Тип урока:
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Образовательные задачи урока:
- создать у учащихся представление об открытии Южного полюса, своеобразии материка Антарктиды;
Развивающие задачи:
- продолжать работу по формированию основных географических и общеучебных умений (навыков работы с картами, литературными источниками);
- способствовать развитию критического мышления школьников;
- способствовать развитию познавательного интереса.
Воспитательные задачи:
- способствовать формированию патриотических качеств и коммуникативной культуры школьников
Оборудование урока.
У каждого ученика в тетради табличка- заготовка к уроку (так начинается каждая тема):
Что я знаю | Что я хочу узнать | Что я узнал |
Название раздела – Антарктида. (Записывается по ходу урока.)
Тема урока – Открытие Южного полюса.
На протяжении всех уроков и дома учащиеся заполняют таблицу.
У каждого учащегося на столах лежит отпечатанный текст (приведен в заданиях)
- Мультимедийный проектор, экран, компьютер
- Карта Антарктиды
- Атласы
- Измерительная линейка
Учитель: Приветствие
Учитель: Перед вами портрет (портрет Р. Скотта появляется на экране) Этот человек имеет отношение к теме нашего урока. Можете ли вы назвать имя этого человека?
Ответы учащихся (как показывает практика, учащиеся затрудняются назвать имя). В приведенной выше таблице они заполняют 1 и 2 колонки.
Учитель: Начнем знакомство с эпохи, в которой он жил (зачитываю отрывок из новеллы С. Цвейга “ Борьба за Южный полюс”:
Двадцатый век взирает на мир, лишенный тайн. Все страны изучены. Для исследователя земля обеднела. Но одну лишь тайну свою скрывала земля от человеческого взора. С.Ю. полюсы – эти две почти не существующие, почти невещественные точки. Ледяными барьерами оградила земля эту последнюю тайну, вечную зиму поставила на страже ее. Мороз и вихри стеной ограждают вход, вечный и беспросветный сумрак витает над полюсами, долгие месяцы царит мрак. Ужас и опасность смерти отгоняют смельчаков. Лишь солнцу дано бегло окидывать взором тот край, но человеку – никогда.
Но юный двадцатый век в нетерпении простирает руки. Его первое десятилетие стремится к завоеванию того, что не могли завоевать тысячелетия. Что движет людьми? Спортивный азарт, самолюбие исследователя, жажда познания, дух странствий, соображения государственного престижа, надежда обрести славу первооткрывателя, во славу государства, соперничество наций?
Учитель: Что вы узнали об эпохе, о времени, в котором жил этот человек?
Ответы учащихся.
Учитель: А вот что о нем пишет биограф Дж. Берри (зачитываю: “Роберт родился в 1868г в семье потомственного моряка. Его дед был военным моряком, такую же карьеру избрали братья. Было решено, что мальчик будет служить во флоте. 18-летний мичман начал службу на корабле “Бадиша”. Через 2 года он сдал экзамен на звание младшего лейтенанта, став офицером флота Великобритании. В 1902году он впервые сошел на берег Антарктиды. И вместе с Уилсоном и Шеклтоном на собачьих упряжках он пошел к Ю. Полюсу. Но пурга, холод, голод заставили повернуть их назад”).
Учитель: Что еще вы узнали об этом человеке?
Ответы учащихся.
Учитель: Перед вами портрет Роберта Скотта. А каким он был человеком? У вас есть записи из его дневников, воспоминания друзей. Прочитайте отрывки и назовите черты характера Роберта Скотта.
Из дневника Скотта
О людях он говорил так: “В обычных условиях даже при незначительной настойчивости легко добиться своего…Самоуверенность – вот маска, которою прикрывается множество слабостей. Но в трудную минуту в счет идут только внутренние качества человека, кумиры меркнут, и их заменяют люди, обладающие скромным достоинством. Пыль в глаза не пустишь…”
Из письма Скотта к жене.
“Больше всего мой сын должен остерегаться лености, и ты (моя жена) должна охранять его от нее. Сделай из него человека деятельного. Мне, как ты знаешь, приходилось заставлять себя быть энергичным, деятельным”.
Из дневника Скотта.
“Насколько оно (путешествие) было лучше спокойного сидения дома в условиях всяческого комфорта”.
Воспоминания друзей.
“Он исполнял свои служебные обязанности с неизбежной жизненной энергией, с созданием связи с коллективом, продуманно и четко”.
“Его почерк – быстрый, уверенный, без прикрас. Слог ясный, выдержанный, деловитый – словно рапорт”.
