Интегрированный урок (окружающий мир + краеведение) по теме "Почему нужно есть много овощей и фруктов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Расширить и систематизировать знания учащихся об овощах и фруктах.
  2. Познакомить с полезными свойствами овощей.
  3. Познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека.
  4. Формировать навыки здорового образа жизни, повторить правила гигиены.
  5. Развивать логическое мышление, воображение, творчество.
  6. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье, бережном отношении к нему.

Оборудование:

  1. рисунки овощей и фруктов,
  2. “планеты” Правильного питания Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика, Злючки-Грязючки,
  3. кроссворд,
  4. детали костюмов для “витаминов”,
  5. три корзины,
  6. овощи и фрукты,
  7. магнитофон,
  8. кассета с записью частушек.

Ход урока

1. Организационный момент

Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать,
Как здоровым стать.
Сегодня мы идем в здоровую страну
Болезням там объявим мы войну!

- Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик приглашают нас в путешествие по планете Правильного питания на воздушном шаре, который повезет нас по разным странам через Молочный океан, море Сметаны и Йогуртовый залив.

2. Постановка темы, целей и задач урока.

- Путешествуя, мы должны ответить на вопрос: “ Почему нужно есть много овощей и фруктов?”. Сегодня вам пригодятся знания, которые вы получили на уроках окружающего мира. Будьте очень внимательны, потому что на планете водиться Злючка - Грязючка. Она может помешать нашему путешествию. А помогать нам будут как всегда наши верные друзья Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.

3. Формирование новых знаний.

а) - Итак, в путь!!! Послушайте отрывок из стихотворения и узнаете, в какую мы сейчас прилетим страну по морю Сметаны через Йогуртовый залив.

Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу…

- Кто запомнил, что принесла хозяйка? Как это назовем, одним словом? В какую страну мы прилетели, кто догадался? (Овощландию)

- Жители этой страны приготовили вам задание. Отгадать загадки.

б) Откройте учебники “Мир вокруг нас” стр. 104. – Рассмотрите рисунки. Что вы видите? (рисунки овощей и фруктов и их названия). Рисунки овощей помогут отгадать вам загадки. Возьмите простой карандаш и соедините линиями рисунок и название.

-Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.

Летом зеленеют
К осени краснеют. (Помидоры)

- На грядке длинный и зеленый
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)

- Скинули с Егорушки
Золотые перышки –
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка. (Лук)

- Маленький, горький,
Луку брат. (Чеснок)

- Щеки розовые, нос белый
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис)

- Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)

- На земле – трава,
Под землей – алая голова. (Свекла)

- Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

- Желтый теленочек
Привязан веревочкой
Лежит на боку и толстеет. (Дыня)

- Какие еще знаете овощи? (Дети перечисляют)

в)- Мудрая Черепаха решила сварить борщ. Но не знает, какие овощи ей нужны. Поможем ей? Откройте рабочую тетрадь стр. 43, найдите задание № 2. Соедините стрелками необходимые овощи с кастрюлей черепахи.

  • - Из каких овощей варят борщ? (Дети перечислят).
  • - Что еще можно приготовить из овощей?
  • - Какие овощи выращивают в нашей местности? (Дети перечисляют).

В нашей местности можно вырастить все овощи, некоторые из них в закрытом грунте, т.е. в пленочных теплицах или парниках.

  • - Какие овощи мы выращиваем в парниках? (помидоры, огурцы, редис, различные сорта салата).
  • - Как вы думаете, почему? (Это зависит от того, что климат в Якутии резко - континентальный, короткое, часто холодное лето. Растение в таких условиях не успевают дать плоды, поэтому люди и выращивают их в теплицах).

- В Алданском районе есть такая местность, где можно вырастить огурцы и помидоры в открытом грунте – это дачный поселок Тобук, п. Заречный, но… выращенные рассадой, т.е. заранее посаженные в специальные ящики в домашних условиях. Я думаю, что у многих из вас дома сейчас есть рассада.

г) – Жители страны Овощландии просят вас послушать стихотворение и сказать о чем оно?

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключения,
В этом нет сомнения.
В каждом польза есть и вкус,
И решать я не берусь,
Кто из них вкусней
И кто из них важней.

- О чем это стихотворение?

д) - Вы отлично справились с заданиями жителей страны Овощландии. Они дарят вам частушки о пользе овощей. (Выходят 4 ученика и поют под караоке).

