: развитие у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Анализ семейных ситуаций помогает родителю посмотреть на себя со стороны “глазами других”.
- Решается задача педагогов увидеть позитивный опыт воспитания в семье; содействовать возрождению лучших традиций семейного воспитания.
Литература.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М., 2005.
- Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. М., 2006.
- Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., Педагогика-Пресс, 1997.
- Семейное воспитание. Краткий словарь. Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2005.