Из дневника Скотта.
“Интересно наблюдать за движением ломающихся пластов тонкого льда … Это движение совершается под неумолкающую музыку, точно стеклянные колокольчики звенят высокими, но мелодичными нотами, - напоминает щебетание птиц в лесу”.
Ответы учащихся.
Учитель: Можно ли сказать что, с одной стороны, это был деятельный, знающий, сильный человек, а с другой – романтик?
Ответы учащихся.
Учитель: О чем он мечтает?
Учащиеся: Открыть Южный полюс
Учитель: А что надо, для того чтобы отправиться в путешествие?
Ответы учащихся.
Учитель: Более 10 тысяч человек пожелало участвовать в экспедиции, но Скотт отобрал лишь 65. Посмотрите в текст и обратите внимание, что в этой экспедиции принимали участие два наших соотечественника. Это …
Э. Уилсон – врач и художник, Э. Эванс – унтер – офицер, Л. Отс – капитан, Дмитрий Гиреев – погонщик собак, Т.Г. Тейлор – геолог, Ч.С. Райт – физик, Антон Омельченко – конюх.
Учащиеся продолжают предложение и называют имена – Дмитрий Гиреев, Антон Омельченко.
Учитель: Теперь необходимо снарядить экспедицию. Денег не хватает. Что бы вы сделали?
Ответы учащихся.
Учитель: Он жертвует своим состоянием и первого июля 1911 года отправляется к берегам Антарктиды, а спустя 6 месяцев причаливает к мысу Эванса моря Росса. (Показывается на карте).
С чего путешественники начинают свое обустройство?
Ответы учащихся.
Учитель: Конечно, со строительства жилья, которое нужно заполнить всеми современными достижениями человечества. Скотт писал: “Взято с собой все, что нужно для души и тела в этом пустынном необитаемом мире”. Так ли это?
Учащиеся читают отрывок и отвечают.
“Стены выстроены из дерева. Внутри льется ацетиленовый свет, граммофон, пианола, кинематограф, библиотека, пишущая машинка, фотолаборатория, научная аппаратура. Выпускается газета. Испытывается снаряжение, проводятся эксперименты, читают друг другу лекции, отправляются в недолгие экспедиции”.
Учитель: И вот тревожное сообщение: “Никогда я не думал, что он мог благополучно доставить на материк столько собак. Его план идти на собаках великолепен. Главное, он может вступить в путь в начале года, с лошадьми же это невозможно…” О ком речь?
Учащиеся высказывают предположения.
Появляется фотография на экране.
Учитель: В китовой бухте высадилась экспедиция норвежского путешественника Рауля Амундсена. ( Показывается на карте) Кто он - Рауль Амундсен, о чем мечтал?
Учащиеся знакомятся с текстом.
“Норвежский полярный исследователь родился в семье моряка, владельца судостроительной верфи. С детства мечтал стать моряком и полярным исследователем. По настоянию матери поступил на медицинский факультет университета. После смерти матери бросил университет; отслужив обязательную военную службу, несколько лет плавал матросом на различных суднах в Северном Ледовитом океане. Став штурманом, в 1899году впервые попадает в Антарктику. Получив диплом капитана дальнего плавания, в 1900году Рауль Амундсен прошел на небольшом судне вдоль берегов Северной Америки с востока на запад. Увлекался авиацией. В 1914году совершил прямой перелет с архипелага Шпицберген через Северный полюс на Аляску.
О чем мечтал? “Цель моей жизни С. Полюс, который манил и притягивал меня с детства”. ( отрывок из энциклопедии)
Учитель: Почему Скотта взволновало это сообщение? ( высвечивается карта)
Ответы учащихся.
Учитель: Как вы думаете, как поступил Роберт Скотт?
“Разумнее и корректнее будет далее поступать совершенно так, как будто этого не было вовсе, - идти своим путем и трудиться по мере сил для чести родины, не высказывая не страха не смущения”. Начинается борьба за Южный полюс. (Высвечивается слайд)
В своём дневнике Скотт записал: “Еще 150 км; если будем так двигаться, не выдержим…
Осталось только 70км, цель почти достигнута. Дойдем, чего бы это не стоило. Безмолвно, но весело шагаем по бездушной белой пустыни. Трепет надежды, ожидание, нетерпение. И вдруг, взор привлекает темная точка… Вторые. Напрасны все усилия, смешны лишения, бессмысленны надежды. Слезы заволакивают глаза”.
