Цели:
- познакомить детей с изменением глаголов по временам;
- развивать внимание, память, умение рассуждать, делать выводы;
- воспитывать нравственные качества социально значимой личности.
Ход урока:
1.Психологический настрой.
- Ребята, мне приятно видеть вас. У нас гости на уроке, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.
2.Актуализация знаний.
- Какой сегодня день недели? (Среда)
- К какой части речи относится это слово?
- Подберите к слову “среда” родственное слово по схеме (корень, суффикс, окончание – “средний”)
- Определите часть речи.
- Можно ли подобрать родственное слово, выраженное глаголом? (Усреднить)
- Можно ли с усреднёнными требованиями к себе стать космонавтом, героем, совершить гражданский подвиг?
- Когда отмечается первый полёт человека в космос?
- Прочитайте числа, обращая внимание на знаки препинания: 12! 13, 14! 15, 16…17, 18?
- Как вы думаете, почему около 12 и 14 стоят восклицательные знаки? (12 апреля- первый полёт человека в космос, 14 мальчиков и 12 девочек в нашем классе)
- Как вы можете объяснить вопросительный знак около числа 18? (Сегодня 18 апреля. Интересно, что мы узнаем новое на уроке? Какое мнение сложится о нашем классе?)
- Что вы можете сказать о слове “ класс”? (Обсуждение морфологической, фонетической, лексической, орфографической точек зрения.)
- Запись в тетради даты урока, вида работы.
-Я уверена, что сегодня на уроке вы сможете показать высший класс!
3. Словарная работа.
город
лестница
астронавт
герой
одежда
лестница
- Что объединяет эти слова со словом “класс”?
- Какую орфограмму в данных словах можно
проверить?
- Напишите эти слова по памяти.
- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете
имя главного героя нашего урока. (Глагол)
- Придумайте и запишите словосочетания с данными
словами, главное слово должно быть выражено
глаголом. Первый вариант – зависимое слово муж.
рода, второй вариант – жен. рода.
- Что вы ещё можете рассказать о глаголе?
4. Изучение нового материала.
- Сегодня вы узнаете ещё один секрет глагола, и поможет нам в этом сказка.
Жила – была мама Глаголиха со своими детьми глагольчиками. Были они весёлые и шустрые. Любили с мамой погулять, да рассказы мамины послушать. Так шло время, глагольчики росли, стали готовиться к работе, а мама их наставляла: “Весь наш род трудился, трудиться и будет трудиться. Если вам будет трудно, вспомните любимую игру глагола “Узнай моё время!”
- Как и в любой игре надо соблюдать определённые
условия. Запоминайте:
“А наш хитренький глагол тоже время изобрёл. В
настоящем он всё ходит, а в прошедшем уж ушёл, в
будущем он к нам придёт, много знаний принесёт”.
- Какие же времена изобрёл глагол?
- Запишем ваши ответы в форме схемы:
- А как вы думаете, что нам поможет определить
время глагола: машина времени, часы, вопросы (показ
карточек с данными словами).
- Да, действительно, вопросы. Последняя карточка
оказалась с сюрпризом, на ней указана страница
учебника, на которой вы найдёте правило. В нём
перечисляются все вопросы, именно они помогут
вам узнать время глагола. ( Чтение правила и
работа по его содержанию.)
-А теперь проверьте себя. Определите время
глаголов в тех словосочетаниях, которые вы
придумали и записали в тетрадях.
5. Физкультминутка
- Настала и наша очередь сыграть в любимую игру глагола. Я буду играть роль великого мага-предсказателя. Кто верит – поверит, кто не верит – проверит. Сейчас я предскажу ваше прошлое, будущее и настоящее.
- Закройте глаза, вдохните, поднимите руки, опустите, выдох.
- Наклоните голову вперёд, назад, влево, вправо.
- Встали, присели, сели на место тише, как мыши.
- Итак, я открываю ваше прошлое. Вы поднимали и опускали руки, поворачивали голову, приседали и вставали. Ваше настоящее: вы сидите за партой и слушаете меня. Ваше будущее: скоро прозвенит звонок и закончится урок.
6. Закрепление изученного материала.
-Но делу – время, потехе – час. Прочитайте теперь мой рассказ. Вместо вопросов вставьте пропущенные слова. Текст запишите.
Шёл по улице мальчик и мечтал. Вот он (что сделает?) большой и (что сделает?) на Луну. Вдруг мальчик услышал, что кто-то (что делает?). Маленький котёнок ( что сделал?) в яму. Мальчик (что сделал?) котёнка и (что сделал?) дальше. Он опять (что делал?) о полётах на Луну, о подвигах.
- Как вы думаете, сможет ли мальчик стать
космонавтом? Объясните своё мнение.
- Какие человеческие качества помогают человеку
совершить подвиг?
- Определите время глаголов в тексте.
- Найдите предложение в тексте, которое подходит
к схеме:
- Сделайте синтаксический разбор этого
предложения. - Составьте схему пятого
предложения.
- Можете ли вы вспомнить свой поступок, которым
можно гордиться?
7. Итог урока.
- Какой же секрет о глаголе вы узнали сегодня? (У
глагола есть настоящее, прошедшее, будущее время.
Время глагола определяется по вопросам.)
- Можно ли нашим девочкам поставить
восклицательный знак? А мальчикам?
- Кто из ребят заслужил почётное звание
первопроходца?
- Что помогло вам добиться успеха и признания на
уроке?
8. Домашнее задание.
- Написать сочинение на тему: “Кем я буду”. Использовать глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени. Выучить правило.
9. Рефлексия.
- Если вам было интересно на уроке и всё понятно, нарисуйте вот такой значок: