Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся и решает конкретные задачи: содействовать идейному воспитанию учащихся; дать знания элементарных основ реалистического рисунка, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства; развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства, понимание прекрасного; воспитать интерес и любовь к искусству.
Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. Учащиеся осваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Изобразительное искусство помогает развить и сформировать зрительное восприятие, пространственное представление, память, чувства и другие психические процессы.
Знания, умения, навыки находят применение на других уроках и трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения учащийся удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытание радости, наслаждения, встречи с прекрасным способствует воспитанию доброты, сопереживания, сочувствия окружающим. “Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка”, - писал В.А.Сухомлинский.
Необходимо знакомить учащихся с произведениями великих мастеров.
На занятиях кружка по изобразительному искусству я использую следующие направления:
- Особенности строения, характерная форма, объем окружающих объектов действительности: растительных форм, предметов быта, животных, птиц, фигуры человека.
- Изучаем пространственные свойства предметов и связанных с ними законов линейной перспективы.
- Изучаем простейшие законы цветоведения и их использование как выразительные художественно-эстетические средства.
- Изучаем элементарные закономерности светотени, теорию теней и выражение их в произведениях графики (рисунки, наброски) и живописи.
- Изучаем законы композиции в творчестве мастеров изобразительного искусства В.Сурикова, В.Васнецова, И.Левитана, К.Юона, А.Пластова и др.
- Учимся правильно пользоваться техникой рисования простым карандашом и акварелью.
- Просматриваем фильмы о великих мастерах живописи и графики как отечественных так и зарубежных (имеется целый набор кассет).
Результатом данной работы является участие в муниципальных и областных конкурсах, на которых работы детей отмечены неоднократно грамотами и благодарственными письмами.
Программа по предмету “Рисунок” <Приложение1>
Галерея детских работ <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>, <Рисунок5>, <Рисунок6>, <Рисунок7>, <Рисунок8>, <Рисунок9>, <Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>, <Рисунок13>, <Рисунок14>,<Рисунок15>,<Рисунок16>
Беседы о художниках:
- Творчество В.И.Сурикова
- Творчество И.Е.Репина
- Творчество К.П.Брюлова
- Творчество И.И.Левитана
- Творчество В.И.Васнецова
- Творчество А.А.Иванова
- Творчество Б.М.Кустодиева
- Творчество В.Д.Поленова
- Творчество В.А.Серова
- Творчество В.Г.Перова
Список литературы:
- Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина “Изобразительное искусство”
- Г.Г.Виноградова “Уроки рисования с натуры”
- Б.Г.Ананьев “Очерки психологии”
- Энциклопедия русской живописи
- В.А.Яблонский “Преподавание предметов: “Рисунок” и “Основы композиции”
- Хрестоматия “Рисунок, живопись, композиция”. Составители: Н.Н.Ростовцева, С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов
- Т.Я.Шпикалова “Народное искусство на уроках декоративного рисования”
- Ли Хэммонд “Учимся рисовать” (перевод с английского). ООО “Попурри”, 1996
- Джованни Чиварди “Техника рисунка”. М., Эксмо-пресс, 2002
- Берт Додсон “Ключи к искусству рисунка”. ООО “Попурри”, 1999