Словно осужденные, упавшие духом исследователи делают последний переход. 18 января они достигают полюса, который, с момента создания вселенной был недоступен для человека. А в какую-то молекулу времени, в течение одного месяца открыт дважды “Ничего для глаза, ничего, чтобы отличалось от ужасающего однообразия последних дней”. Только норвежский флаг, оставленный экспедицией Амундсена 14 декабря 1911 года. “Пять мозолистых обветренных рук взялись за шест, подняли развивающийся флаг и водрузили на южном полюсе. Водружаем тебя, наш дорогой флаг, и даем равнине имя “Равнина короля Хокона 7”(из дневника Амундсена)
( Высвечивается слайд)
Учитель: СТРАШНО подумать об обратном пути…(Высвечивается слайд)
29 марта была сделана эта запись: “С 21 марта свирепствовал шторм. У нас было топлива на 2 чашки чая на каждого и на 2 дня сухой пищи… возможности выйти нет… Выдержим до конца. … Конец не может быть долек”.
Замерзающими пальцами Скотт пишет письма жене, друзьям, близким, английскому народу. “Мы ослабели, писать тяжело, но что до меня, то я не жалею, что пустился в этот поход, - он показал, что англичане могут переносить лишения, помогая друг другу. Мы пошли на риск и знали об этом. Обстоятельства повернулись против нас. Мы добровольно отдали наши жизни за успех этого предприятия, задуманного ради славы родины. Я уверен, что такая богатая и великая страна, как наша, не оставит наших близких”.
Спустя год на месте гибели экспедиции был поставлен простой черный крест в память СКОТТА, УИЛСОНА, ОТСА, БОУЭРСА, ЭВАНСА. Ниже была подпись: “БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ, НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ”.
Южный полюс был открыт. Как вы думаете кем?
Ответы учащихся (обычно учащиеся называют и Р.Скотта, и Амундсена)
Учитель: Я с вами согласна.
Не даром газеты писали: “…смерть капитана Скотта и его товарищей – это смерть за веру в человека, чудо человеческой воли. Из такой смерти произрастает тысячи жизней, это не гибель, а бессмертие”. Экспедиция Скотта вдохновила сердца и умы людей примером мужества и решимости.
Учитель: Наверно каждый из нас знает народную мудрость: “ На ошибках учатся. ” Я предлагаю вам поработать экспертами и дать независимую оценку подготовленности двух экспедиций и выяснить, что явилось причинами гибели Роберта Скотта. Для этого предлагаю прочитать текст и внести данные в таблицу:
Сравнительные параметры | Р.Скотт | Амундсен |
одежда | ||
снаряжение | ||
средства передвижения | ||
расстояние до Южного полюса |
Из дневника Скотта: “После двухдневного путешествия ломаются моторные сани. У глетчера Бирдмора окончательно покидают силы наших слабых животных (лошадей), ставших вдали от мира друзьями. Пришлось их умертвить, бедное животное. “Лагерем бойни” назвали это печальное место.”
“…Погода неприветлива, снег здесь обледенелый, идем, словно по лезвию ножа. Метель застилает глаза. Ноги изранены и обморожены. Кровоточат десны, началась цинга. Из-за низких температур были повреждены кожаные прокладки, и керосин стал испаряться.”
Амундсен изучил способ передвижения эскимосов. На севере Гренландии купил
ездовых собак, выносливых и специально обученных. Заказал специальные солнцезащитные очки, подобные шорам с прорезями с добавлением стеклянных фильтров. Он сам разработал конструкцию чехлов для багажа, которую можно было открывать, не развязывая веревок.
Участники экспедиции умели управлять собачьими упряжками и хорошо ходили на лыжах. Амундсен заранее назначил определенный день, когда ту или иную собаку придется убить. График разработан с точностью до одного дня и до одной собаки.
Победа достается тому, кто заранее обо всем позаботиться. Тот же, кто пренебрегает необходимыми приготовлениями, неизбежно проигрывает.
Ответ учащихся о причине гибели Скотта
Учитель: Подводит итог и заканчивает словами Р. Амундсена: “Победа достаётся тому, кто заранее обо всём позаботился”.
Учитель: Подходит к концу наш урок, но у нас всё ещё не записана тема урока, ваши варианты?
Ответы учащихся (как правило, ученики предлагают: “Бороться, искать, найти и не сдаваться”.
Домашнее задание: Из текста выбрать особенности природы Антарктиды и занести данные в таблицу.