Обобщающий урок четверти по декоративно-прикладному искусству "Ярмарка в городе мастеров"

Разделы: МХК и ИЗО


 

Постановка проблемы:

Обобщить тему четверти по декаративно-прикладному искусству в оригинальной нетрадиционной форме.

Цели и задачи:

Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у детей.
Формирование художественно-творческой активности личности.
Развитие чувства сопричастности детей к истокам русской национальной культуры; обучение «языку» русских ремёсел.

Количество и возраст участников:

Ведущие-2 скомороха (учащиеся 7-8 классов); мастера-5 групп по 4 человека(учащиеся 3-7 классов); зрители-ученики тех же классов.

Необходимые ресурсы:

2 костюма для скоморохов, инструменты для работы мастеров: краски, кисти, ножницы, нерасписанные фигурки коней (сделанные учениками), чёрный картон, белая и цветная бумага.

Зрительный ряд:

Надпись «Ярмарка», иллюстрации разных видов ремёсел.

Ход праздника

Скоморох Фома

- Ото всех дверей, ото всех ворот
Подходи скорей, торопись народ!

Скоморох Ерёма

- Вас много интересного ждёт!

Фома

- К нам, в город Мастеров прибыли
Гости заморские, люд молодой, да удалой.

Ерёма

- А ещё к нам пожаловали купцы дорогие,
Люди торговые, на все руки мастера.

Фома

- Себя показать, товар свой продать,
Всё рассказать- не утаить,
Ничего не забыть!

(Заходит первая группа «Дымковские умельцы»)

Ерёма

- Но попасть к нам в город Мастеров не так-то просто: надо пройти испытание не мудрость.

Фома

- А помогут нам - загадки. Мы будем их вам загадывать, а в отгадку надо превратиться, т.е.показать при помощи движений, звуков, выражения лица.

Ерёма

1.Вот загадки для вас, внимание:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.

(Собака)

2.Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать грязь и мусор!
Он вдыхает много пыли,
Чтобы вы здоровы были.

(Пылесос).

(Заходит 2-я группа мастеров «вышивки»)

Фома

-А теперь загадки для вас:

1.Мягкие лапки
А в лапках- царапки.
Мохнатенькая, усатенькая
Ест и пьёт, песенки поёт.

(Кошка)

2.Из горячего колодца
Через нос водица льётся
В холод может нас согреть
Только должен закипеть.

(Чайник)

Ерёма

(заходит 3-я группа «Умельцы хохломы»)

А вот для вас загадки,а в отгадки нужно превратиться

1. Зимой- белый,
Летом- серый, длинные ушки
Торчат на макушке.

(Заяц)

2.Ног нет, а хожу.
Рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

(Часы)

(заходит 4-я группа «Вологодские кружевницы»).

Фома

1.Хвост-крючком,
Нос- пятачком.
По земле ходит,
А неба не видит.

(Свинья).

2.Я не хвастая, скажу :
Всё бельё «омоложу»!
Идут ко мне унылые,
С морщинками, со складками,
Уходят - очень милые-
Красивые и гладкие!

(Утюг).

(заходит 5-я группа «Жостовские мастера»)

Ерёма

1.В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его тут ежечасно
Выслушивать изволь.
Очень рано встаёт,
детям спать не даёт.

(Петух).

2.она сказала тихо:
хвалиться я не смею.
Конечно я не солнце,
И даже не луна.
Но я стараюсь очень,
стараюсь, как умею,
Чтоб жизнь была светлее,
Когда я включена.

(Лампочка)

Учитель(подходит к Дымково)

- Ну вот,мастера на место встали,
А теперь мы их представим
Здесь у нас купцы из слободы «Дымково»,
Что под городом Кировым.
Много лет назад - 100, а может 150, придумали
Лепит из глины игрушки: коней, индюков,
Барышень и кавалеров, да много всякого другого:
Узор из них- проще некуда: кружочки, полосочки,
Клеточки, пятнышки да точечки.
Зато краски яркие-яркие.
И поэтому пёстро, весело выходит.

2-й учитель (подходит к вышивке)

А здесь у нас мастерицы русской народной вышивки. Раньше на Руси девушки вышивали приданное особой вышивкой: знаками Земли, Солнца, живительной Воды. Эта вышивка особым образом заключала в себе добрые святые силы, она как оберёг хранила от бед, снимала усталость и умножала силы для трудов праведных.

