Программа элективного курса "Психология общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


 

Единственная настоящая роскошь -
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент Экзюпери.

Пояснительная записка.

В связи с переходом школы на профильное обучение от администрации поступил заказ на разработку элективного курса. Результат анкетирования учащихся 9-х классов показал их высокую потребность в курсе по психологии.
В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:

  • коммуникабельность;
  • способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • обладать словарным запасом и умело им пользоваться;
  • умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.

Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.

Элективный курс «Психология общения» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.

Цель курса: показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.

Задачи курса:

  1. Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения. 
  2. Формирование у уч-ся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
  3. Повышение самооценки и уверенности в себе.

Продолжительность курса: 12 часов. ( 1 час в неделю; можно проводить спаренные часы).

Возрастная группа: уч-ся 9-х кл .( предпрофильные классы)

Наполняемость группы: 10-12 человек.

Методы:

- информирование
- диагностика
- ролевое проигрывание
- беседа
- психотехнические приемы
- дискуссии
- анализ ситуаций.

Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.

Ожидаемые результаты.

По окончании курса учащиеся должны:

знать:

- правила эффективного общения;

- проблемы межличностного взаимодействия;

- коммуникативные барьеры.

уметь:

- рефлексировать свое поведение;

- самовыражаться;

- анализировать ситуации общения.

Тематический план элективного курса.

 

Разделы и темы

Количество часов

Тема 1.
Понятие общения в психологии.

 

1

Тема 2.
Общение как коммуникация.

 

3

Тема 3.
Общение в контексте взаимодействия людей

 

4

Тема 4.
Межличностное познание в общении.

 

4

 

Содержание курса.

 

Тема 1. Понятие общения в психологии.

Понятие общения в психологии. Многоплановый характер общения. Единство общения и деятельность. Структура общения.

Тема 2. Общение как коммуникация.

Общение как коммуникация. Модель коммуникативного общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные средства в общении. Понятие коммуникативных барьеров.

Тема 3. Общение в контексте взаимодействия людей.

Общение в контексте взаимодействия людей. Виды взаимодействия: содружество, конфликт, содружество. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы совместной деятельности.

Тема 4. Межличностное познание в общении.

Межличностное познание в общении. Общение как восприятие людьми друг друга. Взаимоотношение в процессе общения. Механизмы взаимопонимания в общении: эмпатия, идентификация, рефлексия. Содержание и эффекты межличностного восприятия.

Литература.

  1. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студентов.-М.:Академия, 1997.
  2. Баталова И.В.Программа тренинга конфликтной компетентности подростка.(ж.»Классный руководитель»,№ 4,2006).
  3. Баева И.А. Психология в понятиях, образах и переживаниях.-М., 1996.
  4. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг).-М.,2007.
  5. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. -М,1993.
  6. Рогов Е.И.Психология общения. -М: Владос, 2002.
  7. Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения ( журнал «Классный руководитель», № 2,8 2001год,№ 8 2002)