Круглый стол как одна из инновационных форм работы с родителями

Разделы: Работа с родителями


Пояснительная записка

Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Время показало, что комфортность условий обучения – вещь необходимая, но не достаточная. Проблема мотивации детей к обучению, к познавательной деятельности продолжает оставаться достаточно острой.

Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

Повышенная тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей обостряет у них страхи перед школой. Типичными из них являются:

  • страх перед тем, что его ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет достойного места в жизни;
  • страх перед тем, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами;
  • страх, что ребенка будут обижать в школе
  • страх перед неделикатностью школы в отношении индивидуальных особенностей детей.

В условиях развивающегося общественно-государственного характера управления школой типичные страхи родителей, если с ними не работать, способны свести на нет все усилия школы по воспитанию детей. Вот почему важно сотрудничество школы с родителями. Важный кирпичик основы этого сотрудничества закладывается в классных коллективах.

В моей практике родители всегда рядом с детьми. Мы проводим очень много совместных праздников, соревнований и концертов. Мы уверены, что уровень эмоционального развития ребенка для его будущей взрослой жизни важен не меньше, чем уровень его интеллектуального развития.

Одной из форм сотрудничества класса с родителями является “Круглый стол”, который мы традиционно проводим 2 раза в год (осенью и весной). Сценарий одного из таких мероприятий я и представляю вашему вниманию.

Цели и задачи:

  • вовлечение родителей в активную жизнь классного коллектива;
  • формирование умения учащихся вести дискуссию, выступать публично, отстаивая свое мнение;
  • совершенствование культуры общения;
  • формирование информационно-коммуникативных компетентностей;
  • сплочение классного коллектива.

Участники: ученики 7 “А” класса и их родители (обычно это 2/3 коллектива класса и заинтересованные родители)

Из оборудования мы используем 2 переносных компьютера и один стационарный с проектором и экраном (можно упростить все до мела и доски или ватмана и маркеров).

Методики и технологии, используемые на данном мероприятии:

  • круглый стол
  • работа в группах
  • ведение дискуссии
  • публичные выступления
  • ИКТ

К ожидаемым результатам можно отнести:

  • У учащихся сформируется представление об успешности;
  • Родители и дети узнают еще что-то, чего не знали друг о друге, что будет способствовать сплочению семьи;
  • Ученики поймут значимость умения общаться;
  • Некоторые ученики пересмотрят свои взгляды на понятие “успешность в школе” и наметят пути по собственному развитию.

Подготовка в основном лежит на классном руководителе и представителях классного актива и родительского комитета.

Ученикам было дано задание: найти и принести фотографии, картинки с изображением успешных людей; родителям – найти в различных словарях и энциклопедиях объяснение слов “успех”, “успешность”.

Круглый стол (сценарий)

Звучит приятная тихая музыка. Родители и ученики рассаживаются на места за круглым столом.

Кл.рук. Мечта каждого родителя – чтобы их ребенок стал успешным в жизни. А что это значит? Что есть успешность и от чего она зависит? У каждого из нас свое видение, свое мнение по этому вопросу. Попробуем это сегодня выяснить

Настоящий успех не приходит случайно. И во взрослой жизни просто так успешность не придет. К ней надо идти, причем идти, преодолевая трудности.

Смыслом школьной жизни ребенка является подготовка его к будущей взрослой жизни: овладение культурой общения с окружающим миром. К сожаленью, нам сегодня трудно спрогнозировать, что ждет наших детей в будущем. Но помочь им развиваться мы должны уже сейчас.

Тема “Успешность в жизни” слишком глобальная и какая-то далекая пока. Поэтому я предлагаю сегодня обсудить тему “Успешный день в школе”.

Итак, тема нашего заседания: “Успешный день в школе”.

Я напоминаю, что форма работы – круглый стол, то есть все участники нашего разговора равны друг перед другом и вправе высказывать свое мнение, спорить, доказывать и т.п.

