Классный час в 1-м классе "Я приду к тебе в гости"

Разделы: Внеклассная работа


 

Тема: " Я приду к тебе в гости"

Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще, прежде чем дети станут хорошо осознавать себя, - внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному…
Необходимость и благодетельность привычки доказывается ещё тем обстоятельством, что дети, даже будучи в состоянии понимать и рассуждать, часто, однако, по легкомыслию и ветрености, не делают того, что следует, пока их не заставят или не принудят внешним образом; лучшее средство для этого и есть постепенное приучение. Раннее приучение тот час производит привычку; а какую власть имеет над человеком привычка, можно видеть даже из старой пословицы: привычка – вторая натура.
Этот материал построен так, чтобы в игровой форме прививать навыки культуры общения.

Цель: прививать щедрость, тактичность

Дети входят в нарядный класс. Рассаживаются на стульчики. На каждом стуле лежит пригласительный билет. На билете с обратной стороны написаны вопросы.

Учитель: если вы хотите чтобы этот билет остался у вас, вы должны правильно ответить на вопрос, который в этом билете спрятан.

Примерные вопросы, написанные в билетах.

  • Подошел к остановке автобус, водитель открыл двери, а пассажиры выйти не могут. Как ты думаешь, почему?

отому что к дверям подошли невоспитанные люди и загородили дорогу выходящим.)

  • Вошли в автобус мама с мальчиком лет шести. Мама усадила мальчика на свободное сидение, а сама стала рядом. На следующей остановке в автобус вошла старушка с палочкой и тоже стала рядом с мальчиком. Ей было тяжело стоять, она переминалась с ноги на ногу. А мальчик смотрел в окно и с аппетитом ел сладкую грушу. Как бы на его месте поступил бы ты?

(мальчик поступил некрасиво ДВАЖДЫ).

  • Нужно ли снимать шапку, если ты пришел в гости, в театр или в библиотеку? (Обязательно).
  • Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком;
    • Бросишь на землю, когда никто не видит,
    • Бросишь в урну
    • Отдашь маме
  • Можно ли включать телевизор, тем более на всю громкость, если бабушка легла отдохнуть?
  • Можно ли обманывать своих товарищей и взрослых? Какие люди, по твоему, лгут и притворяются?
  • Как поступил бы ты, если бы нечаянно разбил чашку или опрокинул вазу?
  • Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь:
    • Придешь пораньше
    • Придешь вовремя
    • Тогда, когда все уже будут в сборе, то есть, позже всех

    (Вежливый человек придет вовремя, а если не сможет прийти – постарается предупредить об этом.)

  • Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос, как ты поступишь:
    • Вытрешь его рукавом
    • Носовым платочком
    • Бумажной салфеткой
    • Не будешь ничем вытирать, пока не доешь пирожное и не допьёшь чай.
  • Как нужно размешивать чай в стакане:
    • Так чтобы звон доносился до соседей по подъезду
    • Так, чтобы чай расплескался по столу
    • Бесшумно, не привлекая к себе соседей по столу
  • Что нужно сделать, когда входишь в чей – либо дом или квартиру? (Поздороваться )
  • Если ты вернулся с прогулки, кто должен подать тебе тапочки?

(Ты можешь взять их сам. А вот если мама вернулась с работы, тапочки подать ей можешь ты.)

  • Кто должен мыть за тобой посуду – мама или бабушка? (Ты сам.)
  • Мама просила тебя полить цветы. А ты забыл. И вот она пришла с работы и спросила, почему ты не полил цветы. Как ты поступишь;
    • Промолчишь, не отрываясь от своих дел
    • Быстренько сбегаешь за водой и польёшь цветы
    • Признаешься, что забыл, а цветы за тебя польёт мама.
  • В гостях тебе налили полную тарелку супа. Ты уже знаешь, что тебе столько никогда не съесть, как ты поступишь;
    • Начнешь, есть и половину порции оставишь в тарелке
    • Лопнешь, но съешь всё, что в тарелке
    • Извинишься и попросишь, чтобы тебе налили поменьше, потому что столько тебе не съесть
  • .За столом тебе задали вопрос, а у тебя полный рот. Как ты поступишь:
    • Сначала прожуешь, потом ответишь
    • Пробубукаешь ответ с полным ртом

      (Нужно прожевать, это раз. И полный рот не набивать, это два.)

  • Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за столом громко икнул:
    • Начнешь хохотать, чтобы и остальные посмеялись вместе с тобой
    • Постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его
  • Вы с мамой пришли в театр, подошли к зеркалу, и мама уронила расческу. Как ты поступишь:
    • Подождешь когда мама её поднимет, и подаст тебе, чтобы ты причесался первым
    • Опередишь маму, поднимешь расческу и предложишь ей причесаться первой

Ход классного часа.

Учитель.

Вот мы и ответили на все вопросы. Скажите мне, пожалуйста, кто из вас не любит ходить в гости? Поднимите руку.
Все любят ходить в гости? Я так и думала. А почему мы с вами любим ходить в гости?

