Тема: " Я приду к тебе в гости"
Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще, прежде чем дети станут хорошо осознавать себя, - внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному…
Необходимость и благодетельность привычки доказывается ещё тем обстоятельством, что дети, даже будучи в состоянии понимать и рассуждать, часто, однако, по легкомыслию и ветрености, не делают того, что следует, пока их не заставят или не принудят внешним образом; лучшее средство для этого и есть постепенное приучение. Раннее приучение тот час производит привычку; а какую власть имеет над человеком привычка, можно видеть даже из старой пословицы: привычка – вторая натура.
Этот материал построен так, чтобы в игровой форме прививать навыки культуры общения.
Цель: прививать щедрость, тактичность
Дети входят в нарядный класс. Рассаживаются на стульчики. На каждом стуле лежит пригласительный билет. На билете с обратной стороны написаны вопросы.
Учитель: если вы хотите чтобы этот билет остался у вас, вы должны правильно ответить на вопрос, который в этом билете спрятан.
Примерные вопросы, написанные в билетах.
- Подошел к остановке автобус, водитель открыл двери, а пассажиры выйти не могут. Как ты думаешь, почему?
(Потому что к дверям подошли невоспитанные люди и загородили дорогу выходящим.)
- Вошли в автобус мама с мальчиком лет шести. Мама усадила мальчика на свободное сидение, а сама стала рядом. На следующей остановке в автобус вошла старушка с палочкой и тоже стала рядом с мальчиком. Ей было тяжело стоять, она переминалась с ноги на ногу. А мальчик смотрел в окно и с аппетитом ел сладкую грушу. Как бы на его месте поступил бы ты?
(мальчик поступил некрасиво ДВАЖДЫ).
- Нужно ли снимать шапку, если ты пришел в гости, в театр или в библиотеку? (Обязательно).
- Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком;
- Бросишь на землю, когда никто не видит,
- Бросишь в урну
- Отдашь маме
- Можно ли включать телевизор, тем более на всю громкость, если бабушка легла отдохнуть?
- Можно ли обманывать своих товарищей и взрослых? Какие люди, по твоему, лгут и притворяются?
- Как поступил бы ты, если бы нечаянно разбил чашку или опрокинул вазу?
- Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь:
- Придешь пораньше
- Придешь вовремя
- Тогда, когда все уже будут в сборе, то есть, позже всех
- Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос, как ты поступишь:
(Вежливый человек придет вовремя, а если не сможет прийти – постарается предупредить об этом.)
- Вытрешь его рукавом
- Носовым платочком
- Бумажной салфеткой
- Не будешь ничем вытирать, пока не доешь пирожное и не допьёшь чай.
- Как нужно размешивать чай в стакане:
- Так чтобы звон доносился до соседей по подъезду
- Так, чтобы чай расплескался по столу
- Бесшумно, не привлекая к себе соседей по столу
- Что нужно сделать, когда входишь в чей – либо дом или квартиру? (Поздороваться )
- Если ты вернулся с прогулки, кто должен подать тебе тапочки?
(Ты можешь взять их сам. А вот если мама вернулась с работы, тапочки подать ей можешь ты.)
- Кто должен мыть за тобой посуду – мама или бабушка? (Ты сам.)
- Мама просила тебя полить цветы. А ты забыл. И вот она пришла с работы и спросила, почему ты не полил цветы. Как ты поступишь;
- Промолчишь, не отрываясь от своих дел
- Быстренько сбегаешь за водой и польёшь цветы
- Признаешься, что забыл, а цветы за тебя польёт мама.
- В гостях тебе налили полную тарелку супа. Ты уже знаешь, что тебе столько никогда не съесть, как ты поступишь;
- Начнешь, есть и половину порции оставишь в тарелке
- Лопнешь, но съешь всё, что в тарелке
- Извинишься и попросишь, чтобы тебе налили поменьше, потому что столько тебе не съесть
- .За столом тебе задали вопрос, а у тебя полный рот. Как ты поступишь:
- Сначала прожуешь, потом ответишь
- Пробубукаешь ответ с полным ртом
(Нужно прожевать, это раз. И полный рот не набивать, это два.)
- Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за столом громко икнул:
- Начнешь хохотать, чтобы и остальные посмеялись вместе с тобой
- Постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его
- Вы с мамой пришли в театр, подошли к зеркалу, и мама уронила расческу. Как ты поступишь:
- Подождешь когда мама её поднимет, и подаст тебе, чтобы ты причесался первым
- Опередишь маму, поднимешь расческу и предложишь ей причесаться первой
Ход классного часа.
Учитель.
Вот мы и ответили на все вопросы. Скажите мне, пожалуйста, кто из вас не любит ходить в гости? Поднимите руку.
Все любят ходить в гости? Я так и думала. А почему мы с вами любим ходить в гости?