Для начала проведем небольшую разминку.

Разминка на общение.

Вы должны объединиться в тройки, как сидите (желательно, чтобы сидели вперемешку и родители, и дети). За 5-7минут вы должны выяснить, что у вас троих есть общего, схожего? (перебирают общие интересы, увлечения, любимые блюда и т.п.)

Итак, что же у вас общего?

Представители от троек называют найденные варианты. Все слушают. В процессе узнаем много нового о знакомых или не очень знакомых людях.

Итак, заряд на общение получили. Можно приступать к серьезной работе.

Установка на работу в группах.

Вы сейчас расходитесь по группам (дети и родители отдельно). В группе вы обсуждаете вопрос “Что для вас значит, что день в школе прошел успешно?”

Результаты своих рассуждений вы заносите на компьютер. Родители – в виде тезисов. Ученики – должны создать компьютерную презентацию по данной теме. Время на работу 30-40 минут.

Идет работа в группах, жаркие споры у детей и, неожиданные порой, мнения у родителей. Через отведенное время все собираемся в кабинете.

Начинаем обсуждение темы. Слово для защиты предоставляется сначала детям, а потом родителям.

Защиту проводит один человек, но высказываются в дополнение по кругу все участники. Задаются вопросы на понимание, на несогласие и т.п.

Как правило, есть совпадающие мнения у детей и взрослых. Но бывают и интересные моменты, до которых взрослые даже не додумываются. Например, дети называют спокойную обстановку дома как одно из условий успешного дня в школе.

А теперь давайте посмотрим фотохронику, которую приготовили “активисты”. И вновь по кругу ведем рассуждения. Согласны ли вы с тем, что данного человека можно назвать успешным? Как вы думаете, за счет чего он стал успешным? А успешный и знаменитый – это одно и то же?

А теперь давайте обратимся к словарям. Слово родителям. Родители рассказывают о разных толкованиях слов “успех” и “успешность”, а ребята выбирают для себя те, с которыми они согласны и высказывают мнение о тех, которые не принимают. Вот некоторые примеры:

  • Успех - это довести дело до конца с "положительным счетом".
  • Успех - это благосостояние семьи
  • Успех – это когда запланированная цель благополучно достигнута при минимальных потерях
  • Успешность есть качество жизни - мера востребованности
  • Успешность - это когда тебя уважают!
  • Успех - это преодоление себя

Есть мнение, что залог успеха иногда заключается в том, чтобы окружающие тебя понимали.

Игра “Пойми меня”.

Заранее приготовлены листочки, на которых написаны герои мультфильмов, писатели, артисты, ученые и т.п. Задача игроков по очереди объяснить кто это, не называя однокоренных слов. Побеждает та команда, которая больше слов успеет объяснить и отгадать. (Команды те же: родители и дети.)

Заключение.

Действительно, сложно сказать, что значит быть успешным, потому что это связано с тем, как сам человек воспринимает, что значит успех. Один может, считает, что у него успех, потому что у него хороший дом, у него надежные тылы. А другой считает себя успешным, потому что у него интересная работа, у него необыкновенные друзья, у него необыкновенное все то, что для другого человека может быть самым простым.

Успешный человек – это который не только делает собственную карьеру, но, делая собственную карьеру, он не перешагивает через других. Он видит личность в другом человеке. И это тоже будет, может быть гарантом его успеха, потому что он воспринимаем другими людьми, как неординарная личность, как успешность, потому что он вступает в контакты с другими людьми, он интересен. Он увлекателен. Он значим и просто он такой, какой он есть.

И в конце хотелось бы услышать от вас, что дало вам это мероприятие? Что нового открыли для себя? Какие темы вы предлагаете на обсуждение в такой же форме? (Рефлексия) Каждый участник по кругу высказывает свое мнение.

На этом наше заседание Круглого стола подошло к концу. Я благодарю всех участников. Спасибо за общение, работу и сотрудничество!