Цели:
- Знакомство с понятием “периметр”, правилом
нахождения периметра
многоугольников, организация деятельности учащихся по
планированию проекта изучения новой темы и самостоятельного
применения знаний в разнообразных ситуациях. - Создание условий для развития умения
анализировать познавательный объект,
сравнивать, выделять главное; развитие
практических
навыков измерения и нахождения периметра геометрических фигур,
навыков устного счета, логики, мышления. - Воспитание чувства товарищества, привитие интереса к математике.
Методическая цель: изучение нового материала через проблемный метод обучения с использованием элементов коллективного способа обучения.
1. Оргмомент.
- Улыбнитесь друг другу, чтобы чувствовать себя увереннее и произнесем девиз нашего урока С Р Д У (Считать, решать, думать уверенно- схема на доске),
веря в свои силы , но при этом не забывать, что математика - очень точная наука и нужно всегда помнить её правила. Еще одно математическое правило вы узнаете на сегодняшнем уроке. Я уверена, что оно вам понравится, потому что очень пригодится вам в будущей жизни.
2. Устный счет.
- Как всегда начинаем наш урок с устного счета.
- Найдите сумму чисел.
1 В 2В
6 и 6 (12) 3, 7 и 6 (16)
10 и 10 (20) 10, 10 и 20 (40)
5, 5 и 1 (11) 20, 5, 5 и 1 (31)
1см и 2см (3см) 1дм1см и 2см (1дмЗсм)
5дм и 5см (5дм5см) 3м 1дм и 2м (5м 1дм)
- Самопроверка.
- Анализ ошибок. Выводы.
3. Зрительный геометрический диктант (фотографирование геометрического рисунка).
- Докажите названия фигур.
Из истории геометрии – сведения о многоугольниках из книги “За страницами учебника математики” И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин М. Просвещение 1989 г. “ О названиях геометрических фигур” стр. 152-153.
4. Подготовка к новой теме урока.- Сегодня на уроке мы узнаем что такое
Периметр (запись на доске)
Проблемная ситуация:
- Периметр мы не можем вычислить у круга, прямой, отрезка, луча.
- Но можем вычислить у треугольника, прямоугольника, квадрата, пятиугольника, шестиугольника,то есть у всех…………..- Как назвать эти фигуры одним словом? (многоугольники)
Сокращенно периметр обозначается латинской буквой Р.
- Если мы вычисляем периметр пишем:
Р= … и т.д. - на доске появляются записи.
5. Знакомство с новым материалом.
Коллективный способ обучения - работа в парах и группах постоянного разноуровневого состава.
- Итак, вы знаете, как записывается периметр, осталось выяснить, что это такое и как его вычислять. Это вам придется сделать самим в ваших группах с помощью карточки самоуправления
- У вас на партах лежат многоугольники (на каждой парте деревянные модели сфотографированных геометрических фигур)
Р этого (сфотографированного) = 16 см
Р=16 см.
Как я вычислила периметры?
Учащиеся работают по карточкам самоуправления, выполняя различные арифметические действия, чтобы придти к нужному ответу.
Карточка самоуправления
- 1. Внимательно рассмотрите фигуры.
- 2. Выполните измерения.
- 3. Поразмышляйте. Не бойтесь выполнять разные арифметические действия с числами.
- 4. Проверьте с друзьями правильность ваших рассуждений.
- 5. Сделайте вывод.
6. Формулировка вывода.
Периметр-это........
Чтение правила в учебнике “Математика 2 класс”по УМК Н.Ф. Виноградовой. Авторы В.Н. Рудницкая, Т.В.Юдачева.
Делается вывод. На доске появляются записи.
Р - сумма длин 3-х сторон
Р- сумма длин 4-х сторон
Р- сумма длин 5-ти сторон
- Как же правильно выполнить записи?
Р = 5 см + 5 см + 6 см = 16 см - 1 ученик у доски
Р = 6 см + 6 см + 2 см + 2 см =16 см
- Вычисление удобным способом.
7. Закрепление нового материала.
1) - Итак продолжите мою мысль: чтобы найти периметр
многоугольника, нужно точно знать.......(сколько сторон у
многоугольника, их длину и правило нахождения периметра).
2) Задача.
Ребятам нужно огородить забором сад 4-угольной формы Найдите длину забора.
(четырехугольник со сторонами - 7м, 4м, 6м, 5м; трапеция со сторонами- 6м, 5м, 5м, 8м)-чертеж на доске.
- Как по-другому сформулировать вопрос задачи?(Найти периметр)
Как найти периметр? Алгоритм (составляется в коллективной работе)
1. Выясняю, что это за фигура.
2. Вспоминаю правило нахождения Р этой фигуры.
3. Выполняю действия.
- В каких единицах измерения можно вычислить Р? (см, м)
3.Практическая работа
- Я предлагаю вам вычислить периметр этих фигур - индивидуальная практическая работа, (деревянные макеты различных геометрических фигур у ребят на партах) - работа в паре. Научно-познавательный материал: трапеция - “тетрапецион” - четырехногий столик для еды (вид сбоку) “трапезион” - сейчас “трапеза”-еда.
А 2 ученика найдут периметр двери класса в дециметрах. Я им помогу (измерения метровой лентой). Дети сами должны выбрать инструмент.
8. Работа над задачей №126
Разбор сильным учеником
1ст. - 12см
2ст. - 15см ? см один ученик у доски
Зст. - ? на 5см меньше
9. Практическая работа.
- Перед вами чертеж квартиры.
- Я предлагаю вам найти периметр любой комнаты.
- А тот, кто сможет найти периметр всей квартиры сразу же получит “5” - Мне очень хотелось бы, чтобы вы помогали друг другу
Чертеж квартиры из трех комнат (первая комната- три стороны по 7м, одна разделена на 4 и 3м ; вторая комната – две стороны по 3м, две по 4м; третья комната четыре стороны по 3м)
10. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что главного вы должны вынести с сегодняшнего урока?
11.Рефлексия. (Поговорки — зеркало настроения).
12. Домашнее задание.
1вариант-№125,с.47
2 вариант- №127, с. 48, найти периметр своей комнаты или квартиры.