Ответы ребят. Тактичные поправки учителя.
А что мы с вами знаем о том, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем?
Давайте попробуем в этом сегодня разобраться. Я предлагаю вам игру.
Разыгрывается сценка «В прихожей».
В роли гостя и в роли хозяина – дети.
Сюжет 1.
Хозяин занимается какими-то делами ( смотрит мультик, читает книгу, играет в настольную игру и т.д.)
К «двери» подходит гость и «звонит»
Хозяин отрывается от своего дела и идет открывать дверь.
С каким выражением лица он открывает дверь? Как он приветствует гостя? Как он встречает его? Как чувствует себя в это время гость?
В этой сценке возможен и такой вариант: хозяин приоткрывает «дверь» и разговаривает с гостем «на пороге».
На это учитель обращает внимание детей: « Как по- вашему, ребята, Коля у нас –приветливый хозяин?»
(Затем хозяина играет учитель.)
Ситуация повторяется. Дети замечают разницу. Приветливый хозяин выражает неподдельную радость, у него на лице – улыбка, он предлагает гостю посмотреть вместе с ним новые мультики или поиграть и непременно скажет: «Как хорошо, что ты пришел!».
Вывод: Хозяин должен быть приветливым.
А ещё каким?
Учитель предлагает разыграть ещё одну сценку.
(К понятиям щедрый и тактичный хозяин подвести детей методом «от противного».)
Сюжет 2.
Учитель - хозяин, ученик – гость. Хозяин садится на диван, гость стоит рядом. Хозяин не предлагает гостю сесть, если же вдруг гость садится на диван, хозяин прогоняет его такими словами:
«Встань-ка с этого дивана,
А не то там будет яма!».
Гость тянется к игрушкам, хочет посмотреть книжки – на это хозяин тоже отвечает подобным образом: игрушки ломаются, а книжки рвутся. И вообще посмотри на свои руки, ты их сегодня хоть мыл?
Дети прекрасно разобрались в ситуации и готовы вместе с учителем сделать вывод:
Хозяин должен быть щедрым и тактичным,
Он не должен жалеть для гостей книг, игрушек, дисков, угощения.
Читается полностью стихотворение Олега Григорьева
«Гостеприимство».
- Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма,
Не ходите по ковру -
Вы протрёте в нём дыру.
И не трогайте кровать –
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?
Вопросы ребятам:
Скажите, как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу или разобьет что-нибудь?
А как он поступит. Если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?
А ещё хозяин должен уметь занять своих гостей.
Вы согласны со мной ребята? Тогда расскажите, пожалуйста, чем вы занимаете своих гостей у себя на дне рождения, к примеру? Наверное, играете? Давайте поиграем вместе в одну из ваших игр!
(дети предлагают свои игры).
Игра «Жмурки», «Испорченный телефон» и т.д. подвижная игра снимет накопившееся умственное напряжение, дети встряхнутся и разомкнутся.
А каким по вашему должен быть гость. Вы могли бы сказать? Давайте поговорим об этом и начнем наш разговор с такой истории:
«После соревнований Игорь сказал Виктору: - Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем.
- Ладно, - ответил Виктор. – Приду.
Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз , теплой воды, собрался выстирать галстук. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.
- Привет, - сказал Виктор, - это я.
Он прошел в комнату, бросил мокрый плащ и шапку в кресло и огляделся:
- А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола.
- Это отцу подарили. На память.
- Здорово сделано. А мачты из дерева, что ли? – Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.
Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочерёдно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам.
- Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картину на стене, глиняного веселого барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.
- Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Виктора ясно выразилось презрение к вкусам хозяина.
Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в корочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик.
Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.
- Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь, как соленое люблю.
И наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за шапку.
- Ну, я пошёл. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как – нибудь, - и гремя сапогами он помчался по лестнице».
( Из книги Б. В. Бушелевой. «Поговорим о воспитанности», М., «Просвещение», 1988 г., стр. 15)
- Ну, как вам гость, понравился?
- Какие ошибки в поведении Виктора вы заметили?
Итог беседы:
Учитель предлагает вернуться к рассказу: я начну читать, а вы в тех местах, где гостем допущена ошибка, - хлопните в ладоши, пожалуйста.
(Основные ошибки гостя: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, расспрашивал о цене, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения, шумел на лестнице, и т.д.)
Сегодня мы с вами поговорили каким должен быть хозяин и гость, а в следующий раз поговорим как бы поступили мы на месте Виктора.
А сейчас я приглашаю вас в гости:
Посмотрите, кто нас встречает - мартышка за чаем!
Дети приглашаются к столу на чашку чая с пирожным.
За чаем будет продолжение «урока» - научить ребят есть торт ложечкой.
Замечания допустимы, если они поданы деликатно и остроумно, в шутливой форме.
.