Я здоров, я здоров
Хоть и ростом не высок.
Я не буду, есть котлеты –
Мне пожарьте кабачок.
На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры
Мне и силу и здоровье
Дарят помидоры.
Я румяная девчонка
И танцую ловко!
Потому что ем всегда
Свежую морковку.
Не болеем больше гриппом
Не боимся сквозняка
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока.

е) - Хоть и весело у вас овощи, но нам пора отправляться в дорогу. Мы летим над морем Сметаны, пролетаем над Молочным океаном. И на нашем пути… Какая страна? (Фруктландия). Что это? Я, кажется, слышу сигнал бедствия – SOS.

- В этой стране побывала Злючка – Грязючка и взяла в плен жителей этой страны. Чтобы их освободить, надо отгадать кроссворд. Поможем им?

ж) (На доске кроссворд)

ВИНОГРАД

МАНДАРИН

ГРАНАТ

ГРУША

ЛИМОН

АПЕЛЬСИН

АНАНАС

ФРУКТЫ

- Слова строчек № 1, 4, 5, 6, 7 мы найдем на странице учебника 104; остальные читаю сама:

2 - младший брат апельсина (мандарин);

3 – маленькая печка с красным угольком (гранат);

8 – как назвать все одним словом? (фрукты)

- Молодцы! фрукты благодарны вам за спасение.

- Как отличить фрукты от овощей? (Фрукты растут в саду, они сладкие, кроме лимона).

з) - Муравьишка загрустил. Он забыл из чего можно сварить компот. Помогите ему. На стр. 43 рабочей тетради задание №2. Соедините стрелками необходимые продукты с кастрюлей. (Дети выполняют самостоятельно).

- Из чего же сварил компот Муравьишка?

- А клубника и крыжовник – это фрукты? А что это? (Это ягоды).

- Значит, вы не правильно сварили компот? А разве из ягоды нельзя сварить компот?

- А что еще можно приготовить из фруктов?

и) – Сейчас поиграем в игру. В одну корзину вы положите фрукты, которые растут у нас, а в другую – заморские. (Дети по очереди выходят)

- Почему одна корзина пустая? Какой сделаем вывод? (У нас в Якутии фрукты не растут, так как за короткое лето они не успеют созреть).

4. Физминутка

Каждый день по утрам
Делаем зарядку. (Ходьба на месте).
Очень нравиться нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх).
Приседать и вставать, (6 раз присесть)
Прыгать и скакать (10 прыжков).
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим
До лампы дотянусь.

5.Формирование новых знаний (продолжение).

к) - Нам пора. Летим дальше и попадаем мы в страну… Буквы какие – то? Посмотрите внимательно на кроссворд. Прочитайте ключевое слово. (Витамины).

- Мы попали в страну Витаминландию. В этой стране три города. Город, в котором король витамин А, город, в котором король витамин В, город в котором король витамин С.

- Давайте с ними познакомимся. (Входят три ученика в коронах, с корзинами в которых лежат овощи и фрукты).

- Послушаем, о чем они нам хотят рассказать.

- Я – витамин А. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я. Меня вы найдете в морковке, капусте, помидорах, перце. (Ученик называет овощи и фрукты и показывает на них).

- Я, витамин В. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен я. Меня вы найдете в свекле, яблоках, репе, зелени салата.

- Я, витамин С. Я, король витаминов. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен я. Меня вы найдете в лимоне, красной и черной смородине, луке.

- Спасибо витамины. Как много интересного и полезного мы узнали.

л) - И они приготовили вам задание. Проверим, кто был из вас самым внимательным.

  • - Для его нужен витамин А?
  • - Для чего нужен витамин В?
  • -Для чего нужен витамин С?
  • - Какой сделаем вывод?

м) – Прочитайте слова Мудрой Черепахи на стр. 105.(Читает ученик).

- Наш Алдан город небольшой. Но в нем много котельных и машин. Дым из труб и выхлопные газы выделяют много вредных веществ, которые загрязняют воздух, попадают в почву и в воду. Поэтому в таких неблагоприятных условиях необходимо употреблять в пищу много овощей и фруктов.

6. Рефлексия

- Наше путешествие по планете Правильного питания подошло к концу. Вы отлично работали на уроке, показали хорошие знания, выполнили все задания жителей планеты и благополучно вернулись в класс.

- Ой, ребята посмотрите на Муравьишку. Что это у него в руках? (Грязная морковка). О чем надо ему напомнить?

- Что было интересным?

- Что осталось непонятным?