Цели.
- Способствовать привитию интереса к изучению русского языка.
- Учить видеть связи русского языка и понимать его роль в жизни.
Оборудование:
- плакат с названием игры,
- карточки с заданиями, ребусами,
- задания капитанам.
Ход игры.
Ведущий.
Любит КВН наш класс,
Я объявляю заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори.
1 ученик.
Грамматика, грамматика-
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
2 ученик.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравишь.
3 ученик.
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
4 ученик.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика
Осилю понемногу я!
Ведущий. Призовой фонд нашей игры: шоколад разного размера.
Спонсоры программы – наши родители.
Члены нашего жюри______________________
В КВН участвуют две команды:
- команда “Друзья” 4 “В” класса и
- команда “Слово” 4 “Б” класса.
Приветствие команды “Слово”.
Победы, а не поражения
Мы вам желаем “ДРУЗЬЯ”!
Приветствие жюри:
ВАМ и слава, и почет,
А мы любим точный счет.
Приветствие команды “Друзья”. Наша команда называется “Друзья”, это команда:“Д” -дружных, “Р”-работоспособных, “У”-умелых, “З”-затейников, “ь”-изучающих, “Я”- явление имен существительных.
Ведущий. Да, действительно наш КВН сегодня посвящен Его Величеству- Имени Существительному.
Ученик.
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики.
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники!
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло на все ответить
Имя существительное!
Разминка для команд.
Разминку мы проведем в виде теста, в котором нужно указать цифру, обозначающую правильный ответ. Каждый член команды отвечает на один вопрос и передает лист следующему.
1. Имя существительное обозначает:
- признаки и отвечает на вопрос что?
- предметы и отвечает на вопрос что делает?
- предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Существительное изменяется:
- по числам и родам,
- по числам и вопросам,
- по числам, вопросам и родам.
3. Склонением называется:
- изменение по вопросам,
- изменение по числам,
- по числам, вопросам и родам.
4. К 1 склонению относятся:
- все существительные женского рода,
- все существительные мужского и женского рода,
- все существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я.
5. Ко 2 склонению относятся имена существительные:
- мужского рода,
- женского и мужского рода без окончаний,
- среднего рода с окончаниями –о,-е и мужского рода без окончаний.
6. К 3 склонению относятся имена существительные:
- мужского рода без окончаний,
- женского рода без окончаний,
- женского и мужского рода без окончаний.
7. В предложном падеже имеют окончание –е:
- существительные 1,2,3 склонения,
- существительные 1 и 2 склонения,
- существительные 2 и 3 склонения.
Пока жюри оценивает работы, команда “Слово” рассказывает стихи о падежах.
Г.Граубин “Ленительный падеж”
Спросили Лежебокина:
-А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты.
Не любишь падежи.
Давным-давно все школьники
Их знают назубок,
Их за два года выучить
Один лишь ты не смог.
Ответил он рассерженно:
-В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем- нибудь
С другими не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой – нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
-Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, простительный.
Ученик.
Воскликнул Именительный
-Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познает!
-ТОГО,- сказал Родительный,-
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
-ТОМУ,- ответил Дательный-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
-ТОГО,- сказал Винительный,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
-С ТЕМ,- заявил Творительный,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
-О ТОМ,- сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
Следующий конкурс- это Конкурс Капитанов.
Вам нужно определить падежи существительного “ЛИСТ” в стихотворении Ю.Карасева “Приключения зеленого листа”
Ю.Карасев “Приключения зеленого листа”
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа.
Ветер нес его и нес.
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес.
Шмыг - к зеленому листу!
Лапой хвать зеленый лист,
Дескать, поиграем.
“Не хочу”,-парашютист
Головой качает…
Ветер вновь с листом зеленым
Закружил над старым кленом,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом.
Пока Капитаны команд выполняют задание - Конкурс болельщиков.
1.Что бы это значило?
- Т М Л О С Е А
- 7 3 5 4 1 6 2
- Р А О В К О Р К С И А К
- 3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1
- О К Б О К Л О О Р С К О А
- 4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6
Подведение итогов конкурсов.
Конкурсы команд.
Конкурсы команд.
1. Помогите спастись потерпевшим кораблекрушение.
Для этого нужно в текст, размытый морской водой, вставить недостающие слова.
Дополнительный лист 1.
Из моря выловлена бутылка, а в ней письмо от отважного капитана.
SOS!!! С нашим ... случилось ... . Мы сели на ... . В ... образовалась огромная ... . Некоторых ... охватила ..., но я сказал, что нас непременно ждёт ... . Надо только написать ... и бросить в .. . И ... обязательно придёт! Отважные ..., выловившие наше ..., спасите!
К сожалению, соль разъела чернила. Команда будет спасена, если вы правильно вставите недостающие слова – имена существительные: море, мель, несчастье, паника, борт, корабль, письмо, пробоина, спасение, мореплаватели.(Определите склонение имён существительных).
2. Конкурс “По щучьему велению”.
В этом конкурсе нужно неодушевленные имена существительные превратить в одушевленные
Дополнительный лист 2.
- cила-
- труба-
- цирк-
- гора-
- кавказ
- защита-
- библиотека-
- Москва-
- баян-
- разведка-
- виноград-
3. Конкурс “ Семь раз примерь…”
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Поставить существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Банан-………………………..
Басня-……………………….
Сапог-……………………….
Ясли-………………………..
Яблоня-……………………..
Музыкальная пауза.
4. Конкурс "Перекрёсток"
Вставить в сетку слова – имена существительные.
о | о | |||
о | о | |||
о | ||||
о | о | |||
о | о |
- тяжелый металл
- хищная птица
- часть дерева
- наводнение
- водоем
5.Заключительный конкурс
“Сочини стихотворение по данным словам- рифмам”.
Урок.
падежи
подскажиизучаю
скучаюне спешу
пишутетрадь
пять
Подведение итогов КВН. Награждение. Слово для подведения итогов предоставляется …
ответы к заданиям КВН. (см. Приложение)