Ответы ребят. Тактичные поправки учителя.

А что мы с вами знаем о том, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем?
Давайте попробуем в этом сегодня разобраться. Я предлагаю вам игру.

Разыгрывается сценка «В прихожей».

В роли гостя и в роли хозяина – дети.

Сюжет 1.

Хозяин занимается какими-то делами ( смотрит мультик, читает книгу, играет в настольную игру и т.д.)
К «двери» подходит гость и «звонит»
Хозяин отрывается от своего дела и идет открывать дверь.

С каким выражением лица он открывает дверь? Как он приветствует гостя? Как он встречает его? Как чувствует себя в это время гость?

В этой сценке возможен и такой вариант: хозяин приоткрывает «дверь» и разговаривает с гостем «на пороге».
На это учитель обращает внимание детей: « Как по- вашему, ребята, Коля у нас –приветливый хозяин?»
(Затем хозяина играет учитель.)

Ситуация повторяется. Дети замечают разницу. Приветливый хозяин выражает неподдельную радость, у него на лице – улыбка, он предлагает гостю посмотреть вместе с ним новые мультики или поиграть и непременно скажет: «Как хорошо, что ты пришел!».

Вывод: Хозяин должен быть приветливым.

А ещё каким?
Учитель предлагает разыграть ещё одну сценку.

(К понятиям щедрый и тактичный хозяин подвести детей методом «от противного».)

Сюжет 2.

Учитель - хозяин, ученик – гость. Хозяин садится на диван, гость стоит рядом. Хозяин не предлагает гостю сесть, если же вдруг гость садится на диван, хозяин прогоняет его такими словами:
«Встань-ка с этого дивана,
А не то там будет яма!».
Гость тянется к игрушкам, хочет посмотреть книжки – на это хозяин тоже отвечает подобным образом: игрушки ломаются, а книжки рвутся. И вообще посмотри на свои руки, ты их сегодня хоть мыл?

Дети прекрасно разобрались в ситуации и готовы вместе с учителем сделать вывод:

Хозяин должен быть щедрым и тактичным,

Он не должен жалеть для гостей книг, игрушек, дисков, угощения.
Читается полностью стихотворение Олега Григорьева

«Гостеприимство».

- Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма,
Не ходите по ковру -
Вы протрёте в нём дыру.
И не трогайте кровать –
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?

Вопросы ребятам:

Скажите, как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу или разобьет что-нибудь?
А как он поступит. Если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?

А ещё хозяин должен уметь занять своих гостей.

Вы согласны со мной ребята? Тогда расскажите, пожалуйста, чем вы занимаете своих гостей у себя на дне рождения, к примеру? Наверное, играете? Давайте поиграем вместе в одну из ваших игр!

(дети предлагают свои игры).

Игра «Жмурки», «Испорченный телефон» и т.д. подвижная игра снимет накопившееся умственное напряжение, дети встряхнутся и разомкнутся.

А каким по вашему должен быть гость. Вы могли бы сказать? Давайте поговорим об этом и начнем наш разговор с такой истории:

«После соревнований Игорь сказал Виктору: - Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем.
- Ладно, - ответил Виктор. – Приду.
Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз , теплой воды, собрался выстирать галстук. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.
- Привет, - сказал Виктор, - это я.
Он прошел в комнату, бросил мокрый плащ и шапку в кресло и огляделся:
- А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола.
- Это отцу подарили. На память.
- Здорово сделано. А мачты из дерева, что ли? – Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.
Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочерёдно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам.
- Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картину на стене, глиняного веселого барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.
- Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Виктора ясно выразилось презрение к вкусам хозяина.
Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в корочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик.
Игорь в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.
- Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь, как соленое люблю.
И наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взялся за шапку.
- Ну, я пошёл. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать надо. Отдам как – нибудь, - и гремя сапогами он помчался по лестнице».

 ( Из книги Б. В. Бушелевой. «Поговорим о воспитанности», М., «Просвещение», 1988 г., стр. 15)

- Ну, как вам гость, понравился?
- Какие ошибки в поведении Виктора вы заметили?

Итог беседы:

Учитель предлагает вернуться к рассказу: я начну читать, а вы в тех местах, где гостем допущена ошибка, - хлопните в ладоши, пожалуйста.

(Основные ошибки гостя: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, расспрашивал о цене, требовал угощения, взял без разрешения ножик, решил снова прийти без приглашения, шумел на лестнице, и т.д.)

Сегодня мы с вами поговорили каким должен быть хозяин и гость, а в следующий раз поговорим как бы поступили мы на месте Виктора.

А сейчас я приглашаю вас в гости:

Посмотрите, кто нас встречает - мартышка за чаем!

Дети приглашаются к столу на чашку чая с пирожным.
За чаем будет продолжение «урока» - научить ребят есть торт ложечкой.
Замечания допустимы, если они поданы деликатно и остроумно, в шутливой форме.
.