Единственная настоящая роскошь -
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент Экзюпери.
Пояснительная записка.
В связи с переходом школы на профильное обучение от администрации поступил заказ на разработку элективного курса. Результат анкетирования учащихся 9-х классов показал их высокую потребность в курсе по психологии.
В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:
- коммуникабельность;
- способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- обладать словарным запасом и умело им пользоваться;
- умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.
Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.
Элективный курс «Психология общения» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.
Цель курса: показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.
Задачи курса:
- Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения.
- Формирование у уч-ся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
- Повышение самооценки и уверенности в себе.
Продолжительность курса: 12 часов. ( 1 час в неделю; можно проводить спаренные часы).
Возрастная группа: уч-ся 9-х кл .( предпрофильные классы)
Наполняемость группы: 10-12 человек.
Методы:
- информирование
- диагностика
- ролевое проигрывание
- беседа
- психотехнические приемы
- дискуссии
- анализ ситуаций.
Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.
Ожидаемые результаты.
По окончании курса учащиеся должны:
знать:
- правила эффективного общения;
- проблемы межличностного взаимодействия;
- коммуникативные барьеры.
уметь:
- рефлексировать свое поведение;
- самовыражаться;
- анализировать ситуации общения.
Тематический план элективного курса.
Разделы и темы |
Количество часов |
Тема 1. |
1 |
Тема 2. |
3 |
Тема 3. |
4 |
Тема 4. |
4 |
Содержание курса.
Тема 1. Понятие общения в психологии.
Понятие общения в психологии. Многоплановый характер общения. Единство общения и деятельность. Структура общения.
Тема 2. Общение как коммуникация.
Общение как коммуникация. Модель коммуникативного общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства в общении. Понятие коммуникативных барьеров.
Тема 3. Общение в контексте взаимодействия людей.
Общение в контексте взаимодействия людей. Виды взаимодействия: содружество, конфликт, содружество. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы совместной деятельности.
Тема 4. Межличностное познание в общении.
Межличностное познание в общении. Общение как восприятие людьми друг друга. Взаимоотношение в процессе общения. Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, идентификация, рефлексия. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
Литература.
- Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студентов.-М.:Академия, 1997.
- Баталова И.В.Программа тренинга конфликтной компетентности подростка.(ж.»Классный руководитель»,№ 4,2006).
- Баева И.А. Психология в понятиях, образах и переживаниях.-М., 1996.
- Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг).-М.,2007.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. -М,1993.
- Рогов Е.И.Психология общения. -М: Владос, 2002.
- Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения ( журнал «Классный руководитель», № 2,8 2001год,№ 8 2002)