3-й учитель (подходит к «Хохломе»)

-А здесь у нас мастера из большого торгового села Хохлома, что под Нижним Новгородом. Начало золотой росписи ведут от древних мастеров- Живописцев. Есть такая красивая легенда: давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Задела она золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. И с тех пор появилось название «»Золотая Хохлома».

1-й учитель(подходит к «Кружевам»)

- А это - купцы из Вологды. Вологодские кружева знают и любят во всём мире.
Это кружево создавалось крестьянками - талантливыми мастерицами. Из нитки- лёгкой как паутинка, на крошечных булавках они плели прозрачные кружева. Тонкие ажурные с фантастическими узорами, они то искрились ледяными кристаллами, то создавали впечатление цветущего луга, словно оживали.

2ой учитель (подходит к Жостово)

- А это гости из подмосковного села Жостово. Уже почти 2 столетия здесь изготавливают расписные лакированные подносы. На одних- цветы собраны в пышные букеты расположены в центре. На других разбросаны по всему подносу или в виде гирлянд идут по всему подносу или в виде гирлянд идут по краям. И расцветают пионы, розы, георгины, маки и незабудки, нарядные да яркие!

3-й учитель

- Но прежде, чем товар на ярмарке продать, нужно не лениться, а потрудиться, и его создать. Итак, дорогие мастера, за работу!

(работа в группах, учитель музыки работает с гостями: загадки, песни)

(Под конец практической работы включается «Барыня» ; выходят скоморохи Фома и Ерёма и расхваливают товар на столах)

Фома

Эх,ярмарка,ярмарка,
Огневая ярмарка!

Ерёма

Подходи бедный
Подходи богатый!
Подходи тонкий,
Подходи пузатый!

Фома

Эй, народ честной!
У ворот не стой!
Молод ты, аль стар
Выбирай товар!

Ерёма

У нас без обману!
Товар без изъяну!

Фома

Тут подносы расписные!
Посмотри, вот какие!
Ну, смелее, не скупитесь,
Вы купить их торопитесь!

Ерёма

А вот чашки для пшённой кашки!
А вот и блюдца, никогда не бьются!

Фома

Девки, парни, не зевайте:
Кружева повыбирайте!
Вот и вышивка-краса:
Это ж просто чудеса!

Ерёма

Тут игрушку для ребят!
Сами на тебя глядят:
Конь скачет, мамка плачет:
Где денег набраться?
Кошелёк ломаться!

Фома

Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Товарец важный,
Похвалит его купец каждый.
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар!

(Музыка «Барыня»,каждый ремесленник из своей группы выходит с лотком вперёд и хвалит свой товар)

Дымковские умельцы

Чем товар у нас не диво?
Конь украшенный красиво!
Он копытом так и бьёт!
Кто из вас кони встали в ряд
Раскупайте все подряд!

Вышивка

Нашу вышивку недаром
Знают люди всей земли.
Мы и к вам полно товару
Для продажи привезли.
Загляденье, хоть куда!
Покупайте, господа!

Хохлома

Кому посуда для кашки- окрошки?
Чудо-блюдо, чашки да ложки?
К вам приехала сама
Золотая Хохлома!
Посуда наша повсюду славится.
Подходите скорее, и вам понравится!

Кружева

На моей салфетке белой
Кружева - снежиночки.
Всем девчатам покажу -
Полюбуйтесь милочки!
Кружева - как вешний сад!
Покупай и стар, и млад!

Жостово

Мы приехали к вам в гости.
На весёлый праздник ваш.
Посмотрите на подносы-
Это ж просто вернисаж!
Всё в цвету - как Божий дар!
Покупайте наш товар!

Ерёма

Что-то гости засиделись
На своих местах пригрелись!
Нет, друзья, так не годится!
Продолжаем веселиться!

(Все поют весёлую русскую народную песню).

Учитель

Дорогие гости, купцы, да мастера!
Мы рады, что на нашей земле
Прошла такая весёлая ярмарка.
Спасибо вам за золотые руки,
Добрые сердца и весёлые песни!
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!!!